Создание конструкции слесарного стула для обслуживания автомобильной техники

№90-1,

технические науки

Проведение регламентных ремонтных работ пожарной техники является залогом ее надежности и постоянной готовности к применению. Для проведения ремонтных работ необходимо специализированное оснащение, в том числе ремонтные стулья и лежаки. В данной работе описана конструкция ремонтного стула.

Похожие материалы

Повышение надежности автотранспортных средств, используемых в системе МЧС и в любой другой сфере, является важной хозяйственной задачей. Данная проблема может быть решена обеспечением пожарно-спасательных гарнизонов современными надежными автомобилями или совершенствованием методов технической эксплуатации пожарной техники, а также устройств и оборудования для сервисного обслуживания и ремонта.

Своевременное и качественное техническое обслуживание пожарной техники является важнейшим элементом ее эксплуатации и должно обеспечивать постоянную готовность техники к боевому применению. В пожарно-спасательных частях в соответствии с имеющимися нормативными документами проводится техническое обслуживание автомобилей. Для выполнения ряда работ по техническому обслуживанию требуется специальное оборудование и вспомогательные устройства, позволяющие с большей эффективностью выполнять работы.

В настоящее время в пожарной охране эксплуатируются автомобили различного назначения выполненные на базе грузовых и легковых машин. Проведенный анализ техники показал, что пожарные автомобили, состоящие на вооружении, различных годов выпуска. Есть пожарные автомобили современные 2017 г.в., а есть и автомобили морально устаревшие, но исправные, например автоцистерна АЦ 2,0-40 на базе автомобиля ЗИЛ 1978 года производства.

Для всех этих автомобилей необходимо своевременное техническое обслуживание, а при необходимости и проведение мелкого ремонта.

Основной метод предотвращения неисправности пожарного автомобиля — это его техническое обслуживание. Значительное количество мелких неисправностей, как правило, происходит в нижней части автомобиля. Часто требуется выполнять ремонт деталей трансмиссии, систем питания, выпускной системы и ряд других работ.

Для доступа к нижней части автомобиля требуются специальное оснащение, включающее в себя подъемные устройства, смотровые ямы, трансформируемые лежаки, а также ремонтные стулья. Во многих пожарно-спасательных частях отсутствует указанное оснащения для проведения технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей, за исключением смотровых ям и эстакад.

В данной работе описана разработка конструкции ремонтного стула с возможностью регулировки высоты подъема. Это приспособление будет необходимо в пожарно-спасательных частях для водительского состава, которые непосредственно занимается мелким ремонтом и техническим обслуживанием автомобильной техники. Такой стул обеспечит удобство и снизит травматизм среди водительского состава.

Для решения задачи проектирования была разработана конструкция ремонтного стула с регулировкой высоты подъема (слайд) за счет пневматического механизма (рис. 1).

Механизм регулировки высоты подъема ремонтного стула
Рисунок 1. Механизм регулировки высоты подъема ремонтного стула

Ремонтный стул представляет собой сварную конструкцию, установленную на ролики, позволяющие перемещаться водителю возле нижней части автомобиля. Силовыми элементами конструкции являются труба квадратная 20х3. Общий вид ремонтного стула и механизм регулировки высоты подъема представлен на рис. 2.

Ремонтный стул с выдвижными ящиками под инструмент
Рисунок 2. Ремонтный стул с выдвижными ящиками под инструмент

Основными силовыми элементами конструкции кресла являются стандартные стальные профили квадратного сечения. Основной задачей расчетной части моей работы являлось выбор номера профиля. Номер профиля необходимо было выбрать таким образом, чтобы обеспечить необходимый запас прочности, а также легкость конструкции.

Для выявления наиболее опасного и слабого места спроектированной конструкции использовалась программа Компас. На представленной трехмерной модели (рис. 3) видим распределение напряжений в конструкции. Соответственно красным цветом указаны наиболее опасные участки, где и проводились проверочные расчеты на прочность. Силовые профили конструкции были подобраны с обеспечением запаса прочности.

Распределение внутренних напряжений в каркасе стула
Рисунок 3. Распределение внутренних напряжений в каркасе стула

Анализ напряженно — деформированного состояния силового каркаса проектируемого изделия показал, что наибольшее значение напряжений создается в нижней крестовине. Поэтому подбор типа профиля и его размера для обеспечения необходимого запаса прочности и экономической эффективности был выполнен для указанного элемента. Проектируемый металлический силовой каркас ремонтного стула представляет собой сварное соединение, у которого квадратные профили сварены встык.

На основании выполненной работы можем сделать следующие выводы:

  1. Определены недостатки существующих конструкций подкатных лежаков, используемых в пожарно-спасательных частях для проведения ремонта и технического обслуживания пожарных автомобилей.
  2. Разработана новая конструкция ремонтного стула с изменяемой высотой подъема.
  3. Произведено трехмерное моделирование разработанной конструкции.
  4. Проведен прочностной расчет конструкции с выбором необходимых размеров силовых элементов, обеспечивающих необходимый запас прочности.
  5. 5. Выполнено технико-экономическое обоснование разработки.

Список литературы

  1. Безбородько, М.Д., Желваков Е.М., Подгрушный А.В. Поддержание технической готовности автоцистерн объектовых пожарных подразделений в зимних условиях. – М.: Вестник Академии ГПС МЧС России, 2004.
  2. Мирошников, Л.В., Болдин, А.П., Пал, В.И. Диагностирование технического состояния автомобилей на автотранспортных предприятиях / Л.В. Мирошников, А.П. Болдин, В.И. Пал.– М.: Транспорт, 2008. – 267 с.
  3. Киселев В.В. Развитие технических средств для поведения обслуживания и ремонта пожарной техники. / NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 3. – № 57. – С. 151-156.
  4. http://ingeborga.xyz/oborudovanie-dlya-texnicheskogo-remonta-avtomobilej.
  5. Туревский И. С. Техническое обслуживание автомобилей. Организация хранения, технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта. / Издательство Форум, Инфра-М. – 2008. – 256 с.
  6. Беднарский В.В. Организация капитального ремонта автомобилей. / Издательство Феникс. – 2005. – 592 с.
  7. Киселев В.В. Использование современных методов при проведении ремонта и восстановления гидроцилиндров пожарных автомобилей. / NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 1. – № 52. – С. 3-6.