Минимизация ключевых рисков в области взаимодействия бизнеса и государства

NovaInfo 94, с.36-41, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В статье приводится краткая характеристика ключевых рисков, возникающих в процессе реализации проектов на условиях ГЧП, а также способы их минимизации.

Ключевые слова

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО, ИНВЕСТИЦИИ, РИСКИ, ГОСУДАРСТВО, ИНВЕСТОР, ПРОЕКТЫ

Текст научной работы

Создание действующей системы государственно-частного партнерства является достаточно трудным процессом, направленным на балансировку интересов всех его участников, среди которых, с одной стороны — частные инвесторы, а с другой — государство, озабоченное удовлетворением общественных потребностей в различного рода учреждениях. Всем участникам проектов государственно-частного партнерства необходимо четкое определение рисков, связанных с инвестированием.

Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 224-ФЗ от 13 июля 2015 года, принятый с целью создания нормативно-правовой основы привлечения частных инвестиций в экономику РФ, на законодательном уровне закрепил понятие государственно-частного партнерства — «…юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения доступности и повышения качества товаров, работ, услуг, обеспечение которыми потребителей обусловлено полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления» [1].

Исходя из предложенного определения можно сделать вывод, что государственно-частное партнерство (далее — ГЧП) подразумевает собой четко согласованную схему взаимодействия властей и бизнеса по вопросам реализации инвестиционных проектов, которые были бы выгоды обеим сторонам. Так, государство заинтересовано в получении определенного объекта, функционирующего на благо общества, а частный инвестор заинтересован в получении прибыли посредством эксплуатации данного проекта.

В качестве основных примеров реализации проектов на условиях ГЧП на территории Москвы можно привести следующие проекты: строительство Северного дублера Кутузовского проспекта, создание транспортно-пересадочных узлов, приобретение на условиях контракта жизненного цикла вагонов для нужд метрополитена, а также низкопольных трамваев и автобусов и другие.

В 2018 году в Правительство Москвы поступила также частная концессионная инициатива о реализации комплексного проекта по строительству современной канатной дороги между станциями метро. Кроме того, в городе на условиях ГЧП реализуются программы льготной аренды с инвестиционными обязательствами, ориентированные на участие малого и среднего бизнеса, такие как создание медицинских кабинетов общей врачебной практики (проект «Доктор рядом»), частных детских садов и школ и восстановление объектов культурного наследия.

Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП 2017-2018
Рисунок 1. Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП 2017-2018

Москва является лидером рейтинга по уровню развития государственно-частного партнерства в России в 2018 году [4]. Столица активно вовлекает бизнес в решение общегородских задач за счет использования механизмов ГЧП. Городом взят стратегический курс на тщательную проработку правовых и экономических условий долгосрочных проектов. Отдельное внимание уделяется дальнейшему развитию механизма ГЧП путем принятия необходимых регламентирующих актов.

Несмотря на активное развитие ГЧП, стоит отметить, что реализация подобных проектов сталкивается с рядом рисков, основные из которых перекладываются на частного инвестора. При этом в отличие от других видов хозяйственной деятельности экономических субъектов, ГЧП характеризуется повышенными рисками. Ключевыми рисками считаются политический и экономический, которые связаны с постоянными изменениями законодательства, банковских процентных ставок, инфляционного ожидания, курсов валют, которые создают наибольшие препятствия в реализации проектов.

Итак, одним из ключевых рисков, присущих ГЧП можно назвать политико-правовой риск, который может повлечь за собой ряд финансовых потерь по причине политической нестабильности, изменения законодательства и изменения политической системы в целом [3].

Одним из примеров можно назвать введение ограничительных мер на Россию в виде санкций. Хотя, правительство РФ считает, что возможное ужесточение санкций не сможет оказать влияния на рынок ГЧП и концессий в России, поскольку ограничительные меры, принятые в отношении РФ, уже значительно изменили этот рынок.

Отсутствие единой стабильной политики на федеральном уровне в отношении проектов ГЧП — основная существующая проблема на данный момент. У проектов ГЧП долгосрочная природа, поэтому они создают для бизнеса уникальную возможность стабильного развития и предсказуемой доходности. Однако, для того чтобы принять решение о таких долгосрочных вложениях, нужен высокий уровень доверия к системе в целом. Уровень институционального доверия к системе невозможно сформировать иначе как успешными прецедентами и практиками реализации текущих проектов на продвинутых стадиях. Поэтому решение проблем ГЧП-рынка заключается в новых качественных ГЧП-проектах и практиках.

Следующим риском в системе ГЧП является экономический риск. Указанный вид рисков может выражаться в неполучении запланированного объема выручки, в проблеме неплатежей, в неверном подсчете размера требуемых капитальных вложений, в наличии кредитных и валютных рисков и т.д.[2]

Основное видение решения проблемы развития ГЧП, представляется в минимизации политических и экономических рисков, а именно, создании банковского консорциума, что позволит увеличить финансирование значимых проектов на основе механизма государственно-частного партнерства.

В этой связи, на наш взгляд, целесообразно осуществлять подробный анализ, оценку и разработку способов минимизации в первую очередь наиболее вероятных видов рисков — экономических и политических. Пример приведен в таблице 1.

Таблица 1. Распределение рисков между публичным и частным партнерами в рамках реализации проекта ГЧП

Наименование и характеристика риска

Распределение риска

Способ минимизации риска

Экономические риски

Превышение расчетной стоимости проекта

Частный партнер

Заключение контактов (договоров) на базе твердых цен, наличие валютных оговорок, штрафных санкций

Финансовая нестабильность организации, отсутствие свободных

оборотных средств

Частный партнер (публичный партнер в случае расторжения соглашения в связи с банкротством частного партнера)

Предусмотреть наличие необходимых средств при утверждении проекта;

контроль выполнения сроков оплаты по договорам;

хеджирование валютных рисков при помощи производных финансовых инструментов

Неплатежеспособность организации

Рост курсов валют по отношению к рублю

Политико-правовой риски

Затягивание сроков получения разрешительных документов

Публичный партнер

Обеспечение высокого уровня административного сопровождения на протяжении всего срока реализации проекта;

проведение предварительных переговоров с представителями организаций, с которыми планируется взаимодействие в части получения разрешительных документов

Изменение законодательства и нормативов, влекущее дополнительные затраты

Публичный партнер, частный партнер

Прогноз бюджета проекта с учетом возможных рисков колебаний стоимости

Комплекс мероприятий управления рисками, включающий описание рисков, оценку уровня риска, распределение рисков по субъектам взаимоотношений, позволит нивелировать или минимизировать негативные рисковые последствия.

Читайте также

Список литературы

  1. Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 224-ФЗ от 13.07.2015 г.
  2. Взаимодействие бизнеса и органов власти : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. И. Марковская [и др.] ; под ред. Е. И. Марковской. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 304 с.
  3. Воронина, Л. И. Социальное партнерство. Взаимодействие власти, бизнеса и наемного персонала : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. И. Воронина ; под науч. ред. Г. Б. Инванцова. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 246 с.
  4. http://pppcenter.ru/ Сайт Национального центра государственного-частного партнерства

Цитировать

Клещева, Т.О. Минимизация ключевых рисков в области взаимодействия бизнеса и государства / Т.О. Клещева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2018. — № 94. — С. 36-41. — URL: https://novainfo.ru/article/16014 (дата обращения: 07.10.2022).

Поделиться