Развитие интеллектуально-творческого потенциала на основе принципа интегративности

№104-1,

педагогические науки

Авторы статьи рассматривают принцип мотивационно-творческую активности и практической направленности как методико-технологический инструментарий для развития интеллектуально-творческого потенциала на занятиях по иностранному языку в высшей школе, что стимулирует формирование и дальнейшее развитие прогностического мышления. Авторы подчеркивают тесную взаимосвязь наработки творческого багажа навыков и умений с дальнейшим применением на практике в профессиональной деятельности.

Похожие материалы

В мировой системе образования за последние десятилетия диалогическое сотворчество преподавателя и учащихся на занятиях по иностранному языку рассматривается не только как решение задач языковой направленности, но и как действенный речемыслительный рычаг решения сложных проблемных ситуаций профессиональной направленности. Безусловно, коммуникативная компетентность будущего специалиста рассматривается учеными как способность к полноценному речевому общению на иностранном языке во всех сферах человеческой деятельности с соблюдением культурно-социальных норм речевого поведения. В данном ключе выделяются целевые принципы обучения иностранному языку в неязыковом вузе — коммуникативный и профильно-ориентированный, что предполагает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения учебных занятий.

Кроме того, важной особенностью обучения иностранного языка как учебной дисциплины является тот факт, что он как бы обладает некой опосредованностью, так как язык изучается как средство для профессионального общения, но тематики и ситуативная обусловленность для речи привносятся извне. Именно поэтому изучение иностранного языка в процессе обучения в неязыковом вузе открыто для использования в различных областях знания и содержания профильных предметов. Интеллектуально-творческий потенциал личности, на наш взгляд, представляет собой интегральное качество личности, включающее мотивационный, содержательный, праксеологический и рефлексивный компоненты, каждый из которых формируется и развивается на основе принципов мотивационно-творческой активности, практической направленности, рефлексивности и интегративности.

Принцип интегративности берет свою основу в том, что непосредственно методическое сопровождение процесса подготовки учащихся неязыковых вузов в высшей школе также обеспечивает и стимулирует их учебно-познавательную деятельность в едином многоуровневом образовательном пространстве. Подчеркивая принципиальную важность развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся неязыковых вузов в процессе иностранного языка на основе принципа интегративности, мы согласны с В.С. Безруковой, которая рассматривает педагогическую интеграцию как форму взаимосвязи и взаимодействия явлений в теории и на практике, восстановление их целостности. Также стоит отметить, что мы говорим о внутренней интегративности, представляющей собой интеграцию компонентов внутри изучения иностранного языка, но с интенцией на межпредметные связи и экстраполяцию полученных навыков, умений и приемов, соответственно. Значимость межпредметных связей возрастает с каждым годом в рамках общих тенденций к синтезу и интеграции багажа получаемых знаний, что, несомненно, является объективной основой обновления и усовершенствования его содержания на качественно новом уровне.

Умение будущего специалиста выразить свою уникальность, способность успешно предъявить себя миру представляет собой существенную трудность для большинства людей. Шаблонность и запрограммированность человеческой реакции на те или иные события приводит к тяжкому ощущению бессмысленности, ненужности и непрофессиональности. Именно поэтому развитие интеллектуально-творческого потенциала играет такую глобальную роль. Формирование и развитие интеллектуальных и творческих потенций личности будущего специалиста предполагает апеллирование к глубинным резервам личности, обеспечивающих учащихся континуальным желанием саморазвиваться в профессиональной сфере. Развитие интеллектуально-творческих способностей на основе принципа интегративности в процессе обучения иностранному языку в высшей школе способствует умению быстро и эффективно принимать решения в нестандартных ситуациях, грамотно вести диалог и быть профессионально компетентным.

Список литературы

  1. Желтова С.С. К вопросу об интегральности и интегративности в дошкольном образовании на примере обучения иностранному языку // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. Часть I. — Новосибирск: СибАК, 2010.
  2. Альтшуллер, Г.С. Теория решения изобретательских задач как основа развития творческого мышления учащихся // Новые ценности образования: ТРИЗ-педагогика. [Текст] / Г.С. Альтшуллер. — 2003. — Вып.1(12). — С. 5 — 10.
  3. Алёхин, И.А. Сборник учебных и методических материалов по организации рационализаторской работы и стимулированию профессионального творчества в образовательном процессе военного вуза [Текст] / И.А. Алёхин, Е.И. Федак, Е.А. Павлов.- М.: Лаборатория «ОП», 2014. — 160 с.
  4. Defense Language Institute Foreign Language Center // Электронный ресурс. URL: http://www.dliflc.edu/index.html. Дата обращения: 20.01.19.