О сознании и национальном самосознании

№94-1,

педагогические науки

В статье освещается о национальном сознании, которое считается продолжением этнического сознания, возникшего в начальных стадиях этнической цивилизации и развития, относительным к определенной нации (этническому единству).

Похожие материалы

Осознание нацией своего прошлого, сегодняшнего состояния и общую сферу своей деятельности и есть национальное самосознание. Самое высшее достоинство человека — это познать самого себя. Человек, осознавший себя, эта личность чувствующая ответственность перед обществом, людьми, семьей, перед друзьями, коллегами. Чем выше ответственность, тем это выражается в последующих шагах человека, отражающее величие и гармоничность в пути развития. Человек уважающий себя — это тот человек который познал себя. На этой основе нужно обязательно формировать у молодежи позицию гражданского долга. А это достигается путем сильной веры, сохранения и удерживание себя от плохих вещей, поступков и т.д.. В этом обязательно должна быть мера. Наш предок Махмуд Замахшарий по этому поводу говорил: «Полнота и чрезмерность приводит к вреду. Например, если в одной руке будет шесть пальцев то это не полноценность, а недостаток». А также в достижении совершенства личности основополагающую роль играют два аспекта в мышлении и воспитании — нравственность и размышление, которые требуют одновременного внимания и достижения соответственности. То есть всякое воспитание требует нравственные аспекты и размышление. Если нравственность это наша сущность, то размышление проявляется через вкус и восприимчивость.

Некоторая молодежь знают о человеке и его феномене, так как читали или выучили наизусть. Но они затрудняются в применении в своей жизненной деятельности этих качеств. Например некоторая молодежь, зная о том что нужно чтить старших, быть с окружающими более благоразумным, контролировать и управлять самим собой, не соблюдают этих нормы. И это объясняется отсутствием смышлёности. То есть существование нравственности и размышления говорит о гармоничности ума и проницательности.

На этом аспекте нужно учесть то, что наличие великого ума не предъявляет о воспитанности той или иной личности, а в особенности молодежи. Ученость человека проявляется не только в выученном им стихотворении, но и в проявлении в практике тех положительных качеств, которых он освоил. Поэтому многие вещи, которые мы не знаем, говорим случайностью. На самом деле это отсутствие практики, не преобразование книжных нравственных аспектов в реальную жизнь. Даже в «Авесте», которая досталась нам от наших предков, проживавших на нашей территории 30 веков назад, говорится что структуру нравственно — философской сущности составляет «доброе слово», «добрая мысль», «доброе дело».

В философии, этнологии а также в социальной психологии такое понятия как национальное самосознание без различий используются как синонимы. И в правду между ними есть смысловая близость. Они являются разными уровнями и ступенями одного процесса. Но во всяком случае их надо изучать отдельно. Национальное сознание считается продолжение этнического сознания, возникшего в начальных стадиях этнической цивилизации и развития, считается относительным к определенной нации (этническому единству).

Осознание нацией самосознания — считается сложным феноменом, проявившем в этнической психологии, намного поздно на основании национального сознания и входит в его состав. Национальное самосознание это уровень познание нации своих ценностей, цели и мотивов. Оно проявляется в осознании нации своего прошлого, этнического происхождения, национальных идей, будущего, место в мировом сообществе, патриотизме, национальной гордости, достоинства и долга.

Если национальное сознание личности зависит от его национальной принадлежности и его отношений к жизненным позициям, происходящим в судьбе нации, то национальное самосознание означает уровень познания национальных ценностей. Этническое самосознание, являющее начальным видом национального сознания, формируется на основе единства языка, территории, нравственности и традиций, не на протяжении годов, а на протяжении веков. В период племенного общества если это с одной стороны проявлялось брачными отношениями между родственниками, то с второй стороны оно проявлялось в сохранении восприятия о происхождении от одних родителей. Например у тех племен занимающихся скотоводством общее происхождение характеризуется происхождением от какого то (зооморфного) вида животного. Это мы можем увидеть на ярком примере в произведении Чингиза Айтматова «Белый корабль» о происхождении киргизов от легендарной матеры — быка, которая именуется как «Шхдор»

Самая важная социальная задача этнического сознания — обеспечение принадлежности личности к определенной этнической группе. Если б в этнической психологии не было бы таких важных компонентов как этническое сознание и этническое самосознание, то передача от одного поколения в другое таких аспектов, как национальные традиции и обычаи, национальный характер, национальные чувства и эстетика, намного б осложнилось.

Национальное сознание не зависает на одном и том же месте и в процессе развития народа изменяется и переходит на высокие стадии национального самосознания. Национальное самосознание, единство и сплоченность считаются главными компонентами существования нации. Национальное самосознание отмечается уровнем развития, исторических, социальных, экономических обстановок и проявляется в с концентрировании внимания на внутренних проблемах, усилении интереса к прошлому, в осознании причин экономических ситуаций.

Реализация национального самосознания, является сложным противоречащим процессом в жизни нации, и на формирование влияет экономические, социально — политические ситуации в жизни общества, явления происходящие на международной арене. Достижении Узбекистана независимости привело в сознаниях народных представителей к развитию национального самосознания и обогащения, к политическим, экономическим и научным сотрудничествам с зарубежными странами.

В достижении национального самосознания ведущую роль выполняют ученые люди этой страны. Они служат для развития национального языка, искусства и литературы, национальных ценностей, борются за пользу и идеи нации. А эта борьба усиливается в дискриминации национального языка, ценностей и риске утраты национальных обычаев и традиций.

В осознании национального самосознания есть определенный субъективизм, который может менять свое направление в определенных социальных периодах. Иногда это направления выходя из своего русла можем проявлять такое понятие как «рационализм», ставить против другие этнические группы. Поэтому те люди которые судьбой оказались в другой стране процесс национального самосознания протекает по иному и немножко осложненно. У них ограничивается сохранение национального языка, соблюдения национальных обычаев и традиций и отношение к национальным ценностям. В этой обстановке родной язык и национальная культура формируется при передачи информации от старшего поколения к младшему, при общении с членами семьи. Примером могут стать наши соотечественники которые давно живут в зарубежных странах. Например узбеки, живущие в Америки пытаются сохранить язык, свои традиции, обычаи и стараются сплотится, готовя национальные блюда и вступая в брачные отношения.

Когда этническое единство остается в окружении более сильного и большого этноса, то этнического сознание помогает сохранить этнические свойства.