Психологические особенности эмоционального интеллекта сотрудников УИС

№104-1,

психологические науки

В статье рассматриваются особенности эмоционального интеллекта сотрудников УИС. В настоящее время исследование проблемы психологических особенностей эмоционального интеллекта является актуальной. Ученые описали его основные компоненты и определили, что эмоциональный интеллект влияет на успех деятельности. Однако анализ литературных источников указывает на недостаточность проведения исследований по данной проблеме.

Похожие материалы

В настоящее время исследование проблемы психологических особенностей эмоционального интеллекта является актуальной. Изучению эмоционального интеллекта посвящены работы отечественных и зарубежных психологов: Р. Бар — Он, Дж. Мейер, П. Саловей, Д. Голмен, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.В. Люсин, В.Д. Шадриков и многие другие. Данные авторы дали психологический анализ эмоциональному интеллекту, классифицировали и описали особенности основных компонентов, составляющих данное понятие, однако специальных комплексных исследований по этой проблеме не проводилось.

Профессиональная деятельность в УИС предъявляет определенные требования к уровню интеллектуального и эмоционального развития личности. Анализируя требования, предъявляемые к сотрудникам, можно утверждать, что эффективный сотрудник — это, прежде всего зрелый в социальном, психологическом и личностном плане человек, с высоким интеллектом, эмоционально устойчивый, способный адекватно воспринимать действительность, контролировать себя и взаимодействовать с окружающими людьми.

Эмоциональный интеллект трактуется как «способность осознавать свои эмоции и эмоции других, чтобы мотивировать себя и других, и чтобы хорошо управлять эмоциями наедине с собой и при взаимодействии с другими». Сотрудник, обладающий высоким уровнем развития эмоционального интеллекта в большей степени, проявляет лидерские качества, демонстрирует профессионализм, обладает коммуникативными способностями и успешен в межличностных взаимоотношениях.

Существует множество подходов к изучению понятия «эмоционального интеллекта». На сегодняшний день универсальных компонентов, входящих в данное понятие, не существует, каждый автор выделяет наиболее, по его мнению, важные составляющие эмоционального интеллекта, но неизменными остаются следующие: самомотивация, волевая саморегуляция и эмпатия.

Целью проведения нашего исследования было изучение психологических особенностей эмоционального интеллекта у сотрудников УИС. Выборка исследования составила 30 испытуемых. Для проведения исследования использовались следующие методики: «Боязнь неудач и мотивация успехов» А.А. Реана, «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана, «Эмоциональная эмпатия» А. Мехрабиана и Н. Эпштейна, «Эмоциональный интеллект» Н. Холла, направленные на выявление уровня эмоционального интеллекта и его отдельных компонентов.

Изучив и проанализировав полученные результаты по опроснику «Боязнь неудач и мотивация успехов» А.А. Реана можно сделать вывод, что у сотрудников УИС выражена мотивация на успех (30,5) и отсутствует мотивация неудачи. Они уверены в своих возможностях и стремятся достигнуть положительных результатов в своей профессиональной деятельности.

Исследуя волевую саморегуляцию сотрудников УИС, с помощью методики А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана, мы смогли сделать следующие выводы. По полученным данным можно отметить, что по общей шкале волевой регуляции у сотрудников УИС (36,8) выражена сила воли, выдержка, решительность, гибкость в переключении с одного дела на другое. По субшкале настойчивости можно сделать вывод, что сотрудники УИС (24,6) спокойные, уверенные в себе, устойчивые намерениях и реалистичные в своих взглядах. Результаты по субшкале саморегуляции указывает на развитый у сотрудников УИС уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний (19,4). Наши данные позволили выявить высокие показатели у всех респондентов по общей шкале волевой саморегуляции, субшкалам настойчивость и самообладание. Мы можем сделать вывод, что для сотрудников УИС характерны такие качества как настойчивость и самообладание, которые связаны с самоконтролем, выдержкой, пониманием эмоционального поведения, что говорит об их способности контролировать свои эмоции и сдерживать агрессивное поведение.

Результаты опросника Эмпатических тенденций А. Мехрабиана и Н. Эпштейна показали, что проявление эмпатии у сотрудников УИС происходит на среднем уровне (21,6). Показатели, полученные по данной методике, помогли выявить, что сотрудники УИС эмоционально отзывчивы в конфликтных ситуациях, способны к сопереживанию, но в виду своей профессиональной деятельности не всегда могут поставить себя на место другого или проявить эмоциональную поддержку в виду утомления, сильной занятости собственной работой или отсутствие комфорта в общении с другим сотрудником.

Проанализировав показатели, которые мы получили по методике «Эмоциональный интеллект» Н. Холла можем говорить о том, что уровень эмоционального интеллекта у сотрудников УИС (57,5) находится на среднем уровне. Из проведенной методики Н. Холла следует, что эмоциональная осведомленность у сотрудников УИС находится на среднем уровне (12,6), что свидетельствует о том, что они осведомлены и понимают свои эмоции, но им не всегда удается понять свое внутреннее состояние и принять во внимание данное состояние при выборе правильного решения. Сотрудники УИС способны в конфликтных ситуациях контролировать свои эмоции (9,4). Это объясняется тем, что у них развиты такие качества как: эмоциональная отходчивость и гибкость в выражении эмоций.

Как уже ранее было выявлено, с помощью теста — опросника А.А. Реана «Боязнь неудач и мотивация успехов», сотрудники УИС настроены на мотивацию успеха. Сравнивая показатели, полученные по данной методике и методике Н. Холла мы можем сделать вывод, что результаты по данным опросникам совпали.

Результат, полученный в опроснике А. Мехрабиана и Н. Эпштейна, направленный на изучение эмпатических тенденций аналогичен показателям, полученным по методике Н. Холла. Чувство сопереживания развито у психологов ИУ (9,7). Они проявляют чуткость и отзывчивость в общении. Средний уровень эмпатии у сотрудников УИС говорит об их естественном профессиональном качестве, которое помогает сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека, оказывать людям различного рода психологическую помощь в трудных ситуациях.

Таким образом, выявленный средний уровень эмоционального интеллекта сотрудников УИС говорит о том, что они не всегда могут контролировать свои эмоции, понимать собственное внутреннее состояние, эмоционально поддерживать другого человека. Для того, чтобы повысить уровень эмоционального интеллекта сотрудникам УИС необходимо быть компетентным в различных областях психологии (пенитенциарной, трудовой, экстремальной, общей психологии), уметь в экстремальных ситуациях контролировать свои чувства и эмоции, развивать эмпатию, а также адаптироваться к специфическим условиям службы в УИС.

Список литературы

  1. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Ушакова, Д.В. Люсина. — М., 2004. С. 7.
  2. Кабардов М.К. /Коммуникативно – речевые и когнитивно – лингвистические способности// Способности и склонности: комплексные исследования – М., 1989. – 110 с.
  3. Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Тез. научн-практ. конф. Ананьевские чтения. – СПб.: Изд–во СПб ун–та, 2001. С. 25.