Роль куратора в организации учебной и воспитательной работы обучающихся

№90-1,

педагогические науки

Придя из школы в высшее учебное заведение студент сталкивается со множеством трудностей. Это и различные организационные вопросы, вопросы об участие в учебных мероприятиях, творческих мероприятиях и так далее. Для решения этих вопросов во многих учебных заведениях действует институт кураторства. В данной работе сделана попытка описать основные обязанности, возлагаемые на куратора учебной группы, и порядок работы с учебной группой.

Похожие материалы

Во многих образовательных организациях высшего образования организована работа кураторов учебных групп обучающихся. Изучение данного вопроса показало, что функции и права кураторов в различных вузах отличаются, но, тем не менее, их работа должна быть направлена, прежде всего, на повышение успеваемости обучающихся, а в отношении первокурсников еще и на скорейшую адаптацию в стенах учебного заведения.

В качестве кураторов учебных групп должны выбираться педагоги, имеющие большой опыт работы, способные стать настоящими наставниками обучающимся. Работа кураторов должна определяться руководящими документами, одним из которых является положение о кураторстве. В руководящей документации должны быть четко определены основные права и обязанности.

К обязанностям кураторов могут быть отнесены следующие:

  • владение общей информацией об обучающихся, такой как имя и отчество, семейное положение, год рождения, контактная информация, их деловые и моральные качества;
  • одной из основных обязанностей куратора учебной группы должно быть отнесено контроль успеваемости обучающихся;
  • другой важной составляющей успешной работы куратора является организация общих собраний учебной группы и проведение индивидуальных встреч с обучающимися, у которых возникают проблемы в учебе или другие трудные ситуации;
  • в отношении обучающихся первого года куратору необходимо проводить работу, направленную на ознакомление с их правами и обязанностями, нормами поведения, с нормативной документацией, регламентирующей образовательную деятельность;
  • что касается кураторов учебных групп выпускных курсов, то их работа должна быть направлена в большей степени на контроль выполнения выпускных квалификационных работ.

Для того чтобы лучше познакомиться с курируемой группой в процессе обучения целесообразно периодически присутствовать на занятиях в курируемой группе. Опытные педагог практически с первого занятия сможет определить сильные и слабые стороны как учебной группы в целом, так и сильные и слабые стороны отдельных обучающихся. Своевременная помощь слабоуспевающим обучающимся должна способствовать повышению мотивации к изучении различных дисциплин, а отдельные методические советы по изучению дисциплин или по организации самостоятельной работы должны поспособствовать повышению успеваемости.

Не секрет, что общую успеваемость обучающихся влияют множество различных факторов, в том числе и личная дисциплинированность студентов. Отвлекая преподавателя от объяснения учебного материала вопросами дисциплины, тем самым снижается его выдаваемый объем, большее количество уходит на самостоятельную работу. Далеко не все обучающиеся не в ущерб своему здоровью способны качественно освоить большой объем учебного материала самостоятельно. Поэтому индивидуальная разъяснительная работа со студентами, отвлекающими своих сокурсников во время занятий, также должна относиться к компетенции куратора учебной группы.

В настоящее время во всех образовательных организациях высшего образования большое внимание уделяется научной работе студентов, а также проведению различных учебных состязаний — конкурсов, олимпиад и так далее. Эти мероприятия способствуют получению углубленных знаний в различных областях, реализации различных творческих проектов, но и в целом мотивируют на обучение и соответственно также должны способствовать повышению успеваемости. На практике иногда складывается ситуация, когда не все обучающиеся своевременно узнают о подобных мероприятиях, хотя имеют желание и самое главное возможность и соответствующий потенциал для участия и получения хороших результатов. Роль куратора в этом направлении должна заключаться о своевременном доведении подобной информации до курируемой учебной группы. Причем потенциальное участие не должно ограничиваться только своим учебным заведением, но и выходить за его пределы. На первом году обучения сложно целенаправленно рекомендовать тому или иному обучающемуся конкретное мероприятие, но начиная со второго года обучения, когда картина личностных характеристик обучающихся становится более прозрачной, целесообразно рекомендовать то или иное научное или учебное мероприятие с учетом каждого конкретного студента.

Вопрос о периодичности проведения встреч с учебной группой должны решаться сугубо индивидуально в зависимости от текущей успеваемости учебной группы, наличия проблемных вопросов, загруженности учебной группы, но на наш взгляд должны организовываться не реже двух раз в месяц.

Основным вопросом, который должен подробно разбираться в студенческих группах должен быть вопрос текущей успеваемости. Куратору необходимо постоянно владеть этой информацией, видеть динамику среднего балла, уметь анализировать его изменение. В ходе таких встреч с учебной группой необходимо обращать внимание слабоуспевающих студентов на состояние дел, проводить разъяснительную работу по недопустимости получение неудовлетворительных оценок, а в случае их получения о своевременности их исправления. При подведении итогов следует обязательно отмечать в лучшую сторону обучающихся с высоким средним баллом, что будет являться примером для остальных.

Залогом успеха работы куратора в учебной группе, прежде всего, будет являться личная ответственность за итоговый результат и индивидуальный подход к каждому студенту.

Список литературы

  1. Покровский А.А., Киселев В.В., Топоров А.В., Пучков П.В. Реализация информационных и профессионально-ориентированных образовательных технологий в учебном процессе. / Материалы VII Международной научно-методической конференции «Современные проблемы высшего образования». – 2015. – С. 44-49.
  2. Покровский А.А., Никитина С.А., Киселев В.В., Зарубин В.П. Опыт применения информационных технологий в преподавании профессиональных дисциплин. / Материалы Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартов». – 2014. – С. 63-66.
  3. Киселев В.В., Пучков П.В., Мальцев А.Н. Развитие рейтинговой оценки знаний обучающихся по дисциплине «Прикладная механика». / Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Современные тенденции в науке, технике, образовании»: в 3-х частях. – 2016. – С. 54-55.