Принципы дошкольного образования

№91-1,

педагогические науки

В данной работе автор подвергнул оценке образовательные учреждения дошкольного образования. Обозначил основные проблемы с которыми столкнулись современные образовательные учреждения и наметил пути решения.

Похожие материалы

Дошкольное образование направлено на развитие умственного, физического, личностного характера в возрасте от двух месяцев и до семи лет, образовательными учреждениями выступают муниципальные, частные детские сады, центры дошкольного образования (далее ЦДО) и прочее. Основной задачей дошкольного образования является интеллектуальное, эстетическое и этическое воспитание.

В детском саду происходит знакомство ребенка с окружающими людьми в котором он учится общаться и взаимодействовать, общение со сверстниками позволяет обучаемому освоить новые умения, знания, в силу того, что эффект подражания в раннем возрасте очень силен. Умение адаптироваться в социуме является важным навыком ребенка приобретаемый в детсадах или ЦДО, благодаря активной деятельности воспитателей, общеизвестно то, что дети которые не проходили подобного рода практику испытывают трудности с адаптацией в школьном обществе. Помимо навыка адаптации, детсады способствует развитию таких способностей как: волевое поведение, умение находить компромиссы, ребенок учится отстаивать собственные интересы без ущерба интересов других. Но основное умение которое приобретает ребенок — это самостоятельный выбор интересующей деятельности. Формируются перечисленные нами качества в игровом процессе, то бишь естественным образом и являются основой воспитательного процесса, в котором развивается коммуникация, самостоятельность.

Обучение в «индивидуальном» порядке способно развить у ребенка подобного рода навыки, но не способно предоставить практику сосуществования в коллективе.

«Современное дошкольное образование ориентировано на развитие личностных качеств ребенка. Пребывание в коллективе ровесников позволяет ребенку научиться общаться, отстаивать свое мнение и свои интересы, а также учитывать интересы и мнение окружающих. У детей формируется представление о социальном устройстве, ведь именно в детском саду происходят первые ролевые игры, например, «дочки-матери».

Для полноценного развития личности, обучаемого следует ставить целью развить умственные, нравственные, эстетические и физические качества, которых можно достичь используя различного рода развивающую деятельность: рисование, создание поделок и аппликаций, конструирование, занятия музыкой, физкультурой и т.д.

«Как правило, современное дошкольное образование предоставляет достаточно широкий ряд занятий, предназначенных для разностороннего развития детей. Детский сад или центр дошкольного образования может предложить детям дополнительные занятия иностранным языком, хореографическую подготовку, занятия ритмикой, обучающие компьютерные программы и многое другое».

На данный момент дошкольное образование состоит из 5 основных личностных потенциалов (познавательного, коммуникативного, эстетического, ценностного и физического), современное дошкольное образование представляет собой своего рода "модель" выпускника, включающий в себя основные качества, умения и навыки, прививаемые ребенку.

«Модель» выпускника может включать в себя такие параметры, как:

  • уровень физического развития;
  • степень закаленности;
  • приобретение основных навыков гигиены;
  • освоение основных видов двигательной активности;
  • формирование интеллектуальных предпосылок для начала обучения в школе;
  • работоспособность;
  • развитие интереса к миру, стремления к познанию;
  • интерес к творческой деятельности;
  • развитие воображения;
  • стремление к самостоятельности;
  • приобретение основ культуры общения;
  • освоение основных правил дисциплины;
  • степень осознания своих возможностей;
  • умение действовать в коллективных целях»

На настоящий момент дошкольное образование имеет ряд проблем, основной из которых является нехватка мест в детсадах для детей, очередь на забронированное место чаще всего растягивается на несколько лет. Еще одной проблемой является нехватка квалифицированных специалистов, корень которой лежит в нежелании обученных специалистов устраиваться за столь низкую заработную плату которую имеют сотрудники муниципальных детских учреждений. По этой причине образовательные учреждения устраивают на работу деятелей с низкой квалификацией. Иным образом обстоят дела в частных детских садах, руководство принимает только квалифицированных специалистов с соответствующей заработной платой — это и объясняет высокий уровень качества образования в частных детсадах.

Но, не смотря на многие проблемы раскрытые нами ранее, наибольшую актуальность приобретает вопрос преемственности обучения. Несоответствие требований выдвигаемые к первокласснику и ребенку старшей группы детсада ведет к трудностям связанных с дисциплинированностью, работоспособностью и интеллектуальными способностями. Дело в том, что от первоклассника требуют послушания, усидчивости, умения счета и чтения, что не входит в образовательные программы детских садов. Чтобы избежать подобного рода трудностей родителям рекомендуется изучить рабочие программы детского сада и школы в которой планируется обучение, при обнаружении несоответствия необходимо организовать для ребенка дополнительные занятия в детском центре, или воспользоваться услугами репетитора, или заняться образованием ребенка самостоятельно.

Таким образом, психологическая неподготовленность ребенка к обучению в учебном учреждении общего образования может осложнить ситуацию, дабы избежать подобных трудностей следует включить в дошкольное образование занятия по подготовке к школе.

Список литературы

  1. Серебринская М. А. Дошкольное образование в России [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Международной научной конференции. — Пермь: Меркурий, 2013. – С. 49-51
  2. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология [Текст]/ Л.Д. Столяренко. – М.: Наука, 2004. – 544 с.
  3. Яковлева Г. Г. Современные подходы в дошкольном образовании и подготовка кадров. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. - 294 с.