Исследование лидерских качеств в студенческой группе

№96-1,

психологические науки

В данной статье представлена работа на тему исследования лидерских качеств в студенческой группе. Студенты были исследованы методиками «Эффективность лидерства» (Р. С. Немов) и «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельников). Методики позволяют определить способности студента быть лидером и возможную практическую деятельность в роли лидера с точки зрения ее потенциальной эффективности.

Похожие материалы

Тенденции инновационного общества задают высокие запросы для современного человека. Думаю, многие задумывались о том, что же позволило великим личностям внести свою лепту в историю мирового общества. Одни говорят, что невозможно стать героем если у тебя нет к этому врожденных задатков. Другие же думают, что успех зависит от удачи и определённых благоприятных обстоятельств, в которых человек смог себя проявить. Как же понять, способен ли ты стать лидером? И можно ли найти ответ на вопрос, который волнует многих: «Лидерами рождаются или становятся?». Многие великие мыслители задавались подобным вопросом и проводили свои исследования по этому поводу. В их ряды входили Ф. Ницше, Ф. Гальтон, Ф. Вудз. Они предполагали, что всех «героев» объединяли некие черты, которые были названы лидерскими качествами личности. Они поняли, что лидерские качества можно выявить, оценить их выраженность и развивать [1].

Взрослая жизнь начинает уже со студенческой скамьи и высокие достижения в студенческие годы могут послужить хорошим стартом после окончания вуза. Проявления лидерских качеств в студенческой среде актуальны в любое время т.к. каждый студент сталкивался с проблемной ситуацией, где нужно организовать не только свою, но и групповую работу. Также хотелось бы отметить, что лидерские качества нужны не только для организации групповой деятельности, но и для само регуляции собственной студенческой активности. Очевидно, что, если студент не будет проявлять хоть какие-то лидерские способности для него будет затруднительно выступать на семинарах, конференциях, защищать курсовые и дипломные работы, ведь все это входит в прямы обязанности современного студента. Данные утверждения особенно важны в студенческой группе учебная деятельность, которой направлено на получение педагогического образования[2], [7].

Как правило, студенты, которые принимают активное участие в различных проектных и исследовательских работах, проявляют лидерские качества, которые характеризуются заинтересованностью в проблеме или ситуации, терпимостью к неопределенности, профессиональным опытом и знаниями– это отражено в ситуационной теории. Данная теория говорит о том, что в разных ситуациях студентам нужно проявлять разные лидерские качества и черты. Это является актуальной темой для каждого студента, который стремиться стать педагогом[3].

Нами было проведено исследование лидерских качеств в студенческой группе. Диагностика проводилась в студенческой группе из 26 человек, в возрастной категории от 20 до 25 лет. Исследование осуществлялось с помощью двух методик: «Эффективность лидерства» (Р.С. Немов) и Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельников).

Методика «Эффективность лидерства» исследует возможную практическую деятельность индивида в роли лидера с точки зрения ее потенциальной эффективности [4]. Диагностика по методике показала, что из 26 исследуемых 20 человек, обладают высокоэффективным стилем руководства, что составляет 76,9%. 19,2% человека обладают средне эффективным стилем руководства. Низкоэффективным стилем руководства обладают 3,8%. Средний балл лидерских способностей по выборке составляет 40,4. Студенты, у которых был выявлен высокоэффективный стиль руководства в студенческой жизни проявляют себя довольно активно. Многие из них участвуют в конференциях и являются членами студенческих отрядов России. Их высокоэффективный стиль характеризуется тем, что в различных ситуациях лидеры способны менять стили руководства, выбирая самый подходящий для сложившийся ситуации.

Диагностика по методике «Диагностика лидерских способностей» показало, что из общего количества студентов 53,8% обладают средним уровнем лидерских качеств.30,7% студентов обладают низким уровнем лидерских способностей и 15,5 %, обладает высоким уровнем лидерских качеств.Средний балл лидерских способностей по выборке составляет 28,8 баллов. Для студентов, набравших высокий уровень лидерских способностей характерно: сила воли, терпимость, настойчивость, критичность, требовательность к себе и к другим, высокая стрессоустойчивость, решительность, инициативность[5].

Проведенное исследование показало, что у большинства студентов обнаружен высокоэффективный стиль руководства со средним уровнем выраженности лидерских качеств.

Для людей, стремящихся стать в будущем преподавателями очень важны лидерские качества. Проверенная нами группа, в целом, обладает высоким и средним уровнем выраженности лидерских качеств. Данные показатели являются благоприятными и не нуждаются в дополнительных рекомендациях[6]

Список литературы

  1. Занковский А.Н. Психология лидерства: от поведенческой модели к культурно-ценностной парадигме//Учреждение Российской академии наук Институт психологии РАН, 2011– С. 3-4.
  2. Урбанович А.А. Психология управления: Учебное пособие. – Мн.: Харвест, 2003 – С. 212.
  3. Комарова Е.В., Редина Н.И., Шмелёва С.А. Лидерство:Учебное пособие для студентов вузов. – Днепропетровск: ДГФА, 2008. – С.8-10.
  4. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 3-е изд. – М., 1998. – С. 512 – 517.
  5. Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе. – М.: Просвещение, 1991–45с.
  6. Ольшанский Д.В. Политическаяпсихология. –М., 2002 – С. 25-30.
  7. Минахметова А.З., Кияшко В.Д. Гендерные особенности проявления лидерства у молодежи // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - №1. - 2012.