Методы и приёмы формирования навыков устного счёта у учеников начальных классов

№103-1,

педагогические науки

В данной статье приводятся методы и приёмы формирования навыков устной речи у учеников младших классов.

Похожие материалы

Преподавание в начальной школе предполагает обучение учеников базовым навыкам чтения, правописания, а также имеет целью научить детей решать несложные примеры и задачи по математике.

Умение складывать и вычитать, умножать и делить — всё это именно те навыки, которые используются всеми людьми по всему миру.

Особенно важно, чтобы ребенок уже в начальных классах овладел умением использовать приёмы устного счёта. Проблема формирования устных вычислительных навыков при обучении детей математике всегда была и остается актуальной. В течении первых четырех лет обучения в начальной школе учащиеся должны не только усвоить приёмы устных вычислений, но и приобрести твёрдые вычислительные навыки. Овладение навыками устных вычислений имеет большое образовательное, воспитательное, а также практическое значение. Устные вычисления имеют возможность развить у учеников нижеследующие навыки:

  • они могут помочь в усвоении вопросов теории арифметических действий кроме этого помогают лучше понять письменные приёмы;
  • в процессе выполнения устных заданий появляются возможности для развития памяти, языка, внимания, скорости реакции способности восприятия сказанного на слух задания;
  • важно не забывать, что умение вычислять устно может пригодиться в ситуациях, когда решение задачи в письменном виде, что особенно актуально сейчас, или при отсутствии электронных средств вычисления.

Включение устных упражнений в процесс урока могут быть увлекательным для учителей и учеников наличием нижеследующих особенностей:

  • дают возможность охватить большой объем материала за короткое время;
  • помогают учащимся настроится на работу;
  • повышают интерес к предмету;
  • большое количество учащихся получает возможность ответить, проверить правильность решений;

Кроме всего этого, присутствие в вычислительных упражнениях элемента занимательности, игры, догадки, сообразительности, использование интересного наглядного материала позволяет решить задачу формирования прочных вычислительных навыков.

Здесь уместно было бы дать пояснения, касающиеся понятия «навык».

Навык-это составной элемент умения, автоматизированное действие, доведённое до высокой степени совершенства. Вычислительный навык — один из видов учебных навыков, который формируются в процессе обучения. Процесс формирования у учеников вычислительного навыка бывает достаточно долгим и кропотливым.

Его эффективность зависит в большей мере от индивидуальных качеств отдельно взятого ребёнка, уровня его подготовки, а также от способов организации вычислительной деятельности.

У каждого ученика эти навыки могут занять определенное время — если у одних этот процесс проходит за довольно короткое время, то другим детям на это может уйти гораздо больше времени.

В соответсвии с программой обучения в первом классе, дети в этот период закрепляют при помощи упражнений последовательность чисел от о до 20, закрепляют знания таблицы сложений в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания задач на нахождение суммы и разности, увеличение и уменьшение числа на несколько единиц в одно действие в пределах 20 без перехода через десяток.

В программе обучения по математике; предусмотренной на второй класс вышеперечисленные задачи изучаются в пределах 100. В третьих классах поставленная перед учениками задача усложняется — дети учатся выполнять вычислительные действия уже в пределах 1000.

К четвёртому классу, по замыслу программ за предыдущие годы, ученики подходят готовыми к выполнению математических действий уже в пределах 1000000 (миллиона). Надо признать, что эти программы зачастую не учитывают индивидуальные особенности детей, их способности восприятия учебного материала.

Преподаватель начальных классов, поставивший целью максимально успешно научить детей навыкам устного счёта, должен учитывать эти особенности. Для этого используются разные приёмы и методы обучения. В ходе различных исследований рекомендована подборка из нескольких таких методов:

1. Нахождение значений математических выражений.

Они могут быть заданы в разной области чисел: с однозначными, двузначными и трёхзначными числами, с натуральными числами и величинами. Но в большинстве случаев, приёмы вычислений сводятся к действиям над числами в пределах сто. (100).

2. Сравнение математических выражений.

Упражнения с равенствами и неравенствами являются очень эффективными для формирования в учениках вычислительных навыков, такие, как: сравнение выражений и вставление знаков; сравнение без вычисления, сравнение величин, проверка правильности оставления знаков; вставление подходящего числа для получения верной записи.

3.Решение уравнений.

Оно предполагает решение как простых, так и более сложных уравнений. Уравнение предлагаются в различных формах.

4.Решение задач.

Для устной работы включаются задачи разных видов, простые и составные:

  • Задачи с недостающими и лишними данными. Детям предлагается самим подобрать вопрос к задаче.
  • Предлагаются несколько похожих задач с одинаковыми вопросами, но решаемых по-разному.

5. Использование занимательных упражнений.

На занятиях по развитию устной речи ученикам можно предлагать занимательные задачи, задачи-шутки, сказочные задачи, математические лабиринты, ребусы.

6. Дидактические игры.

Назначение данного вида игр — развитие у детей познавательного интереса, привлечение внимания учащихся к проводящейся работе, проверка полученных знаний посредством решения нестандартных задач в нестандартной форме.

Также большое значение для выработки прочих вычислительных навыков умеет автоматизм вычислений и правильность полученных результатов. Для повышения скорости устного вычисления предлагается замерить скорости вычисления в уме. Наблюдения за разными группами учеников показали, что систематическое выполнение упражнений в ограниченное время оказывает заметное влияние на темп работы учеников, заставляет их быть сосредоточёнными, а отсюда и уровень сформированности устного вычислительного навыка постепенно повышается.

Все эти методы и рекомендованные приёмы призваны для того, чтобы дети могли правильно, быстро и максимально эффективно решать устные задачи.

Формирование у учеников младших классов средней общеобразовательной школы навыков устного счёта — одна из главных задач, которая обязательно должна быть решена в ходе процесса обучения детей предмету математика. Преподаватель должен будет стремиться к тому, чтобы навыки сложения и вычитания у его подопечных были доведены до автоматизма.

Для оценки сформированности у них этих навыков преподаватель должен обращать на следующие качества:

  • правильность — результат действия должен соответствовать цели его выполнения;
  • осознанность — ученик должен уметь объяснить, как он решал пример или задачу;
  • рациональность — выбрать такой способ выполнения действия, которое могло бы быстрее привести к желаемой цели;
  • обобщенность — наличие у ученика способности применения приёма вычисления на новые случаи с теми же теоретическими положениями;
  • автоматизм — быстрое выполнение учеником операции в свёрнутом виде;
  • прочность — сохранение у ученика сформированного навыка устного вычисления на максимально долгий срок.

При проведении устных упражнений на уроках математики рекомендуется соблюдение нижеследующих условий:

  1. Устные упражнения не должны утомлять детей и не должны превышать отведённое на их решение время.
  2. Нужно учитывать, что подготовительные и первые упражнения для закрепления должны быть проще, чем последующие;
  3. Задания должны быть оформлены в понятной детям форме — зрительно и на слух;
  4. Устные упражнения должны быть подобраны в соответствии с темой и целью урока они должны не отделяться от темы урока, а должны находиться в методической связи с ним и носить проблемный характер;
  5. Использование разнообразных упражнений занимательного характера: игр, игровых ситуаций, соревновательных тестов, метематических диктантов, различных головоломок, и.т.д. В этом случае наиболее эффективными считаются игры:

«Засели жильцов в домики», «Весёлый счет», «День и ночь», «Торопись, но не ошибись», «Найди ответ», «Цветик-семицветик», «Математическая рыбалка», «Составим поезд», «Двузначные числа», «Составь круговые примеры», «Покормите рыбок», «Садовники», «Незадачливый математик», «Расшифруй слово». При использование всех вышеперечисленных приёмов обучения у детей наблюдается значительное улучшение навыков устного вычисления.

Обладание такими навыками помогают формированию у детей уверенность в себе и в своих знаниях касательно предмета математика. Они могут складывать, вычитать, умножать и делить простые, двузначные и трёхзначные числа устным способом. Это приводит к ускорению нахождения решения заданного математического упражнения.

В свою очередь, это облегчает задания до сознания учеников заданного на урок учебного материала, позволяет ему быть уверенным в том, что полученные знания не исчезнут, а надолго сохранятся в сознании детей.