Проблемные вопросы предвыборной агитации в избирательной системе Российской Федерации

№105-1,

юридические науки

В статье рассмотрены некоторые проблемы предвыборной агитации в избирательной системе Российской Федерации.

Похожие материалы

Одной из важной стадии избирательной компании является агитационная работа. Она реализуется в устной, а также печатной деятельности, привлекая граждан к политической жизни страны с помощью различных политических идей и программ. Её основная цель — привлечение законными способами к определённому политическому объединению или политической фигуре [1].

Нам известно, что состав административного правонарушения это совокупность юридических элементов, помощью которых деяние может быть квалифицированным как административное правонарушение при наступлении административной ответственности. Элементами состава административного правонарушения являются субъекты, субъективная сторона, объект, объективная сторона. Эти элементы обязательные.

Субъекты правонарушений в избирательной сфере являются как должностные лица, в том числе члены избирательной комиссии, а также лица, которые наделены негосударственными властными полномочиями [2].

Объект правонарушения в данной сфере — общественные отношения, которые связаны с проведением выборов и ее организацией в Российской Федерации.

Субъективную и объективную сторону данных деяний необходимо конкретно рассматривать в главе пятой Кодекса об административных правонарушениях. Мы видим, что нормы регулирования предвыборной агитации, указанные в Кодексе об административных правонарушений ах имеют двусмысленная толкование.

Например, статья 5.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации устанавливает ответственность за проведение предвыборной агитации лицами до 18 лет с помощью форм и методов, запрещенные законодательством Российской Федерации.

В данном случае даже в комментированном кодексе не описаны формы и методы, запрещённые законом, под данными формами и методами мы можем предполагать уголовный характер совершения запрещённых методов агитации, включая элементы мошенничества, подкупа, угроз, шантажа, а это уже не административная юрисдикция.

В российском законодательстве выделяют данные формы агитации: призыв голосовать за конкретного кандидата или список кандидатов либо против всех, а также выражать разные предпочтения за того или иного кандидата или партию; опубликование или распространение информации о кандидате. Контроль за предвыборной агитацией осуществляет ЦИК РФ [4].

Нарушение проведения предвыборной агитации случается часто, несмотря на регулирование федеральными законами.

Существует административная ответственность за нарушение порядка проведения предвыборной агитации, а также уголовная ответственность. Ответственность согласно Кодекса об административных правонарушениях указана в разделе втором главы пятой Кодекса об административных правонарушениях. Уголовный кодекс Российской Федерации, к примеру устанавливает нарушения порядка финансирования Избирательной компании [3]. До сих пор не решена проблема с отношением политической агитации и политической рекламы. Предвыборная агитация реализуется в период избирательной кампании, а политическая реклама вне таковых рамок. Хотя по сути политическая реклама является разновидностью предвыборной агитации [5]. Проблемой также является политическая коррупция, которое выражается в подкупе избирателей.

Мы считаем, что частыми нарушениями предвыборной компании являются расклейка и размещение агитационных материалов где только возможно, вне специальных для этого мест, что нарушает конституционные права граждан.

Исходя из этого мы можем сделать вывод о том, что, казалось бы, в развитом законодательстве в сфере предвыборной агитации, существуют пробелы [6]. Наиболее частыми нарушениями являются: нарушение свободы слова, цензуры, свободы совести, неприкосновенности жилища. Необходимо доработать и устранить данные пробелы в Кодексе об административных правонарушениях РФ, а также реализовать растолкование некоторых норм законодательства.

Список литературы

  1. Аладьин А.Н. «Административные правонарушения правил проведения предвыборной агитации»// Вопросы управления. 2013. № 23.
  2. Башаев З. Ш. Правовое регулирование предвыборной агитации в Российской Федерации : автореф. дис.… канд. юрид. наук. М., 2006. С. 15.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // «Российская газета». — 31.12.2001. — № 256.
  4. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / А.Г. Авдейко, С.Н. Антонов, И.Л. Бачило и др.; под общей ред. Н.Г. Салищевой. — 7-е изд. — М.: Проспект, 2011. –1296 с. // СПС Консультант Плюс.
  5. Кузнецов П.А. Политическая реклама. Теория и практика. М.: Юнити-Дана, 2012. С. 9.
  6. Малюков А. А. Проблемы правового регулирования предвыборной агитации в Российской Федерации : дис.… канд. юрид. наук. М., 2004. С. 92–93.