Применение государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ: мировой опыт

№102-1,

экономические науки

Данная статья посвящена изучению мирового опыта применения государственно-частного партнерства, как возможного механизма для решения проблем в сфере ЖКХ.

Похожие материалы

Одной из наиболее важных отраслей экономики страны является жилищно-коммунальное хозяйство, которой охватывается многоотраслевой производственно-технический комплекс, оказывающий значительное влияние на любую сферу жизнедеятельности общества. В настоящее время отрасль ЖКХ в достаточно сложном положении, как в экономическом аспекте, так и техническом. Аварийное состояние коммуникаций, низкий уровень качества предоставляемых услуг, неэффективное использование ресурсов — это основной перечень проблем, с которым сталкивается данная отрасль, данные проблемы приобрели системный характер и нуждаются в новом подходе для их решения. По опыту зарубежных стран в качестве инструмента, способного изменить сложившуюся ситуацию в сфере ЖКХ, выступает государственно-частное партнерство. Поэтому в современных условиях необходимость реформирования отрасли ЖКХ в России становится очевидной.

Впервые понятие государственно-частного партнерства появилось в XX в. в Великобритании. В 1992 году правительством Великобритании было объявлено о так называемой «частной финансовой инициативе» (Private Finanse Initiative — PFI), которая выступала в качестве модернизированной концепции управления государственной собственностью. Суть данной концепции основана на том, чтобы согласно договоров о государственно-частном партнерстве передавать частному сектору функции финансирования объектов социальной, а также производственной инфраструктуры, которая находится в собственности государства [4].

Последние десять лет развитие государственно-частного партнерства в России стало достаточно распространенным явлением, которое распространилось в разные сферы деятельности и отрасли, в частности и сферу ЖКХ, однако, на законодательном уровне закреплена исключительно одна его форма — концессия. По данным Министерства энергетики Российской Федерации, 62% сетей и 38% генерации требуют реконструкции и модернизации, поэтому законодатель уделил особое внимание регламентированию механизмов взаимодействия именно в сфере ЖКХ [3].

Динамика роста числа реализуемых проектов государственно-частного партнерства в России в сфере ЖКХ
Рисунок 1. Динамика роста числа реализуемых проектов государственно-частного партнерства в России в сфере ЖКХ

В 2014 году было заключено всего 112 соглашений, на ноябрь 2017 года число соглашений выросло в 18 раз. При этом было привлечено 436 млрд. рублей частных инвестиций, но, по оценкам Счетной палаты Российской Федерации, данная сумма составляет всего 14% от средств, которые необходимо вложить в отрасль, кроме того, ежегодно в сферу ЖКХ необходимо вкладывать 500 млрд. рублей. Таким образом, накопительным итогом за 3 года было вложено 436 млрд., а ежегодная потребность инвестиций в отрасль — 500 млрд. 98% от всех соглашений (на ноябрь 2017 года) — это концессионные соглашения в сфере коммунальной инфраструктуры, из них — 963 проекта — водоснабжение и водоотведение, 974 — теплоснабжение [3]. Таким образом, основная масса проектов приходится на жилищно-коммунальное хозяйство. Однако, как показывает практика существенных изменений в ЖКХ не происходит, состояние коммунальной инфраструктуры на территории Российской Федерации довольно плачевно.

Данная форма государственно-частного партнерства используется и за рубежом, тем не менее, как показывает практика не всегда она является эффективной и приносит ожидаемый результат. Данный аспект обусловлен сложностями при разработке таких проектов, а также отсутствием налаженной системы распределения рисков между всеми участниками. На основании этого представляется необходимым изучить мировой опыт использования различных механизмов государственно-частного партнерства в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Изучив мировой опыт использования государственно-частного партнерства был установлен ряд особенностей во взаимоотношениях, складывающихся между государством, собственниками жилья и частным бизнесом, обозначим их.

Рядом стран развитие государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ осуществляется без вмешательства со стороны правительства, к таким странам относятся США и Великобритания. Скандинавские страны, в частности Швеция, выбрала политику государственного регулирования услуг в сфере ЖКХ, особенно в части поддержки малообеспеченного населения. Необходимо обратить внимание, что подавляющее большинство индустриально-развитых стран характеризуется экономическим подходом, основанным на соблюдении интересов всех сторон данного процесса: квартиросъемщиков и организации, которая предоставляет услуги ЖКХ. Например, в Швеции, тарифы на оплату услуг ЖКХ устанавливается согласно проведения успешных переговоров межу участниками сделки, в случае отсутствия согласия, предоставляется возможность обращения в специальный суд для разрешения конфликта сторон [2].

Богатый опыт совместного управления ЖКХ акционерными обществами имеет Финляндия, в стране практически отсутствует муниципальное жилье, весь жилой фонд принадлежит собственникам. Регулирование ЖКХ осуществляется предпринимателями, государство можно сказать не принимает участия в данном процессе. Помощь от государства выражается только в участии его при погашении процентов по кредиту, который берется акционерным обществом, например, для проведения капитального ремонта. Такой кредит является долгосрочным сроком от 15 до 20 лет и распределяется между всеми участниками общества. В стране отсутствует система тарификации на услуги ЖКХ, они устанавливаются путем ведения переговоров председателем акционерного общества, от его опыта и способностей зависит какой тариф будет установлен за воду, газ, тепло для жителей дома. Также стоит отметить, что правительством устанавливаются стандарты по обеспечению жилого фонда, например, качество воды. Значительное внимание уделяется проблеме задолженности по коммунальным услугам, если накоплена установленная сумма долга, то жильцам грозит выселение, однако, это не лишает их права собственности, но лишает права пользоваться ей [1].

Опыт Франции основывается условиях договора концессии между частными операторами и собственниками жилья. Услуги ЖКХ оказываются концессионером, которым за их предоставление взимается оплата. Государством в данном случае устанавливаются стандарты на предоставляемые услуги, которыми ведется обеспечение домов. В договоре концессии на предоставление коммунальных услуг определены тарифы.

Передовиком среди стран посткоммунистического пространства, которые включились в реформирование ЖКХ стала Польша. На современном этапе в стране получило широкое развитие товарищества собственников жилья (ТСЖ). Оплата коммунальных услуг должна осуществляться своевременно, в случае неплатежей, ТСЖ ведет с ними работу по урегулированию задолженности. Максимально возможным сроком отсутствия платежей за услуги ЖКХ составляет 3 месяца. Необходимо отметить факт того, что тарифы на коммунальные услуги значительно различаются даже между рядом стоящими домами, причиной этому служит индивидуальная система тарификации, которая учитывает много факторов, начиная от конструкции здания, заканчивая материалами, из которых изготовлены окна и двери, а также ряд других. Стоит обратить внимание на участие государства в помощи населению в части дотаций на оплату услуг ЖКХ для нуждающихся и малоимущих. Сумма дотации находится в прямой зависимости от дохода семьи, ее состава, площади квартиры и размера расходов на нее [1].

Подводя итого, хотелось бы отметить, что даже столь поверхностное исследование государственно-частного партнерства в зарубежных странах позволило установит, что успешная политика в сфере ЖКХ является следствием использования гибких форм и методов управления, наиболее важными и перспективными, на наш взгляд, которые связаны со сферой ЖКХ в рассмотренных странах, являются концессия и акционирование. Используя мировой опыт можно дать рекомендации по направлениям его применения в России: привлечение частных инвестиций в сферу предоставления коммунальных услуг; усовершенствование антимонопольных регуляторов; использование выделенных средств по целевому назначению.

Список литературы

  1. Алиева Ж.М. Зарубежный опыт государственно-частного партнерства в сфере финансового обеспечения объектов жилищно-коммунального хозяйства // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 1-1. — С. 763.
  2. Машкова С.И. Применение механизма государственно-частного партнерства в сфере жилищного коммунального хозяйства // В сборнике: Начало в науке. — 2017. — С. 91-94.
  3. Применение механизмов государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства (водоснабжение/водоотведение, теплоснабжение) / Автономная некоммерческая организация «Национальный Центр развития государственно-частного партнерства». — М.: АНО «Национальный Центр ГЧП», 2017. — 77 с.
  4. Стукалова И.Б., Проваленова Н.В. Зарубежный опыт развития жилищно-коммунальных услуг на основе государственного частного партнерства // Вестник НГИЭИ. — 2018. — № 1 (80). — С. 76-88.