Человеческая игра есть изначально мотивированная осмысленная деятельность, которая включает в себя предметную, теоретическую и душевную деятельность.
Игра является инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учеников, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учеников волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению иностранным языком.
Для школьников игра — путь к познанию, так как играя ученики без особых усилий, с удовольствием включаются в процесс обучения, забывая, что идёт урок. С радостью играют ученики всех возрастов (дети, подростки, юноши), особенно если игра принимает форму соревнования, требующего смекалки, быстрой реакции, хорошего знания предмета.
Игра имеет большое значение в воспитании, в обучении и развитии детей как средство психической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Она позволяет преподавателю организовать деятельность учащихся, сделать ее более активной, заинтересовать их в изучении предмета и в поиске дополнительных средств для получения информации — то есть создать мотивацию, которой так часто не хватает нашим ученикам. Игра способствует развитию таких качеств как самостоятельность и инициативность.
Таким образом, игра представляет собой ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условия, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками — эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью воздействия.
В настоящее время в методической литературе существует достаточно большое количество классификаций, систематизирующих виды учебных игр в соответствии с тем или иным классификационным критерием. В данной статье игры будут разделены в зависимости от их целей.
Фонетические игры
Цели фонетических игр:
- тренировать учащихся в произношении английских звуков;
- научить учащихся громко и отчетливо читать стихотворения;
- формирование навыков фонетического слуха.
Систематичность применения специальных фонетических имитационных упражнений, фонетически направленных игровых заданий способствует формированию основ фонетических навыков.
Среди фонетических игр, используемых на начальном этапе обучения, можно выделить игры-загадки, игры-имитации, игры-соревнования, игры с предметами, игры на внимательность, игры-лото со звуками.
Лексические игры
Цели лексических игр:
- тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
- активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
- развивать речевую реакцию учащихся;
- познакомить учащихся с сочетаемостью слов.
Слова хранятся у нас в памяти ассоциативно-тематическими группами. Поэтому, формируя у учеников базовый словарь, то есть запас «кирпичиков», из которых они будут строить фразы, нам необходимо вводить новые лексические единицы тематическими группами.
В этой связи учебный материал объединяется вокруг основных лексических тем: семья, внешность, одежда, дом, школа, еда, домашние животные, звери, цвет и другие. Чтобы слова и выражения запоминались прочно, их надо очень много раз повторять.
При обучении лексике целесообразно использовать игры на карточках, картинках или кубиках.
Грамматические игры
Цели грамматических игр:
- научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;
- создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;
- развить речевую активность и самостоятельность учащихся.
Грамматические навыки — это фундамент, без которого может легко разрушиться всё хрупкое здание коммуникативности. Механический подход к усвоению грамматических конструкций (иначе говоря, простое заучивание парадигмы спряжения того или иного глагола, изолированного от контекста или речевой ситуации) имеет ряд недостатков.
Речь идёт об отсутствии навыка самостоятельно, грамматически правильно конструировать предложения. Разумное использование грамматических игр, как надёжное средство формирования грамматических навыков, реализуется учителями английского языка на практике.
Аудитивные игры
Цели:
- научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;
- научить учащихся выделять главное в потоке информации;
- развить слуховую память учащихся.
Данные игры представляют собой восприятие информации учениками на слух.
Речевые игры
Цели:
- научить учащихся умению выражать мысли в их логической последовательности;
- научить учащихся практически и творчески применять полученные речевые навыки;
- обучить учащихся речевой реакции в процессе коммуникации.
Самый эффективный вид игры для обучения говорению — это сюжетно-ролевая игра. С её помощью дети учатся переносить действия из одних условий в другие, начинают одушевлять неживую природу, создавать элементы нового. Так развиваются воображение, мышление, творческие способности, речь, воспитываются нравственно-волевые качества личности, интерес к личности другого.
Более того, благодаря сюжетно-ролевым играм происходит формирование критического мышления, т. е.
- комплекс когнитивных навыков и умений;
- открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный опыт;
- отражение оценочных и рефлексивных свойств мышления.
У учащихся формируются когнитивные навыки и умения:
- выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно, корректно;
- аргументировать свою точку зрения и учитывать мнения других;
- оценить информацию;
- уметь задавать вопросы;
- объяснить изученное и применить в практике.
Игры для обучения чтению
Цели:
- быстро и точно устанавливать букво-звуковые соответствия;
- правильно озвучивать графический образ слова и соотносить его со значением, т.е. понимать читаемое;
- читать по синтагмам, объединяя слова в определенные смысловые группы;
- читать в естественном темпе текст, построенный на знакомом языковом материале, с пропущенными словами или рисунками вместо слов;
- выразительно, с правильным ударением и интонацией читать вслух (парное обращенное чтение).
Игровые упражнения для обучения чтению — это упражнения на закрепление буквенно-звуковых связей, творческие задания на установление соответствия предлагаемых рисунков содержанию текста.
Взаимосвязь чтения с другими коммуникативными навыками и умениями может осуществляться посредством изобразительной деятельности.
Таким образом, игры способствуют выполнению важных методических задач:
- созданию психологической готовности детей к речевому общению;
- обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
- тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.