Развитие творческих способностей школьников в предметной области «Технология»

NovaInfo 104, с.62-63, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC, УДК 30

Аннотация

В данной статье рассмотрены проблемы развитие творческих способностей школьников в предметной области технология.Автор предлагает различные способы развитие творческих способностей,и условия их реализаций.Прослеживаются этапы выполнения проектной работы.

Ключевые слова

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА, ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ

Текст научной работы

Творческие способности представляют собой особый вид умственных способностей человека, которые выражаются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, отклоняться в процессе своего мышления от традиционных норм и генерировать разнообразные оригинальные идеи, находить возможные варианты их практического решения. К их числу относятся дивергентное мышление, воображение, самостоятельность в деятельности, мотивация различных этапов осуществления творческой деятельности.

Школьный возраст представляет собой один из самых благоприятных периодов для развития способностей к творчеству. При этом, можно выделить три периода развития творческих способностей личности в период обучения в школе: этап подражания (7 — 11 лет), этап импликации (связи) творческих способностей (12 — 14 лет), этап трансформации творческих способностей (15 — 18 лет). Условия, оказывающие влияние на развитие творческих способностей учащегося включают три группы: связанные с особенностями развития и саморазвития личности школьника; раскрывающие особенности организации творческой деятельности учащихся; отражающие социальную ситуацию развития личности школьника.

Содержание предметной области «Технология», благодаря своей специфике, способно стать мощным стимулом для развития творческих способностей школьников. В целях развития творческих способностей школьников на уроках технологии, наиболее оправданным является применение проблемно-поискового, проектного метода, а также методов проблемного изложения, эвристического и ситуационного.

На констатирующем этапе наличие творческих способностей диагностировано у 36% школьников в экспериментальной группе и у 40% в контрольной группе; для 64% школьников в экспериментальной группе и 60% в контрольной характерна невыраженность творческих способностей. Высокий уровень развития творческих способностей имеют по 32% школьников в экспериментальной и в контрольной группах; средний — 36% школьников в экспериментальной группе и 28% в контрольной; низкий — 32% школьников в экспериментальной группе и 40% в контрольной.

На формирующем этапе исследования в экспериментальной группе школьников была проведена работа по развитию творческих способностей учащихся в предметной области «Технология». Работа проводилась в течение одной четверти 2018 — 2019 учебного года, с января по март включительно. Всего было проведено 18 уроков. С целью развития творческих способностей школьников были использованы проектный, эвристический и ситуационный методы организации работы.

На контрольном этапе наличие творческих способностей диагностировано у 60% школьников в экспериментальной группе (на 24% больше) и у 40% в контрольной; для остальных 40% школьников в экспериментальной группе (на 24% меньше) и 60% в контрольной характерна невыраженность творческих способностей. Высокий уровень развития творческих способностей имеют 40% учащихся в экспериментальной группе (на 8% больше) и 32% в контрольной; средний — 44% школьников в экспериментальной (на 8% больше) и 28% в контрольной; низкий — 16% школьников в экспериментальной (на 16% меньше) и 40% в контрольной.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что она содержит результаты обобщения позиций современных авторов по проблеме развития творческих способностей школьников в предметной области «Технология». Предложенная в данной работе программа работы с учащимися дополняет методику технологического образования.

Данное исследование было направлено на то, чтобы провести теоретическое изучение и экспериментальную проверку развития творческих способностей школьников в предметной области «Технология».

В ходе проделанной работы был проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; выявлены особенности развития творческих способностей в школьном возрасте; определены методы и приемы развития творческих способностей школьников в предметной области «Технология; проведено эмпирическое исследование развития творческих способностей школьников в предметной области «Технология».

Зеркала является деятельностью, позволяющей школьникам развивать свои творческие способности. Во-первых, эта деятельность имеет яркую эмоциональную окраску. Во-вторых, предполагает вовлечения учащихся в новую, необычную для них деятельность. В-третьих, сочетает в себе изобразительную и прикладную стороны работы, то есть, включает возможности чередования видов деятельности в процессе обучения.

Создание школьникам оригинального изделия из зеркала требует сознательно применения усвоенных ими знаний , умений и навыков , а также таких качеств, как, умственная активность ,креативность, трудолюбие, самостоятельность.

Декорированное зеркало нам потребуется: пластиковые ложки, ножницы, карандаш, линейка, клей-пистолет, картон, краска, зеркала. Вырезать из картона круг (размер определяем под вашего зеркала). Внутри полученного круга вырезать еще один (чуть меньшего размера, чем зеркало). Подготовить зеркало. Возьмите ложки подходящие по форме и размеру.

Отрезать ножки у ложек. Разметить на нашем кругу места, где они будут располагаться. Для удобства можно взять лист бумаги и с помощью линейки сделать разметку. Приклеить подготовленные ложки, в шахматном порядке так, чтобы между первой и второй ложками было место для третей во втором ряду. Продолжить приклеивание пока не приблизимся к центру картонной основы. В последнем ряду приклеить ложки поменьше, максимально близко и аккуратно к центру. Вырезать из картона еще один круг(такого же размера, что и первый). Раскрасить ложки со всех сторон акриловыми красками. Приклеить петлю-подвеску для зеркала из ленты между ложками. Приклеиваем зеркало. Приклеить с задней стороны зеркала второй круг из картона. Приклеить с задней стороны зеркала второй круг из картона.

На уроках технологии-сложный длительный процесс. Поэтому надо постоянно приучать школьников к самостоятельности и активной работе. Чтобы активизировать работу учащихся можно рассказать об истории появлений и развития ложки, ее месте в прошлое время и в настоящее.

Большое значение на начальном этапе работы над изделием имеет понимание учащимся того, что требует тонкого понимания красоты, безукоризненного вкуса, художественного такта, фантазия и мастерства.

Только навыки самостоятельности, умение работать сосредоточено, не отвлекаясь, длительное время, повторяя бесконечный ряд одних и тех же движений и находя в этом своеобразную ритмику и красоту, обеспечат совместимость учащегося и данного вида искусства. Проведенная в этом ключе обучающая работа педагога поможет избежать халатности, небрежности, терпения школьников в процессе выполнения своего творческого проекта.

Можно сделать вывод о том, что проведение уроков технологии по изучению Декорированное зеркало активизирует познавательную деятельность учащихся, развивать исследовательские и практические навыки, творческие способностей и нестандартного мышления школьников данное направление является приоритетным в образовательной политике школ.

Читайте также

Цитировать

Первак, Ч.Р. Развитие творческих способностей школьников в предметной области «Технология» / Ч.Р. Первак. — Текст : электронный // NovaInfo, 2019. — № 104. — С. 62-63. — URL: https://novainfo.ru/article/16767 (дата обращения: 09.08.2022).

Поделиться