Вера как один из помощников в работе с инкурабельными больными

№104-1,

социологические науки

Еще известный физиолог И. П. Павлов доказал, что есть неразрывная связь между работой внутренних органов и деятельностью корой головного мозга. Поэтому очень важно помогать больному не только на физиологическом уровне, но и на духовном. В данной статье раскрываются основные проблемы духовной помощи инкурабельным больным. Основная тема данной статьи в том, что именно вера является основным помощником в работе с инкурабельными больными, она дает понять больным людям, что они не одни, что они нужны, и ни в коем случае не должны сдаваться.

Похожие материалы

Хоспис — это последний приют безнадежно больных. Это место, в которое приходят те, кто уже знают, чуда не произойдет. В наше время, как это не страшно, число инкурабельных больных растет. И люди, пребывающие в хосписах, встречают последнюю стадию умирания с большой готовностью, они не пытаются бороться со своей болезнью, чаще всего они посвящают оставшееся время своей жизни для очищения своей души и улажеванию конфликтов с близкими людьми и родными. Основным помощником в этом является вера. В наше время, в век высоких технологий, в том числе и в медицине, все еще остаются люди, болезни или стадии болезней которых излечить не всегда удается. Несмотря на то, что хосписное движение достаточно новое понятие в нашей стране, которое еще не до конца заняло устойчивую позицию в сознаниях большинства людей, хосписы порой бывают единственным решением проблем умирающего больного. Инкурабельные больные — это неизлечимые пациенты, нуждающиеся в паллиотивной помощи. По определению Всемирной организации здравоохранения паллиотивная помощь — подход, имеющий своей целью улучшение качества жизни пациента и членов его семьи, оказавшихся перед лицом заболевания, угрожающего жизни. Понятие «паллиативная» (медицина/помощь) происходит от латинского «pallium» и означает «покрывало, покров, покрытие». Иными словами, это защита и всесторонняя опека больного, в тот момент, когда человек в силу своего заболевания совершенно не в состоянии сам себя обеспечивать. Главной задачей паллиотивной помощи является предоставить пациенту по возможности лучшее качество жизни.

Духовная помощь — часть комплекса этой помощи, одна из важнейших составляющих, обеспечивающих спокойную жизнь инкурабельному больному. Онкологические и другие неизлечимые заболевания, по причине которых люди и пребывают в хосписах, сами по себе вызывают чрезвычайное психоэмоциональное напряжение у заболевшего человека, обуславливается это возникшей угрозой жизни. Главной задачей священнослужителей и работников церкви является понижение психоэмоционального напряжения пациента и его семьи. После облегчение физической боли, у больного остаются переживания, страхи, одиночество. Это состояние способно отравить последние дни умирающему больному, поэтому всеми силами нужно стараться поддерживать пациента и ни в коем случае не оставлять его наедине со своими переживаниями. В этом помогают пациенту и его семье священники и сестры милосердия, несущие свое служение в хосписах. Основой духовной помощи являются беседы священника с пациентом, церковные таинства, совместные молитвы и празднование церковных праздников. Это помогает больному понять, что он не один, что он не оставлен, что, наконец, он нужен, и преодолеть страх перед будущим. Очень важно наладить с пациентом доверительные отношения, поговорить о чем-то душевном и болезненном для него. И только когда человек откроется для веры, когда впустит в сердце любовь и поддержку, тогда и стоит разговаривать о духовных делах. Священники и сестры милосердия, пребывающие и служащие в хосписах, видят как верующие и неверующие люди относятся к страшному известию «рак в последней стадии» и, соответственно, к приближающейся смерти. «Для того, кто верует в Господа, радость встречи с Ним не омрачается тем фактом, что она неотъемлемо сопряжена со смертью. А радость богообщения в молитве, в покаянии, в церковных Таинствах — самая большая, и она не может сравниться с радостью общения с родными и близкими, радостью работы, домашнего уюта. Упование на встречу с Господом облегчает этот шаг через порог, отделяющий земную жизнь от смерти. А люди неверующие, конечно же, относятся к своей болезни подчас очень тяжело.» ,- говорит иерей Алексий Лебедев, служащий в хосписе № 1 города Санкт-Петербурга.

Чаще всего люди, проводящие свои последние дни в хосписах, сами без семьи, и это еще больше угнетает их психоэмоциональное состояние и наводит на мысли об одиночестве и скорой смерти. Верующие люди, посвятив себя вере и служению Богу, порой и не замечают своего одиночества. Неверующих же ни в коем случаем не стоит принуждать верить, не стоит пропагандировать веру, но нужно помогать им, разговаривать с ними, дать понять больным, что их любят и о них заботятся, несмотря на их вероисповедание и отношение к вере. В этом и заключается смысл веры как помощника в работе с больными. Священнослужители и сестры милосердия просто помогают, просто душевно разговаривают, просто дают добро тем, кому это очень нужно.

Список литературы

  1. Гнездилов А. В. «Психология и психотерапия потерь»
  2. Л.В. Львова «Ответственность перед умирающим»
  3. Е. Глинка «Хоспис — это школа жизни» (Записки врача)
  4. Большая Медицинская Энциклопедия. Т.21. / Под ред. Б.В. Петровского. — М.: Советская Энциклопедия, 1983.
  5. Ледяева М. Философия боли. // Дворник, №5. — 2001.
  6. Беседа с иереем Алексием Лебедевым — врачом и священником хосписа № 1 Санкт-Петербурга- http://www.pravo lavie.ru/90242.html
  7. Жизнь и смерть в православном хосписе — http://pravo lavie.org.ua/thread /zhizn-i- mert-v-pravo lavnom-xo pi e.1185/