Управление инновационными процессами в образовательной организации

NovaInfo 126, с.71-73, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

Данная статья посвящена вопросам управления инновационными процессами в образовательной организации, автором отмечается, что управлению инновационными процессами на сегодняшний день придаётся огромное значение. Локальные практики и инициативы по внедрению инноваций рассматриваются сегодня как точки роста всего образования.

Ключевые слова

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД, ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИННОВАЦИИ, СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Текст научной работы

Актуальность темы определена тем, что управление инновационными процессами в образовательной организации является новым подходом к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм, использование новейших технологий.

Организация обучения всегда должна соответствовать новейшим технологиям, поскольку от этого зависит будущий уровень развития государства.

Внедрение прогрессивных методов обучения, среди которых следует особо выделить инновационные технологии, позволит сформировать модель современной учебной деятельности, предусматривающую тесную взаимосвязь теории и практики, науки и производства, формирование у учащихся, компетентности, творчества, индивидуальности в принятии решений, соответствующих нравственных и гуманистических качеств [3, c.97].

В основе современного образования лежит активность ученика, направляемая учителем. Вопросы управления инновационными процессами в бразовательной организации нашли свое отражение в исследованиях О.В. Ковальчука [1], Г. Ю. Ксензовой [2], Н.А. Поповой [3], О.Г. Тринитатской [4], Л.А. Харисовой [6] и другие.

Указанные авторы рассматривают инновационную деятельность через призму четырёх основных аспектов: организационного, функционального, содержательного и психологического.

В данном контексте организационные и функциональные инновационные аспекты деятельности образовательных организаций обусловлены четким разграничением функций между менеджерами образования и педагогами, рациональной расстановкой методических кадров.

Содержательные аспекты инновационной деятельности связаны с активизацией экспериментальной деятельности образовательных организаций, что предполагает выполнение новых функций педагогами и менеджерам образования [3, c.98].

Содержательную сторону результата инновационной деятельности характеризуют критерии новизны (вид, уровень). Психологические аспекты инновационной деятельности образовательных учреждений обусловлены изменением сознания работников системы образования по развитию участников учебно-воспитательного процесса и обеспечиваются реализацией функций психолого-управленческого и психолого-педагогического консультирования [5, c.76].

Л.А. Харисова отмечает, что реализация инновационной деятельности возможна на основе личностно-ориентированного подхода, который нельзя отождествлять с индивидуальным, поскольку это понятие является более ёмким и интегрирует в себе другие подходы — деятельностный, социально-психологический, индивидуальный, возрастной [6, с.82].

Кроме того личностно-ориентированный подход в организации инновационной деятельности рассматривается исследователями в тесной связи с системно-психологическим подходом, благодаря привлечению обучающихся к видам учебной деятельности, которые своим дидактическим содержанием и структурой способствуют достижению положительных результатов в развитии творческих способностей обучающихся, формировании системы творческих умений и навыков [1, c.92].

Это предполагает то, что учитель должен проектировать и внедрять новые педагогические технологии в организацию учебной деятельности учащихся.

Такие технологии должны обеспечивать сочетание репродуктивных методов получения учащимися готовой информации с инновационными, например, с методами проблемного обучения, при которых деятельность обучающихся носит поисковый, творческий характер.

Новые технологии отличаются от традиционных максимальной индивидуализацией и оптимальным управлением педагога, что требует определенных изменений в организации всего учебно-воспитательного процесса [4, c.105].

Инновации формируют облик современного мира, стремительно меняющегося. Инновационные технологии появляются сегодня нарастающими темпами, от них зависит развитие государства и общества. И для каждого человека, в том числе и сегодняшнего ученика, важно, чтобы состояться и как личность, и как профессионал, и как член общества, овладеть инновационным мышлением [2, c.93].

В определении, «управление инновационными процессами», особо хотелось бы выделить слова «изменение системы из одного состояния в другое». То есть среда порождает инновации, которые призваны по сути ее же и изменить, поднять на более высокий уровень.

Инновация — создание новых продуктов с помощью принципиально новых знаний, новой организации труда и новых методов управления [5, c.75].

Деятельный подход, зафиксированный в стандартах уже третьего поколения, как нельзя лучше соответствует задачам формирования инновационного мышления у школьников. Но и к педагогу, естественно, предъявляются особые требования.

Перед педагогом стоит двойная задача: овладеть инновационными образовательными технологиями, чтобы с их помощью сформировать и развить инновационное мышление школьников [6, c.84].

Сложное цифровое окружение, непрерывно изменяющаяся технологическая среда требуют от человека (и учителя, и ученика) определенного уровня образования для выполнения социальных функций. Можно ли достичь этого уровня традиционными, а иногда и устаревшими морально методами обучения. Очевидно, нет. Кроме того, информационная эпоха предъявляет к личности весьма высокие требования в плане освоения возрастающих массивов информации.

При использовании только традиционных методов обучения школьники не смогут усвоить необходимый объем информации, возникнут сложности. Надо учесть, что в обычной жизни ученик находится в интересном ему интерактивном окружении, а в школе зачастую попадает в формализованную скучную обстановку. Пропадает самое важное: личный интерес и мотивация к обучению. Ученик пытается обойтись в процессе учебы минимальными действиями и минимальными усилиями [6, c.85].

Интеллектуальный потенциал его остается неиспользованным. Знания кажутся балластом, непригодным в условиях реальной жизни, и забываются за короткое время. А учителям кажется, что они сделали все, что могли, что бьются как рыба об лед.

Это огромная проблема в образовательном процессе сегодня. Конечно, инновационные образовательные технологии — только инструмент, не самоцель обучения. Но они должны стать для учителей и учеников привычными, как мел и доска.

Организация может достичь наивысшего уровня своего развития только в том случае, если будет создавать культуру творческой неудовлетворённости.

На сегодняшний день используется множество разновидностей инноваций для педагогической деятельности. Их внедрение зависит от нескольких факторов — это статус учреждения, его собственные традиции. Однако, можно выделить и общие моменты, характерные для многих учебных заведений [4, c.152].

В том числе дидактические технологии, различные типы проектирования, которые позволяют совместить привычные педагогические приемы и новшества. К ним можно отнести самостоятельные работы, выполняющиеся при помощи учебника, создание каких-либо проектов на компьютере, обучение в малых группах дифференцированным методом, система «консультант» и применение мультимедийных средств обучения.

На практике все эти методы применяются в комбинации друг с другом. В таком случае для общей накопительной системы оценок используется портфолио.

Таким образом, педагог получает возможность фиксировать результаты каждого из учащихся на протяжении длительного периода времени, оценивать его прогресс и достижения по итогам определенного периода времени [1, c.94].

С помощью портфолио система оценивания знаний и навыков учащихся педагогом, переводится в плоскость самооценки, благодаря чему все субъекты, вовлеченные в процесс обучения (педагог, ученик и его родители) больше взаимодействуют друг с другом, работают над созданием портфолио вместе, в результате чего возникает эффект непрерывности пополнения оценки [1, c.95].

Портфолио в образовательном процессе выполняет такие функции как:

  • повышает мотивацию педагогов, учащихся и родителей на достижение более высоких результатов;
  • позволяет зафиксировать динамику развития навыков учащихся за определенный промежуток времени;
  • способствует непрерывному и стабильному развитию научных знаний и личностных качеств по мере перехода из класса в класс;
  • дает возможность полностью раскрыть достижения учащихся и выполненных ими работ.
  • добавляет рейтинговую составляющую, благодаря чему виден весь диапазон навыков и знаний.
  • корректирующая функция направляет развитие учащегося в рамки требования образовательных стандартов и социума;
  • помогает создать условия для формирования основ квалиметрической компетенции [1, c.96].

Таким образом, обновление образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования, отличий традиционной, развивающей и личностно ориентированной систем обучения; понимания сущности педагогической технологии; знания интерактивных форм и методов обучения, критериев технологичности; владения технологиями целеполагания, проектирования, диагностирования, проектирования оптимальной авторской методической системы, развитых дидактических, рефлексивных, проектировочных, диагностических умений; умения анализировать и оценивать свой индивидуальный стиль, а также особенности и эффективности применяемых педагогических технологий и собственной педагогической деятельности в целом.

В связи с изложенным необходимо отметить, что внедрение инновационных механизмов развития образовательной организации будет зависеть от инновационной активности, инновационного поведения руководителя образовательной организацией и педагогического коллектива.

Читайте также

Список литературы

  1. Ковальчук О.В. Модернизация и проблемы инновационного управления развитием образовательных систем [Текст] / О.В. Ковальчук // Человек и образование. — 2018. — № 3 (36). — С. 92-97.
  2. Ксензова Г. Ю. Инновационные процессы в образовании. Реформа системы общего образования [Текст]: учебное пособие / Г. Ю. Ксензова. — М.: Юрайт, 2021. — 349 с.
  3. Попова Н.А. Инновационная школа: управленческие аспекты деятельности в условиях изменения парадигмы образования [Текст] / Н.А. Попова // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2018. — № 2. — С. 97-101.
  4. Тринитатская О.Г. Проектное управление, стратегическое моделирование, технологизация современного образовательного пространства [Текст]: учебник / О.Г. Тринитатская, Т.А. Безматерных, О.А. Назарчук; науч. ред. С.Ф. Хлебунова. — Ростов н/Д.: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2019. — 360 с.
  5. Тринитатская О.Г. Управление инновационными процессами в образовательном учреждении [Текст]: учебник / О.Г. Тринитатская, Л.Г. Захарова, Т.А. Безматерных. — Ростов н/Д.: изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2016. — 288 с.
  6. Харисова Л.А. Инновационные процессы в общем образовании [Текст] / Л.А. Харисова // Проблемы современного образования. — 2018. — № 1. — С. 82-87.

Цитировать

Кистнер, Т.Д. Управление инновационными процессами в образовательной организации / Т.Д. Кистнер. — Текст : электронный // NovaInfo, 2021. — № 126. — С. 71-73. — URL: https://novainfo.ru/article/18694 (дата обращения: 15.08.2022).

Поделиться