Диагностика уровня сформированности нравственного качества «доброжелательность» у младших школьников

№103-1,

педагогические науки

В статье раскрываются основные характеристики нравственного воспитания младших школьников. Рассмотрен процесс развития нравственных представлений в условиях современного образования. Приводятся результаты диагностики сформированности нравственного качества «доброжелательность» у младших школьников.

Похожие материалы

В Концепции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для начальной школы была поставлена цель — воспитание нравственного, ответственного, активного и компетентного гражданина России.

Нравственное воспитание является основой всех знаний, в зависимости от того, что вложил учитель в душу ребенка, будет зависеть, как сможет он строить свои отношения с другими [1, с. 15].

Ключевым этапом в развитии нравственных ценностей является младший школьный возраст. Младший школьный возраст является основным периодом позитивных изменений, поэтому собственные достижения ребенка очень важны: познание, доступ к навыкам и учебным занятиям, отношения со сверстниками, учителями и родителями, приобретение самостоятельных способностей. Уверенность, необходимость преуспеть в развитии.

Сейчас границы данного возраста установлены с шести — семи до девяти — десяти лет. В течение этого периода происходят физические и психофизиологические изменения у детей, обеспечившие возможности для систематического обучения.

Нравственное воспитание включает в себя формирование у детей понимания человеческого социального взаимодействия, зависимости от него, необходимости согласования поведения с социальными интересами, знакомства с моралью и рациональными нормами, превращения нравственных знаний в нравственные убеждения, создания этих систем убеждений [2, с. 35]. Нравственные представления ребенка творчески подвижны, они обогащают его «отношенческий» аппарат. Здесь активную роль играет воображение (условной нравственной ситуации, самого себя в данной ситуации, мечта о желаемой нравственной ситуации). Это подтверждают и психологические исследования Л.С. Выготского, Л.С. Коршуновой, Б.И. Пружининой.

Психологи обнаружили, что для младшего школьного возраста характерна повышенная восприимчивость к внешним воздействиям, вера в подлинность всех людей и безусловная нравственных норм. Младшие школьники характеризуются бескомпромиссными моральными требованиями к другим и прямотой поведения. Эти стандарты являются ключом к обучению младших школьников. Именно в этот период систематическое и последовательное нравственное воспитание детей создает огромные возможности.

Чтобы определить уровень сформированности нравственного качества «доброжелательность», мы провели тест — опрос «Добрый ли я» (автор Л.В. Голодова.). Для начала определим, что означает слово «доброжелательный» и обратимся к толковому словарю. «Доброжела́тельный» — прил. Проявляющий дружеское расположение, участие к окружающим [3]. Василий Александрович Сухомлинский в своём труде «Как воспитать настоящего человека» пишет следующее: «Мы часто говорим, друг другу: «Желаю тебе всего доброго», «Желаю вам добра и счастья», — это не просто выражения вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим». [4, с. 58]

Тест «Добрый ли я?» является средством самопознания, самоанализа личностных характеристик учащихся, побуждая их саморазвиваться и самосовершенствоваться. Основным условием диагностики является абсолютная искренность испытуемых при выборе ответа, отсутствие взаимодействия между учениками.

Ученикам предлагаются вопросы и бланк ответов, в котором напротив каждого номера вопроса нужно написать “да” или “нет”. По ответам и сумме соответственно набранных баллов, определяется, насколько учащийся внимателен и добр к другим окружающим.

Оценивание результатов теста:

Один балл за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за отрицательный ответ на вопросы 2, 5,6,8,9, 10,12.

Высокий уровень — 10-12 баллов.

Средний уровень — 6-9 баллов.

Низкий уровень — ниже 5 баллов.

В качестве базы исследования выступили учащиеся 4 «Б» класса МБОУ СОШ №16 города Альметьевск (26 человек). По результатам проведения анкеты мы получили следующие данные: высокий уровень показали 30% — это 8 учащихся, средний уровень показали 64% — это 16 учащихся, низкий уровень — 4 % — это 1 учащийся.

Чтобы уточнить данные опроса, мы провели беседу с яркими представителями. Г. Максим с низким уровнем сформированности нравственного качества на наш вопрос: «Почему тебе не нравится говорить приятное, чтобы повеселить человека?», ответил: «Это как?» Из чего можно предположить, что он письменную формулировку вопроса не понял. На вопрос: «Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?», ответил: «Да, конечно, родителям надо помогать», мы можем предположить, что ребенок помогает своим близким и не отказывается от того, чтобы прийти на помощь. В ходе разговора можно было увидеть, что у ребенка, возможно, не было настроения, когда он отвечал на вопросы теста, так как, в устной беседе вел себя сдержанно, спокойно, улыбался. Но на вопрос: «Часто ли ты используешь злые шутки?», мальчик ответил: «Да, но не всегда вроде». Мальчик недостаточно доброжелателен именно к своим одноклассникам или друзьям. В поведение видно, что может задеть одноклассника в ходе совместной игры. Любит переговариваться и всегда стоит на своем мнение, даже если он не прав.

А. Полина с высоким уровнем сформированности нравственного качества на наш вопрос: «У тебя появились деньги. Смогла бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?», ответила: «Да, я люблю дарить подарки, и люблю их получать». Мы предполагаем, что ребенок ценит и уважает своих родных и близких и тем самым выражает свои чувства. В ходе беседы ведет себя открыто, позитивно эмоционально настроена. Любит говорить комплименты.

Х. Юлия со средним уровнем сформированности нравственного качества на вопрос: «Часто ли ты используешь злые шутки?» и «Станешь ли ты передразнивать кого — то, чтобы развеселить своих друзей?», девочка ответила: «Нет, я не люблю, когда шутят по — злому, потому что это может обидеть друга и он не будет с тобой гулять потом и бегать на переменах». Мы предполагаем, что девочка очень доброжелательно относится к окружающим ее людями готова прийти на помощь, когда это потребуется и ничего не попросит взамен. Но на вопрос «Свойственна ли тебе злопамятность?», она ответила: «Да, я помню, когда мне подружка моя (мы с ней во дворе гуляем всегда) не сказала, что пойдет гулять, а я ее увидела на улице, больше я с ней не гуляю». Видимо ребенок бывает добрым, но не со всеми людьми.

Таким образом, мы видим, что высокий уровень сформированности нравственного качества «доброжелательность» проявляется в том, что ребенок умеет общаться практически со всеми людьми, доброжелателен и добр. Средний уровень показывает, что ребенок бывает добрым не со всеми людьми. Низкий уровень показывает, что общение с таким ребенок неприятно другим людям.

К десяти — одиннадцати годам необходимо, чтобы ребенок умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным. При изучение проблемам нравственной воспитанности младших школьников, необходимо учитывать их возрастные и психологические особенности. Самое главное — научить ребенка учитывать интересы других, их потребности. Основой нравственного воспитания должно являться интерактивное общение, взаимодействие учащихся с учителем. Учитель должен эмоционально реагировать на переживания ребенка, умел вовремя прийти ему на помощь. Только в контексте тщательного изучения психофизической модели развития ребенка и его личности можно правильно понять и раскрыть процесс нравственного становления.

Список литературы

  1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова.— 2-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — 39 с. — (Стандарты второго поколения)
  2. Косачёва И. П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. М.: Издательство «АРКТИ», 2015. 62 с.
  3. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.
  4. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская . —— М.: Педагогика 1990. — 288 с.