Избирательная комиссия как субъект административной ответственности

№104-1,

юридические науки

В статье рассмотрена избирательная комиссия как субъект административной ответственности. Дана классификация по субъектам совершения административных правонарушений в сфере избирательного права для оптимизации правового регулирования ответственности избирательных комиссий.

Похожие материалы

Результаты последних выборов в Российской Федерации непосредственно зависимы от организационной части проведения избирательной компании, самого законодательства в сфере избирательного права, и ответственности избирательных комиссий.

Конституция Российской Федерации является эффективным инструментом для формирования местного самоуправления. Избирательные комиссии в данном случае ответственны в данной сфере. Ответственности подвергается не только муниципальный уровень, но и в целом все выборы. Кроме конституционной ответственности существует и административная ответственность избирательных комиссий.

Проблемы административной ответственности избирательных комиссий освещалась учеными неполно, в основном проводился анализ административных правонарушений в области законодательства о выборах и референдумах.

Проведя анализ практики участия избирательной комиссии, можно сказать что, все избирательные комиссии не в полной мере использовали меры административного применения. Проведённые не так давно избирательные кампании давали немалое количество поводов применить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Для качественной правовой подготовки членов избирательной комиссии необходима организация подготовки избирательных комиссий использовать нормы кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Чтобы улучшить деятельность избирательных комиссий, необходимо членов комиссий назначать из числа лиц, которые имеют высшее юридическое образование, а также практику деятельности в правоохранительных органах Российской Федерации.

Для обеспечения гарантий и прав личности согласно Конституции Российской Федерации, избирательные комиссии обязаны выполнять важную роль в данном направлении для реализации выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.

Важными нарушениями избирательного законодательства являются: не соблюдение порядка предоставления сведений об избирателях, не вовремя назначенные члены избирательных комиссий, сроков опубликования данных об избирательных комиссиях.

Административные правонарушения, согласно Степанову Р.Г., могут посягать на различные права граждан в сфере избирательного права, на такие как: право граждан на регистрацию избирателей, право получения информации о результатах выборов, реализацию голосования, право регистрации избирателей, формирование избирательных комиссий и так далее.

Данную классификацию можно выстроить согласно критерия как родовой объект посягательства на избирательное право.

Сосредоточение на оценке составов административных правонарушений подтолкнуло Степанова Р.Г. на изменение статьи 5.6 КоАП РФ, а точнее дополнение ее частью третьей, устанавливающей ответственность лиц, которые непосредственно связаны с деятельностью избирательного участка, за отказ предоставить запрашиваемые материалы по официальному запросу.

Мы предлагаем классификацию по субъектам совершения правонарушений.

Субъекты правонарушений могут быть: физические и юридические лица, физические лица, не являющиеся кандидатами или доверенными лицами кандидата, председателем избирательной комиссии, секретарем; должностные лица и граждане, которые не являются кандидатами, доверенными лицами кандидата; председатели избирательной комиссии, заместители председателя; кандидаты и доверенные лица кандидата.

Кодекс об административных правонарушениях сегодня затрагивает ответственность председателя, заместителя председателя, секретаря избирательной комиссии в таких статьях: ч.2 ст.5.17 « Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума».

В необходимые сроки председатели избирательной комиссии обязаны сдать отчеты о расходовании бюджетных средств на выборы. Председатели комиссий распоряжаются денежными средствами, которые выделяются на проведение выборов; ч. 2 статьи 5.6 КоАП РФ «Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации».

Лица, которые указаны в статье, могут получить заверенные копии протоколов избирательной комиссии по результатам выборов. Само заверение осуществляется лицами, которые проводят выборы (председатель, заместитель председателя, секретарь избирательной комиссии).

Объективной стороной правонарушения — действия направленные на выдачу копии протокола избирательной комиссии с несоответствующими данными оригинального экземпляра, а также действия нарушающие требования заверения копий протокола.

Статья 5.22 КоАП РФ. «Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме».

Данное правонарушение реализуется при предоставлении гражданам голосовать за иных лиц, которые были в списках, а также дважды и более на одном голосовании.

Статья 5.24 КоАП РФ. «Нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, определения результатов выборов, референдума, порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой «Повторный» или «Повторный подсчет голосов»».

Действия или бездействие председателя или члена избирательной комиссии приводящее к нарушению порядка составления протокола об итогах голосования составляет объективную сторону правонарушения.

Голоса избирателей подсчитываются гласно, без перерыва сразу после окончания голосования.

Статья 5.25. «Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов».

Комиссия обязана предоставить для ознакомления итог результатов голосования и объем информации, которая содержится в ее протоколах.

Статья 5.56 КоАП РФ. «Нарушение порядка и сроков представления и хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума».

Данное правонарушение касается председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии. Объективной стороной является действия данных лиц, которые нарушают сроки представления и хранения документов, которые связаны с проведением выборов.

С помощью выделения административных правонарушений в сфере избирательного права, субъектами которых являются выше названные субъекты, оптимизируется правовое регулирование административной ответственности избирательных комиссий.

Список литературы

  1. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России: Учебник для вузов. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.
  2. Степанов Р.Г. Ответственность за правонарушения в сфере избирательного и референдумного права: административно-правовой аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2006.
  3. Япрынцев Е.В. Правовое регулирование административно-деликтных отношений в сфере законодательства о выборах и референдумах: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2005.
  4. Белявская М.С. Юридическая ответственность избирательных комиссий, участвующих в подготовке и проведении муниципальных выборов в России // Пробелы в российском законодательстве . 2008. № 2.