Причины конфликтов подростков с родителями в современной семье

№117-1,

психологические науки

В статье представлено исследование причин конфликтов подростков с родителями (на примере учащихся 7-9 классов и их родителей), выявлена взаимосвязь между отклонениями в методах воспитания и возникновением ссор.

Похожие материалы

Темой этой работы является изучение причин конфликтов подростков с родителями. Данная проблема актуальна во все времена. В основном это связано с тем, что ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к отношениям, которые основаны на взаимном доверии, уважении и относительном равенстве. В большинстве семей процесс проходит болезненно и воспринимается как вызывающее поведение. Так начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. А в последние годы актуальностьэтой проблемы значительно возросла. В немалой степени это объясняется повышением общего уровня конфликтности современного общества. Мелкие и крупные конфликты, ссоры подростков с взрослыми — постоянные источники напряжения, стресса — и для тех, и для других. В семье накапливается напряжение, оно усиливается, раскручивается, Выход становится найти все труднее и труднее.

Слово «конфликт» (от лат. confliktus) означает столкновение (сторон, мнений, сил). Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы нашей жизни. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний партнеров.

Семейные конфликты — довольно болезненный и острый вопрос. Неразумные и необдуманные действия родителей могут привести к формированию истерического характера у детей.

Для выявления причин конфликтов было проведено исследование среди учащихся 7-9 классов МБОУ СОШ №26 г. Пензы и их родителей.

Ученикам была предложена анонимная анкета. Результаты следующие:

  1. У подавляющего большинства детей периодически или постоянно случаются конфликты с родителями.
  2. Причины конфликтов различны, но больше всего ссор из-за непонимания, неучитывания мнения ребенка, увлечения ребенка компьютером/телефоном, недоверия, отсутствия свободы, плохой учебы, споров с родителями, наказаний.
  3. В конфликтной ситуации многие дети сделают вид, что ничего не произошло, а многие могут извиниться, если были не правы. Меньшинство склонно к агрессивному поведению или наоборот, к депрессивности.
  4. Поведение родителей в большинстве случаев схоже с поведением детей, например, они делают вид, что ничего не произошло или же признают свою вину. Вместе с тем многие родители склонны к демократическому поведению, вместе с ребенком решают спорные вопросы, ищут компромисс. Меньшинство из родителей используют авторитарные или попустительские методы решения конфликтов.
  5. Для предотвращения конфликтов подавляющее большинство подростков желает использовать демократические методы: разговоры, компромиссы, учитывание чужого мнения и т.д.
  6. Большинство учащихся хотело бы иметь более теплые отношения с родителями, устранить недопонимание. Многие же, несмотря на конфликтные ситуации, довольны существующими отношениями, но есть и те, кто отвечать на данный вопрос отказался.

Родители детей проходили методику «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ).

Результаты следующие:

  1. Уровень протекции в процессе воспитании. У большинства родителей выявлена гиперпротекция, т.е. они уделяют чрезмерное количество сил и времени ребенку. Ребенок и его воспитание — главное в их жизни. У некоторых участников наблюдается гипопротекция: ребенок сам по себе, пока не случится что-то серьезное. А несколько родителей уделяют ребенку достаточное время, в меру, не допуская чрезмерного давления или, наоборот, попустительства.
  2. Степень удовлетворения потребностей ребенка.По данной шкале показатели разделились поровну. У половины опрашиваемых выявлено потворствование (удовлетворение всех желаний ребенка, даже если это чревато проблемами), у другой половины наблюдается игнорирование потребностей ребенка, а у нескольких человек не выявлено никаких отклонений по этому критерию.
  3. Количество и качество требований к ребенку в семье. У большинства родителей выявлена чрезмерность требований-обязанностей по отношению к ребенку (это не соответствует его возможностям, физическому и моральному уровню развития), у нескольких человек наблюдается недостаточность требований-обязанностей (ребенок практически не имеет никаких обязанностей в семье, хотя может их выполнять), некоторые не имеют отклонений в данном критерии. Также следует отметить, что многие родители используют чрезмерно требования-запреты (ребенку практически все нельзя, а свобода ограничена), у меньшинства выявлена недостаточность требований-запретов (действия ребенка не ограничены, нет никаких рамок), и только у пары родителей нет отклонений по данной шкале. Несмотря на большое количество требований к подростку, по критерию строгости санкций, только у нескольких человек выявлены нарушения (чрезмерная строгость санкций и, наоборот, минимальность).
  4. Неустойчивость стиля воспитаниянаблюдается лишь у пары родителей.
  5. По шкалам:расширение сферы родительских чувств, предпочтение в подростке детских качеств, воспитательная неуверенность родителей, фобия утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, протекция на ребенка собственных нежелательных качеств, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его пола отклонения в сумме наблюдаются у 3-х человек.

Анализируя результаты опрашиваемых родителей, можно сделать вывод, что у большинства из них есть отклонения в стиле семейного воспитания, что и приводит, особенно в подростковый период, к конфликтам с детьми.

В результате обобщения анкеты и методики приходим к выводу, что конфликты в подростковом возрасте между детьми и родителями обычное явление, а споры появляются по самым разным причинам. Неправильное поведение, как до, так и во время конфликта можно наблюдать и у взрослых, и у детей. Но все они единогласны во мнении, что нужно улучшать ситуацию и готовы применять к этому усилия.

По результат проведенной работы можно отметить, что практически во всех семьях наблюдаются конфликты между родителями и подростками. Причины конфликтов разные (это и непонимание, неучитывание мнения ребенка, увлечение ребенка компьютером/телефоном, недоверие, отсутствие свободы, плохая учеба, наказания и др.), но все они основаны на неумении правильно и корректно донести свою мысль до другого. Конфликты часто связаны и со стилем воспитания ребенка (у подавляющего большинства родителей наблюдаются отклонения в методах воспитания). Из-за чрезмерной (недостаточной) опеки, внимания, заботы, огромного количества требований, строгости могут возникнуть конфликты в подростковом возрасте. В конфликтах поведение обоих сторон у многих неправильно (как взрослые, так и дети, просто опускают ситуацию, не разобравшись или реакция слишком грубая, у детей — хлопки дверьми, вызывающее поведение, а у взрослых еще большие наказания и запреты). По ответам самих опрашиваемых, видно, что они недовольны сложившейся ситуацией и хотели бы более мирные, добрые, теплые отношения в семье.

В заключении можно сказать, что кризис подросткового возраста не проходит бесследно. Ребенок взрослеет, меняется его отношение к миру, он ищет себя. В это время может произойти масса неприятных ситуаций. Но человеку необходимо прожить этот возраст в полной мере для гармоничного развития личности.

Родители должны понимать и осознавать это, не препятствовать, не создавать слишком сильное давление, ведь если человек не переживет кризис подросткового возраста, то позже это выльется во взрослой жизни. Нужно научиться доверять подростку, говорить с ним, принимать его личные границы, учитывать его мнение и желания.

А чтобы защитить ребенка и не дать ему навредить своей жизни и здоровью, еще до наступления подросткового возраста нужно выстроить с ним эмоциональный контакт, доверительные отношения. Конечно, даже в таком случае будучи подростком он может начать бунтовать и авторитетом для него, скорее всего, будет какой-либо сверстник, но в случае проблемы или опасности ребенок все равно обратиться к вам.

Список литературы

  1. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2012. — 232 с.
  2. Райс, Филип. Психология подросткового возраста / Филип Райс, Ким Долджин. — М.: Питер, 2014. — 816 c.
  3. Целуйко,В.М. Психология современной семьи/ В.М. Целуйко. –М., 2012. — 315 с.