Беларусь. Санкции запада — поворот на восток

NovaInfo 8
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Геополитическое взаимодействие на постсоветском пространстве сегодня вызывает большой интерес. Привлекательно поведение Беларуси и её руководства на международной арене. И данная проблема, а в Европе это так и называют, перспективна с точки зрения изучения мотивации и предпосылок к такому поведению.

Ключевые слова

ЭКОНОМИКА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ПОЛИТИКА, САНКЦИИ, БЕЛАРУСЬ

Текст научной работы

Геополитическое взаимодействие на постсоветском пространстве сегодня вызывает большой интерес. Привлекательно поведение Беларуси и её руководства на международной арене. И данная проблема, а в Европе это так и называют, перспективна с точки зрения изучения мотивации и предпосылок к такому поведению. Цели данной работы:

  1. Рассмотреть отношения Беларуси с ЕС и с Россией в 90-е гг;
  2. Охарактеризовать санкции, вводимые в отношении республики начиная с 90-х гг. и заканчивая нашими днями;
  3. Проанализировать внешнеполитическую ориентацию руководства РБ;
  4. Выявить выгоды, получаемые от сотрудничества республики с Россией.

Итак, Белоруссия или Республика Беларусь — это относительно небольшое государство в Восточной Европе, имеющее хозяйственные связи как с Западом, так и с Востоком. С распадом Советского союза республике пришлось выстраивать отношения со своими соседями, налаживать их с Европой, пытаться «вклиниться» в международные процессы уже без патронажа России. Естественно, начинать всегда трудно. Впрочем, не только Беларусь столкнулась с рядом проблем после обретения независимости. Как и другим, только что отделившимся и получившим суверенитет государствам бывшей системы, Беларуси было необходимо сделать ставку на «одну из сторон света», а для этого страна нуждалась как минимум в выборе внешнеполитической доктрины. В 1994 году на должность президента республики был избран Александр Лукашенко, который в своей предвыборной программе проводил курс на сближение с Россией. В пору его первого срока президентства были подписаны ряд крупных соглашений с Россией: январь 1995 г. — договор о создании платежного и таможенного союзов между Белоруссией и Россией; февраль того же года — о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между странами; 1998 г. — договор о равных правах граждан России и Белоруссии. Это далеко не весь список соглашений, которые свидетельствуют о тесном сотрудничестве с Россией в 90-е гг. Самым крупным политическим проектом стало образование 2 апреля 1996 г. Союзного государства, создание которого изначально подразумевало объединение экономического, политического, культурного, военного, таможенного, валютного, юридического пространств России и Беларуси. Об успешности этого проекта говорить в принципе можно, поскольку в настоящее время видны реальные сдвиги в области создания единой экономической, таможенной, культурной зоны. Политическая же кооперация не удалась и невозможна по объективным причинам. Уже тогда ни один из руководителей не согласился добровольно отойти от руля власти, а сама идея перестала быть актуальной в рамках современных реалий.

В 2003 г. Европейским Союзом была принята политика соседства, в которую вошла и Беларусь. Республика — ближайший сосед вдоль восточных и южных границ Европы, и логично, что Европе желательнее видеть Беларусь в роли союзника, а не оппонента.

Беларусь относится к шести европейским странам, которые в рамках программы «Восточное партнерство», принятой конференцией Европейского Союза на уровне глав государств в Праге 7 мая 2009 г., должны быть приближены к ЕС на политическом уровне и интегрированы в него экономически. На пути к этим целям необходимо принятие демократических реформ, структурное изменение экономики, в частности, отход от административно-планового хозяйства, которое явилось одной из причин экономического кризиса в стране.

Но пока руководство республики не принимает никаких мер по демократизации режима, которые ожидает Европа. Напротив, начиная с 2006 г. репрессии по политическим мотивам в Беларуси набирают все больший оборот, а вследствие этого, и общественный резонанс, главным образом не внутри, а за пределами страны. Теперь политически неблагонадежные граждане, «возбудители беспорядка» наказываются по всей строгости Уголовного Кодекса республики, хотя ранее правонарушения такого рода были под контролем административного права. Лукашенко, не считающий такие карательные меры чем-то неправильным и недемократичным, не соглашается с санкциями ЕС. Давайте же выясним, какие цели преследовал и преследует ЕС, вводя санкции против своего соседа.

Обратимся к истории санкций против Беларуси. Впервые такая практика проводилась в июле 1998 г. Причиной этому стал дипломатический конфликт из-за выселения дипломатов из комплекса «Дрозды», нарушение Беларусью Венской Конвенции. Тогда Беларусь признала неправомерность действий на своей территории и выполнила условия ЕС, и санкции были сняты уже к февралю 1999 г.

Второй эпизод случился в 2002 г., когда были введены визовые ограничения в отношении Лукашенко и еще 8 высокопоставленных чиновников. В данном случае причиной санкции послужило прекращение деятельности Консультативно-наблюдательной миссии ОБСЕ. Санкции были сняты после заявления Лукашенко о готовности принять новую миссию ОБСЕ в Беларуси. Окончательно вопрос был урегулирован в апреле 2003 г.

В сентябре 2004 г. были введены визовые санкции, которые действуют по сей день. Направлены они были против ряда чиновников. Официальная причина: препятствование этих лиц независимому и полному расследованию случаев насильственных исчезновений представителей оппозиционных сил. Условиями снятия санкций было открытое и полное расследование исчезновения оппозиционных политиков. На сегодняшний день санкции ЕС не сняты в силу невыполнения Беларусью условий для прекращения их действия.

Декабрь 2004г. стал следующим этапом введения визовых санкций, теперь уже в отношении главы ЦИК Беларуси и главы минского ОМОНа. Официальной причиной вступления в силу санкций стали нарушения на референдуме и выборах в октябре 2004г. Также среди причин ввода санкций были названы серьезные нарушения прав человека и репрессии в отношении митингующих. Логическим продолжением стали санкции в апреле 2006 г., введенные в отношении самого президента и отдельных прокуроров, судей, силовиков и работников ЦИК. ЕС был согласен отменить их, если в Беларуси будет проведена реформа Избирательного Кодекса в соответствии с международными стандартами совместно с БДИПЧ ОБСЕ и будет обеспечена защита прав мирных демонстрантов. С октября 2008-го по январь 2011 гг. санкции временно замораживалась — были освобождены некоторые политзаключенные, проведены косметические реформы Избирательного Кодекса. Но на практике фальсификация сохранилась, вследствие чего санкции вновь обрели юридическую силу.

И, наконец, последние санкции были введены в январе 2011 г. До сих пор ЕС периодически обрушивается с критикой на Беларусь и Лукашенко, обвиняет его в недемократичности режима. В частности, речь идет о нарушениях международных стандартов избирательных прав на выборах в президенты в декабре 2010г. Кроме того, ЕС требует реабилитировать политзаключенных, пострадавших в ходе репрессий. В ответ на требования в августе-сентябре 2011 г. были отпущены на свободу 30 задержанных по политическим причинам. Данная уступка не стала поводом к отмене санкций, т.к. условия были выполнены лишь частично.

В настоящий момент санкции ЕС продолжают действовать. Европа, считающая себя главным носителем демократических ценностей, протестует против существования смертной казни в Беларуси. Тем не менее, 17 марта 2012г. в СМИ появились новости о расстреле Дмитрия Коновалова и Владислава Ковалева, которые обвинялись в организации и совершении теракта в минском метро 11 апреля 2011г. В тот же день верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики и политики безопасности Кэтрин Эштон осудила решение белорусского руководства и напомнила, что « ЕС выступает против смертной казни при любых обстоятельствах, считая ее жестоким и бесчеловечным наказанием, которое не способствует предотвращению преступлений и является неприемлемым с точки зрения человеческого достоинства ». Подобное заявление стало не первым, т.к. ЕС давно добивается введения моратория на смертную казнь в качестве первого шага к её всемирной отмене. 23 марта этого года ЕС ввел дополнительные санкции, которые действуют в отношении уже 243 частных лиц и 32 предприятий Беларуси.

Вопрос белорусской демократии очень волнует Европу. Мораторий на смертную казнь, освобождение политзаключенных и смягчение наказаний за нарушения по политическим мотивам, расширение гражданских прав в Беларуси не только на бумаге, но и на практике — вот основные требования, выдвигаемые ЕС для отмены санкций. Исходя из списка лиц и организаций, против которых были введены санкции, складывается впечатление, что действие их направлено не для улучшения ситуации в стране, а лишь для того, чтобы «задушить» режим. В числе «впавших в немилость» ЕС значатся близкие друзья семьи президента, держатели акции наиболее крупных предприятий в стране и имеющие бизнес за её пределами. Несмотря на резкую критику ЕС, президент не уступает.

Поэтому интересно разобраться, почему Беларусь и её правящий режим позволяют себе не выполнять требования западного соседа, игнорировать традиционные демократические ценности, выражаясь языком европейцев? Здесь, на мой взгляд, причин несколько, но все они берут начало в одной большой зависимости Беларуси. Вообще для руководства республики характерна лимитрофная парадигма — движение между ЕС и Россией и, как правило, ухудшение отношений с одной означает оптимизацию с другой. Но как я уже упоминала, действующий президент, придя к власти, приоритетным избрал восточный вектор внешней политики. Несмотря на выбранный курс, Беларусь сотрудничала и со странами Европы, они оказывали ей экономическую помощь, например, в рамках программы ТАСИС на протяжении 15 лет Беларуси было перечислено свыше 250 миллионов долларов. Сумма, прямо скажем, небольшая. Если говорить о сугубо торгово-экономическом взаимодействии, то по данным на 2011 г. товарооборот с Европой составил около $19 млрд., при этом положительное сальдо достигло показателя в $5,6 млрд. Т оварооборот Беларуси и России в 2011 году достиг рекордной отметки, приблизившись к $ 40 млрд. До этого самый высокий показатель взаимной торговли был зафиксирован в 2008 году — 34 миллиарда. Сложно не заметить разницу: товарооборот с Россией практически в 2 раза больше, чем со странами ЕС, при том, что Россия одна, а на Западе с Беларусью торгуют Нидерланды (26,6% от товарооборота с ЕС), Германия (17,3%), Польша (12,9%), Великобритания (11,9%) и Литва (4,3%). Ответ на вопрос о том, почему РБ оставляет за собой право не выполнять условия Запада просто — руководство уверено в поддержке со стороны России, как политической, так и экономической. В частности, Беларуси выгодно торговать с Россией. Тем более, кризис, ударивший по экономике республики в 2011 г., со всей очевидностью продемонстрировал неэффективность функционирования так называемой белорусской социально-экономической модели, основанной на трех факторах: открытый доступ к российским энергоносителям и российскому рынку, закрытый от конкурентов внутренний рынок и монопольное положение госсектора в белорусской экономике. Белорусская экономическая модель является основой стабильности политического режима Александра Лукашенко. Президент когда-то сделал ставку на восточного партнера — Россию. Он уверен, что газ и нефть будут течь через Беларусь в Европу, то есть функцию транзита Беларусь не утратит. И как сказал Павел Бородин, секретарь Союзного государства с 2000 по 2011 гг.: «Не так труба кормит, как ее ответвления». Таможенный Союз, членами которого стали Россия, Беларусь и Казахстан — еще одно из подтверждений российского приоритета во внешней политике и экономике республики. Не забудем и о вековых исторических связях Беларуси с Россией, о дружбе белорусского и русского народов. Как противоположность этому можно вспомнить не совсем теплые отношения Беларуси с Польшей, у которых до сих пор не урегулирован вопрос о границах — Польша претендует на западные земли республики. «Их попытка не мытьем, так катаньем оттяпать у нас часть Западной Беларуси — пока я живу и существую здесь как президент страны — им этого не видать как собственных ушей. Наша страна едина, целостна и неделима» — такова позиция главы государства по этому вопросу.

По каким еще причинам Беларуси выгоднее сотрудничество с Россией, а не с ЕС? Ну, хотя бы потому, что жизненно необходимый природный газ теперь импортируется в республику по самым низким ценам на континенте — 165,6 долл. за 1 тыс. куб. м. Для сравнения, тот же газ в том же объеме поставляется в Европу за 400 долларов. В июне 2011 г. Антикризисный фонд ЕврАзЭС выделил Белоруссии кредит в размере 3 млрд. долл., что создало условие для выживания экономики, которая пережила сильнейшее потрясение в 2011г. и до сих не вышла из кризиса. В том же году Россия сняла все ограничения на поставку белорусского продовольствия на свой рынок, предоставила кредит на строительство АЭС в 10 млрд долл. на пятнадцать лет, реструктурировала задолженности за поставленный в 2011 г. природный газ. «Газпром» выкупил второй пакет акций ОАО «Белтрансгаз», монопольного транзитера российского природного газа в Польшу и Литву, за 2,5 млрд долл., что позволило стабилизировать курс белорусского рубля и нарастить золотовалютные ресурсы Национального банка Беларуси.

Но было бы неправильным говорить только о преференциях, получаемых от сотрудничества с Россией. Республика, например, была вынуждена поднять пошлины на ввоз иностранного автопарка, при том, что население уже привыкло к дешевым «иномаркам». Немаловажным фактором поддержки со стороны Беларуси для России является то, что республика до сих не вступила ни в одну из недружественных России группировок типа НАТО или того же ЕС, хотя вероятность приглашения в эти альянсы крайне мала.

Так или иначе, взаимодействие Беларуси с Россией имеет огромные масштабы и, несмотря на некоторые уступки, на которые пошло руководство страны, преференции и выгоды, получаемые от союза с Россией несравнимы с тем, чем поступилась Беларусь или могла бы получить от сотрудничества со своими западными.

Читайте также

Цитировать

Чебанова, Э.Ю. Беларусь. Санкции запада — поворот на восток / Э.Ю. Чебанова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2012. — № 8. — URL: https://novainfo.ru/article/1466 (дата обращения: 27.01.2022).

Поделиться