Тенденции развития дополнительных образовательных программ для взрослых в сфере информационных технологий

№97-1,

педагогические науки

В статье рассматриваются вопросы организации дополнительного образования для взрослых по информационно коммуникационным технологиям. Приводятся методические особенности и требования к проведению занятий обучения взрослых.

Похожие материалы

Адаптация специалиста в современном обществе и на рынке труда полностью зависит от его умения работать с информационными потоками. Без обладания информационной компетентностью уже невозможно рассчитывать на полноценное включение в ритм жизни. Профессионализм специалиста любого уровня зависит от умения быстро организовать поток данных, получить доступ к информации, найти необходимое, запросить требуемое. Получив первоначальные знания по базовой компьютерной грамотности, приходится задумываются над вопросами более тесного использования новых технологий в профессиональной и хозяйственной деятельности. Стратегия технологически насыщенного обучения приводит, соответственно, к продвижению страны к экономике, основанной на знаниях.

Изменение сознания социума в процессе развития информационного общества неизменно повлекло за собой полную трансформацию парадигмы образования: новые знания становятся более доступны в электронном виде, при этом информационная компетентность специалиста подразумевает владение навыками работы с интернет-инструментами.

Специальности, напрямую связанные с информатизацией, становятся, самыми перспективными, без этих специалистов не обойдётся ни одна уважающая себя серьезная компания. Повсеместно существующие центры дополнительного образования проводят анализы запросов работодателей, рынка труда, интересов с целью организации курсов обучения.

Среди существующих и востребованных образовательных программ можно выделить: «1С: Бухгалтерия предприятия 8.3», «1С: Управление торговлей 8.3», «Моделирование в Autodesk AutoCad», «Основы робототехники», «Современные информационные технологии в управлении предприятием», «Информационные технологии для госслужащих» и многие др. Программисты, web-разработчики, системные администраторы, SEO-оптимизаторы, копирайтеры занимают лидирующие положения во всех списках вакансий и востребованы всегда, даже в кризис.

Существующая система образования в сфере информационных технологий достаточно сбалансирована, она, обеспечивает подготовку кадров как с академической степенью (бакалавр, магистр), так и без академической степени. Сфера информационных технологий ежегодно обновляет свое содержание, что безусловно требует от учебных центров постоянного пересмотра содержания образовательных программ.

Дополнительное образование является одним из элементов системы «образования через всю жизнь» и направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей индивида в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании. Происходящие процессы модернизации системы образования в России позволяют окончательно перестроить систему и структуру дополнительного образования.

Структура дополнительного образования взрослых по информационным технологиям в России предоставляется как: повышение квалификации; профессиональная переподготовка; стажировка; самообразование, клубы по интересам, обучение для пожилых и инвалидов, обучение по интересам. Дополнительное образование при этом, обладает рядом особенностей: большой выбор дополнительных образовательных программ, различных по целям, формам и срокам обучения; высокая зависимость от существующего спроса на рынке образовательных услуг.

Курсы проводят как для уже состоявшихся специалистов, с целью углубления их знаний, так и для непрофессионалов. На курсах и семинарах по информационным технологиям предлагают образовательные программы написанные по современными, зачастую инновационным, технологиям. Программы предусмотрены для всех желающих повысить свою квалификацию: молодых специалистов, а также на уже работающих.

Общепринятый путь получения необходимых знаний и подтверждающих их документов, проповедуемый учебными центрами дополнительного образования, сводится к следующему: прослушать стандартные курсы, сдать экзамен, получить сертификат или удостоверение — этот способ является наиболее эффективным средством получения знаний.

Четыре уровня определяют развитие опыта в процессе занятий в системе дополнительного образования: уровень репродуктивной деятельности, уровень алгоритмический или репродуктивный без помощи преподавателя, уровень продуктивной деятельности, уровень творческий или профессиональный. Особое место, при обучении новым информационным технологиям, отводится реализации проектной деятельности.

Курсы, как правило, разбиваются на отдельные, но взаимосвязанные, блоки, которые могут быть использованы самостоятельно друг от друга при составлении индивидуализированного учебного плана. Программы направлены в первую очередь на развитие навыков обращения с компьютером, работы с широко распространённым программным обеспечением и использования преимуществ, которые предоставляют информационные и коммуникационные технологии. В связи с этим соотношение теории и практики на занятиях принято в пропорциях: 40% теоретических сведений и 60% практических занятий.

Программы курсов зачастую являются авторскими, отражают взгляд на область деятельности создателей курсов. Следуя по единой методике от простого к сложному, обучающиеся, получают комплексные прочные знания в сфере информационных и коммуникационных технологий, а также учатся создавать и презентовать собственные проекты. Специальная модульная система позволяет выстроить дифференцированное обучение и индивидуальные траектории обучения для каждого слушателя.

В последние годы популярными становятся курсы для взрослых по информационным технологиям реализуемые в сети Интернет, в удаленной форме. Они проходят в онлайн режимах или через ознакомление слушателей с рядом видеолекций и дополнительными дистанционными методическими учебными материалами. При этом учится можно посредством как домашнего компьютера, так и мобильных устройств. Онлайн-образование повсеместно набирает обороты, и в будущем может существенно сократить очную форму посещения занятий в учебных центрах. Количество прикладных онлайн-курсов в самых разных отраслях — начиная от основ компьютерной грамотности и заканчивая программированием — постоянно увеличивается.

Отдельно стоит отметить курсы, целью которых становится социальная интеграция пожилых людей. Социальная интеграция означает также социальную включенность, причем понятие «включенность» распространяется на все сферы социальной жизни — трудовую деятельность, политическое участие, образование, пенсионное обеспечение, культуру в целом. Одним из вариантов решения проблемы адаптации людей пенсионного возраста к ритму современного информационного общества — это разработка разнообразных образовательных программ повышения компьютерной грамотности (работа с офисными программами, сервисы сети Интернет, современные гаджеты), появление специализированных компьютерных школ для пожилых людей, подготовка педагогов профессионально умеющих работать с пожилыми людьми. Компьютерные курсы для пенсионеров будут способствать не только приобретению новых знаний в области информационных технологий, но сохранению полноценной активной жизненной позиции в условиях современного общества.

Таким образом, система дополнительного образования по информационным технологиям для взрослых стала уже окончательно сформированным, многоаспектным формированием, позволяющем удовлетворить большинство возникающих потребностей личности, социума, рынка труда, государства.

Список литературы

  1. Авдеюк О. А., Хворост Т. С., Авдеюк Д. Н. Освоение новых информационных технологий как способ адаптации людей пенсионного возраста в информационном обществе // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 760-763. — URL https://moluch.ru/archive/67/11181/ (дата обращения: 14.02.2019).
  2. Андриенко А. В. Ресурсное обеспечение непрерывного образования / А. В. Андриенко // Вестник дополнительного образования. 2010. Вып. 2. С. 7-16.
  3. Векслер В.А. Содержание и организация обучения взрослых основам информационных технологий в системе дополнительного образования: региональный аспект: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, 13.00.08 Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2009. 22 с.
  4. Груздев О. В. Опыт использования информационных технологий в дополнительном образовании на основе авторской программы [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 169-173. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13148/ (дата обращения: 14.02.2019).
  5. И. Г. Возмитель Стратегии виртуальной образовательной среды / Современные тенденции в дополнительном образовании взрослых : материалы междунар. науч. конф., Минск, 14 нояб. 2012 г. / редкол.: М. И. Демчук [и др.]. – Минск : РИВШ, 2012