В марте 2013 г. скончался президент Венесуэлы — Уго Чавес. Весь мир наблюдает за развитием событий, происходящих в этой республике. Не остается в стороне и Беларусь, заинтересованная в преемственности политического и экономического курса Венесуэлы.
Белорусско-венесуэльские отношения насчитывают относительно долгую историю по меркам существования независимой Беларуси. Начальный период характеризовался слабыми связями двух республик. В 1998 г. была предпринята попытка создания национального бюро «Программы Боливар» в Беларуси — международной неправительственной частной организации, основной целью которой является содействие развитию малого и среднего бизнеса на основе широких информационных возможностей, представленных программой. Эта попытка потерпела неудачу, и активная фаза сотрудничества началось после визита президента Венесуэлы в Беларусь в 2006 г. По итогам переговоров А. Лукашенко и У. Чавес подписали в Минске совместную декларацию, в которой было закреплено долгосрочное стратегическое партнерство Беларуси и Венесуэлы.
Сразу следует упомянуть о дружеских отношениях, существовавших между лидерами Беларуси и Венесуэлы. Многие исследователи прямо проецируют степень близости их отношений на торгово-экономическое сотрудничество между странами. Но было бы странным объяснять связи Беларуси с Венесуэлой лишь этим. Развитие сотрудничества обуславливается взаимодополняемостью экономик. У. Чавес неоднократно отмечал потребность своего государства в белорусских технологиях. Для Беларуси Венесуэла — это, в первую очередь, государство с огромными энергетическими ресурсами. Также она рассматривается белорусским руководством в качестве своего рода плацдарма для проникновения на рынок Латинской Америки.
Главы государств называли отношения двух стран отношениями стратегического партнерства. Сегодня в Венесуэле Беларусь разрабатывает ряд проектов, некоторые из них уже воплощены в жизнь и функционируют, другие находятся на стадии становления. Совместные проекты добычи нефти, совместное предприятие по производству грузовиков МАЗ, завод по производству дорожно-строительной техники, белорусский агроиндустриальный городок, завод строительных материалов, возведение социального жилья, военные поставки в Венесуэлу. Действительно, проектов немало. Насколько они удовлетворяют принимающую сторону? Венесуэльские газеты неоднократно писали о претензиях к качеству жилья, построенного белорусами, и автобусам, поставляемым в Венесуэлу. Тем более, что 14 апреля в Венесуэле прошли выборы, в результате которых с отрывом в 1,5% место коменданте занял его преемник — Николас Мадуро. Замена Уго Чавеса Николасом Мадуро делает более ясными перспективы белорусско-китайских отношений (нежели если бы к власти пришел оппозиционер), но тяжелая внутриэкономическая ситуация, доставшаяся в наследство преемнику Чавеса, может серьезно повлиять на политику нового президента, обратив его внимание на внутренние проблемы и ужесточив требования Венесуэлы к стандартам белорусского продукта.
Наблюдение за динамикой экспортных и импортных показателей позволяет сделать вывод о том, что торгово-экономические отношения двух республик достигли пиковых значений в 2010 г. Тогда экспорт Беларуси в Венесуэлу составил 302 млн. долл., а импорт из Венесуэлы — 1152 млн. долл. Отрицательное сальдо торгового баланса с Венесуэлой, таким образом, достигало почти миллиарда долл., что объяснялось началом закупок Беларусью венесуэльской нефти в связи с изменением условий поставок российской нефти в страну.
Тема собственной добычи углеводородного сырья за рубежом стала в Беларуси актуальной несколько лет назад, как раз в связи с разногласиями в ценовой политике с Кремлем. Взор Беларуси остановился на Венесуэле и Иране. Но еще в 2011 г. добыча нефти на иранском месторождении Джофейр была остановлена. По официальным заявлениям Минска, это было сделано в связи с тем, что «в ходе работ были выявлены новые данные о геологическом строении месторождения, обусловившие изменение финансово-экономических условий реализации проекта». По данным иранского агентства, «причиной расторжения контракта стали разногласия сторон, касающиеся методов и технологий ведения работ, а также денежной компенсации Ирану за использование Минском месторождения» [3].
Но если в Иране добыча не задалась с самого начала, то с Венесуэлой ситуация, именно с добычей нефти, обстоит лучше. Между Венесуэлой и Беларусью фактически ведутся бартерные отношения: Беларусь закупает у Каракаса «черное золото», а взамен там проводит геолого-разведывательные и строительные работы. Но и этот вопрос обостряется в связи с приходом Николаса Мадуро на пост главы Венесуэлы. Сохранит ли новый президент существующие контракты с Беларусью в условиях экономических проблем внутри страны, когда необходимо искать наименее болезненные пути выхода из кризиса? Помимо проблем внутри самой Венесуэлы и риска разрыва контрактов с её стороны, перед белорусским руководством постоянно возникает вопрос о рентабельности добычи, и главное, стоимости доставки сырья в Беларусь. Ведь пока Беларусь получает российскую нефть беспошлинно, остальные источники получения нефти не слишком жизнеспособны. Ряд экономистов не исключают, что убытки белорусских НПЗ в 2010 г. были связаны именно с закупкой Минском дорогой нефти из Венесуэлы. Специалисты предлагает задуматься над тем, нужна ли в принципе Беларуси нефтедобыча за рубежом. Ведь за 20 лет белорусской независимости ни один из подобных проектов, в том числе в России, успехом не увенчался [1].
Отдельно стоит коснуться вопроса военного сотрудничества государств. Республика Беларусь поставляет автоматизированные системы управления ПВО, системы связи, радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы для подавления высокоточного оружия. Военные поставки специалистами оцениваются в 700 млн. долл. Четко прослеживается активизация отношений Венесуэлы и Беларуси в 2006 г., которую часть исследователей связывает с решением России поставлять Венесуэле систему ПВО — как ответ на антиракетный щит НАТО в Европе. Что она и сделала, воспользовавшись услугами посредника — Беларуси. Схема поставок выгодна всем сторонам: Россия фактически не имеет к ним никакого отношения, Беларусь, закупающая «товар» по льготным российским ценам, получает выгоду при реэкспорте военной продукции, Венесуэла же удовлетворяет национальные потребности в защите.
Популярным и обсуждаемым в последнее время в СМИ становится маршрут «путешествий» российских вооружений в Сирию. Схема здесь — как и в предыдущем случае, только теперь Каракас является не конечным пунктом доставки, а лишь одной из транзитных точек. Самый безопасный маршрут транспортировки вооружений Дамаску — прямое авиасообщение Каракас-Дамаск. Это знаменитые «переполненные пассажирские рейсы» сирийских и венесуэльских авиалиний дважды в неделю, недоступные обычным пассажирам под предлогом отсутствия свободных мест [2]. В условиях нужды официального руководства Сирии в оружии оно не станет диктовать цены на него, а полученная плата за «груз» вновь будет распределена между Москвой, Минском и Каракасом. Налицо выигрышная, прибыльная кооперация трех государств, которая вряд ли будет разорвана с приходом нового президента.
Строительство социального жилья, реализуемое Беларусью в Каракасе, благодаря которому построено уже 7000 квартир бюджетного класса, поставки белорусской техники и калия — все вышеперечисленные проекты, скорее всего, будут поддержаны новым руководством Венесуэлы из-за льготных цен, установленных Беларусью, хотя качество, как уже упоминалось, иногда не соответствует стандартам.
Самый неблагополучный сценарий, при котором новая власть в Венесуэле может разорвать договоры в области энергетики, военного сотрудничества и в др. сферах, не отразится серьезным образом на экономике Беларуси. В 2011 г. доля Венесуэлы составляла 1,6% в общем товарообороте Беларуси. В 2012 г. снизилась до 0,6%. Не стоит забывать, за счет какого государства Беларусь поддерживает жизнеспособность своей экономики. Россия является важной стороной в рамках сотрудничества Венесуэлы и Беларуси, от позиции и интересов которой, так или иначе, зависят отношения двух республик.