Использование интерактивных средств при обучении в школе

№104-1,

педагогические науки

В статье рассматриваются некоторые аспекты использования интерактивных средств обучения в школе. Приводятся различные подходы к определению интерактивного обучения. Сделан анализ к понятию интерактивного средства обучения и приводится свое понятие. Рассмотрены примеры применения интерактивных средств обучения в школе.

Похожие материалы

Новый федеральный государственный образовательный стандарты предъявляет высокие требования к результатам обучения [1]. В современных условиях повышение качества учебного процесса приобретает особую актуальность. На основе использования современных средств обучения, идет активный поиск путей повышения качества образовательного процесса. При проведении уроков особое внимание отводится подбору форм, приемов и средств подачи учебного материала. Используются интерактивные средства обучения — интерактивные доски, которые в рамках национального проекта «Образование» установлены практически в каждой школе. Разработано огромное количество образовательных программ, рассчитанных на работу с ними.

Особое внимание уделяется тому, что интерактивность современных средств обучения связана с понятием «интерактивность», т.е. со способностью взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Исходя из этого, можно выделить два подхода к определению интерактивного обучения:

  1. Психологический. Процесс обучения, построенный на взаимодействии и общении всех участников.
  2. Технологический. Процесс обучения, построенный на взаимодействии человека и средства обучения (компьютера).

В контексте использования ИКТ под интерактивностью понимается возможность обучающегося активно взаимодействовать с носителем информации в форме «интерактивного диалога».

Активный обмен сообщений (диалог) между пользователем и информационной системой в режиме реального времени и есть интерактивное средство обучения.

С точки зрения степени интерактивности взаимодействия М.А. Ларионова рассматривает следующие уровни:

  • Неинтерактивное взаимодействие, когда посылаемое сообщение не связано с предыдущими сообщениями;
  • Реактивное взаимодействие, когда сообщение связано только с одним предыдущим сообщением;
  • Диалоговое (интерактивное) взаимодействие, когда сообщение связано с множеством предыдущих сообщений и с отношениями между ними. [2]

На основе этих уровней, выделим три формы интерактивности:

  1. Реактивная интерактивность: ученики выполняют то, что сказано в программе. Строго определяется последовательность заданий. Такие приложения используются для первоначального знакомства с материалом.
  2. Действенная интерактивность: программой управляют ученики. Самостоятельно определяют порядок действий в пределах приложения. Такие программы используют при дистанционном обучении.
  3. Взаимная интерактивность: учащиеся и программа способны приспосабливаться друг к другу, как в виртуальном мире. К примеру, это: игры-приключения, тренажеры и т.д., они позволяют ученикам проводить исследования, решать отдельные задачи, структурировать последовательность задач. [3]

Появление новых средств интерактивного взаимодействия, основанных на информационных технологиях, оказывает влияние на педагогический процесс, включающий в себя три составных компонента: содержание образования, форму организации обучения и виды педагогического взаимодействия. Эти средства обладают мощным педагогическим потенциалом и охватывают все три компонента педагогического процесса, обогащая их, активизируя инновационные формы обучения и создавая активную образовательную среду [5]

Выделим основные интерактивные средства обучения, которые применяются в учебном процессе:

  • Интерактивные проекторы: позволяют отказаться от различных дополнительных устройств, все свелось к тому, что компьютер, проектор и интерактивную доску заменило одно устройство. Проектор не только выдает изображение, но и обрабатывает сигнал, поступающий от поверхности, на которую проецируется картинка;
  • Интерактивный планшет: предназначен для использования в учебном процессе, позволяет педагогу управлять компьютером, делать рукописные записи поверх запускаемых программ на компьютере;
  • Интерактивная панель: устройство отображения и ввода информации, подключаемое к компьютеру. Сочетает в себе жидкокристаллический монитор и «интерактивную доску»;
  • Интерактивные тренажеры — служат для отработки и закрепления технических навыков решения задач. Они обеспечивают получение информации по теории и приемам решения задач, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль.

Таким образом, применение интерактивных средств обучения позволяет строить проблемное и личностно-ориентированное обучение, а также способствует усвоению научных понятий и закономерностей, повышают мотивацию и интерес к обучению.

Интерактивные электронные ресурсы способствуют повышению качества образования, это связано с тем, что ученики самостоятельно работают с ними. Но для эффективного взаимодействия, педагог должен уметь:

  • Подбирать только качественные и проверенные электронные ресурсы;
  • Использовать заготовленную систему заданий, с помощью которых организовывается самостоятельная деятельность учащихся с подобранными ресурсами.

Список литературы

  1. Борисова Н.В., Данильчук Е.В. Профессиональная компетентность современного учителя информатики в условиях перехода на новые образовательные стандарты школы и вуза // Школа будущего. 2011. № 5.
  2. Пескова Л.А. Методы и средства интерактивного взаимодействия студентов и преподавателей в интернет обучении: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2006. 23 с.
  3. Сергеев А.Н., Ульченко Е.Н. Использование сервисов ВЕБ 2.0 при разработке интерактивных образовательных ресурсов Интернета // Грани познания: электрон. науч. образоват. журн. ВГСПУ. 2013. № 5 (25). URL: http://grani.vspu.ru