Индивидуальная работа со слабоуспевающими обучающимися по техническим дисциплинам

№91-1,

педагогические науки

В работе описаны возможные формы проведения работы преподавателя, направленной на повышение успеваемости обучающихся. Описаны некоторые новые информационные технологии, позволяющие повысить качество образовательного процесса.

Похожие материалы

Одной из сторон работы преподавателя образовательной организации высшего образования является внеаудиторная работа с обучающимися. Понятие внеаудиторной работы весьма широко и может включать в себя научно-исследовательскую работу, методическую работу, воспитательную работу, а также индивидуальную работу с обучающимися, которая направлена на повышение мотивации к изучению преподаваемых дисциплин и повышению успеваемости.

В структуре большинства учебных дисциплин, не смотря на их профиль: гуманитарный, естественно-научный или технический, учебное время, отведенное для изучения дисциплины, включает в себя аудиторную работу и самостоятельную работу. Что касается гуманитарного и естественно-научного цикла дисциплин, то здесь обучающемуся проще справиться с заданиями преподавателя, опираясь на конспекты или учебно-методическую литературу. С рядом специальных дисциплин, часто, дела обстоят сложнее. Обучающемуся требуются дополнительные консультации. Далеко не каждый обучающийся может с первого раза в составе группы разобраться в сути изучаемого вопроса так, чтобы правильно и в полном объеме выполнить задания преподавателя, выдаваемые для самостоятельного выполнения. В результате чего в ходе следующего занятия выясняются пробелы в знаниях отдельных студентов и, как следствие, появляются неудовлетворительные оценки.

Данную ситуацию вполне возможно исправить за счет дополнительных консультаций, организуемых преподавателями. Эти консультации можно организовывать как для отдельной группы студентов, не разобравшихся по какому-то конкретному вопросу, так и индивидуальные консультации для конкретных студентов. На наш взгляд наибольшую эффективность носят именно индивидуальные консультации. В ходе индивидуальной работы с обучающимся преподавателю гораздо легче разобраться в сути проблемы, понять, почему конкретный обучающийся отстает от группы, разобраться с этой проблемой и, возможно, перестроить свою методику объяснения учебного материала.

Иногда хороший положительный эффект дают индивидуальные задания. Опытный преподаватель всегда может оценить индивидуальные особенности каждого обучающегося и за счет выдачи индивидуальных заданий показать свою дисциплину несколько с другой стороны. Характер таких заданий может носить научную составляющую (работу с научной и учебной литературой по подготовке и написанию докладов), может носить творческую составляющую и так далее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого студента, кому необходима помощь.

Самым не эффективным способом работы над повышением успеваемости, на наш взгляд, является выдача заданий, направленных на заучивание определенного объема учебного материала. Эта работа тупиковая, не способная развить в студенте желание изучать конкретную дисциплину и не вызывающая ни какого интереса к ней.

Хороший результат по мотивации к изучению технических дисциплин и повышению уровня знаний в технических дисциплинах даю различные современные мультимедийные технологии, например компьютерное тестирование. Современные тестирующие программы способны на многое. В них могут встраиваться рисунки, чертежи, анимации, видео уроки. Тестирующие модули удобней всего интегрировать в электронные учебные пособия. Технический прогресс диктует свои новые реалии. Сегодня современному студенту гораздо проще и доступней работать с электронным ресурсом, нежели сидеть в библиотеке и работать с книгой. И здесь свою положительную роль могут сыграть электронные учебники. Технология создания подобных электронных образовательных ресурсов достаточно проста и обладает широкими возможностями. В ряде тестирующих программ есть возможность проведения поединков между обучающимися. Таким образом, повышение мотивации к обучению можно добиться в игровом соревновательном формате.

Хорошего результата можно добиться преподавателю в вопросе повышения успеваемости, если во время индивидуальной работы со студентами комбинировать разъяснение учебного материала с выдачей индивидуальных заданий по работе с электронными учебными изданиями.

Положительную роль может сыграть в этом вопросе и выдача индивидуальных заданий, с учетом уровня подготовки обучающихся. Не всегда мы можем добиться хорошего результата, если всех обучающихся в рамках учебной группы выстроить, что называется в один ряд. Бывают учебные группы ровные по знаниям и подготовке, но часто в группе есть студенты, обладающие более сильными знаниями, а есть и студенты, уровень знаний которых несколько ниже. Это, конечно же, не значит, что нужно требовать от всех по-разному, но учитывать эту сторону тоже нужно. Ведь в конечном итоге студент, становясь выпускником и получая диплом о высшем техническом образовании, должен обладать определенным набором компетенций, определенных государственным стандартом по направлению подготовки или специальности. И задачей каждого преподавателя, в рамках преподаваемой дисциплины, является именно способствование формированию этих самым компетенций.

Не маловажной стороной вопроса повышения успеваемости обучающихся является постоянный мониторинг получаемых студентами оценок. В ряде образовательных организаций на сегодняшний день функционируют электронные дневники, куда преподаватели заносят оценки. При помощи этой информации не сложно понять, почему происходит снижение среднего бала конкретного обучающегося. Если имеются проблемы исключительно по одной дисциплине, то здесь хороши будут ранее описанные методы, если же студент проваливается по многим предметам, то в данном случае усилия одного преподавателя могут оказаться недостаточными.

Подводя итог, можно отметить, что, несомненно, важную роль в вопросе успеваемости обучающихся играет компетентность преподавателя и его стремление постоянно совершенствоваться как в рамках преподаваемых дисциплин, так и с учетом развития и внедрения новых информационных технологий в сфере образования.

Список литературы

  1. Покровский А.А., Киселев В.В., Топоров А.В., Пучков П.В. Реализация информационных и профессионально-ориентированных образовательных технологий в учебном процессе. / Материалы VII Международной научно-методической конференции «Современные проблемы высшего образования». – 2015. – С. 44-49.
  2. Кропотова, Н.А., Легкова, И.А. Принципы адаптивности инженерно-технической подготовки кадров профессионального образования. // Надежность и долговечность машин и механизмов: сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции, Иваново, 12 апреля 2018 г. – Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2018. - С. 503-504.
  3. Горинова С. В., Кропотова, Н.А. Особенности подготовки специалистов РСЧС, работающих в сложных климатических условиях // Организация управления в РСЧС: сборник материалов научно-методического семинара. Иваново, 30 октября 2017 г. / сост. М. В. Чумаков, С. В. Найденова. – Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2017. – С. 7-11.