Развитие эмоциональной сферы младших школьников

№106-1,

психологические науки

В данной статье рассматриваются особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста. В настоящее время эмоциональная сфера является неотъемлемой составляющей в развитии младших школьников, так как любое взаимодействие и общение не будут эффективными, если его участники не способны «считывать» эмоциональное состояние другого, а также управлять своими собственными эмоциями. Актуальность работы заключается в том, что эмоциональное развитие младшего школьника тесно связано с личностным развитием, а именно с формированием мира эмоций и чувств и введением их в мир культуры межличностных отношений. Именно поэтому проблема развития личности ребенка является одной из центральных проблем психологической науки. Цель статьи включает в себя теоретическое и практическое исследование развития эмоциональной сферы у обучающихся на ступени начального общего образования.

Похожие материалы

Давно известно, что начальные годы ребёнка в школе порождают колоссальные изменения в их эмоциональной сфере. Со временем у учеников появляется навык владения своими эмоциями, хотя сдерживать их проявление они ещё не в силах. Именно поэтому вопрос изучения данной темы и её диагностика актуальны и по сей день. Для этого нужно искать новые методы диагностики и приёмы для коррекции эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

Под эмоциональной сферой принято считать характеристику индивидуальности человека, которая включает в себя самооценку, чувства, эмоции и тревожность.

Итак, с поступлением ребёнка в школу происходит изменение его эмоциональной сферы из-за увеличения числа эмоциогенных объектов и расширения содержания деятельности. То есть, своего рода раздражители, которые вызывали эмоциональную реакцию у детей дошкольного возраста, уже не действуют на детей младшего школьного возраста. Хоть младший школьник и даёт сильную реакцию на задевающие его события, он становится способным подавлять волевым усилием нежелательные эмоциональные реакции.

Для выявления уровня развития эмоциональной сферы младшего школьника были выбраны следующие методики:

  • Методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова). Целью данного теста является выявление особенностей идентификации эмоций различных модальностей у детей младшего школьного возраста, а также индивидуальные особенности эмоционального развития. В задания для учеников входят фотографии лиц детей и взрослых с различным эмоциональным выражением и пиктограммы, а именно схематическое изображение эмоций различной модальности. В ходе проведения теста школьникам показывают лица людей изображённые на карточке. Задача детей — определение их эмоции и настроения. Предлагалось определить некоторые эмоции, именно: печаль, страх, радость, гнев, презрение, удивление, отвращение, спокойствие, стыд и интерес.;
  • Цветовой тест (М. Люшер). В тесте Люшера происходит выявление наличие агрессивности и тревожности, а также особенностей эмоционального развития. Тест состоит из карточек, которые включат в себя 8 цветов, а именно: серый (0), темно-синий (1), сине-зеленый (2), оранжево- красный (3), светло-жёлтый (4), фиолетовый (5), коричневый (6) и черный(7). Школьнику предлагается выбрать из предложенного ряда цветовых карточек самый приятный для него цвет в настоящий момент, далее — наиболее приятный из оставшихся, пока дело не дойдёт до последней карточки. Затем педагог переворачивает выбранные учеником карточки фиксируя всё в протокол. Тест проводят 2 раза с промежутком 2-3 минуты. Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.;
  • Методика «Рисунок несуществующего животного» (М.3.Друкаревич). Смысл теста — выявление особенностей эмоциональной сферы, наличие тревожности, негативных эмоциональных проявления, скрытых страхов. В ходе проведения теста школьникам предлагается простым карандашом средней мягкости на чистом листе бумаги нарисовать любое животное, которое не существует в природе. При этом педагогом упоминается, что нельзя рисовать животных, которых они могли увидеть в мультфильмах. Каждый школьник должен придумать и нарисовать своё животное. Также, в ходе теста, они должны придумать своему животному необычное имя и в дальнейшем рассказать о нём.

Итак, целью организации исследования служит выявление отклонений в эмоциональной сфере ребёнка. В ходе проделанной работы была задействована группа детей младшего возраста в количестве 20 человек. Исследование проходило в классе во внеурочное время.

После проведённого тестирования был сделан анализ данных. Именно с его помощью можно определить особенности эмоционального опыта ребенка в различных ситуациях, которые, в свою очередь, могут быть разделены на ситуации с отрицательной, положительной эмоциональной окраской , а также ситуации с двойным смыслом.

Интерпретируя результаты тестов были получены следующие результаты:

По методике Е. И. Изотовой «Эмоциональная идентификация» выяснилось, что:

  • 10% детей имеют высокий уровень эмоционального развития, у них получилось правильно назвать и соотнести 7 — 9 эмоций;
  • 60% детей имеют средний уровень развития эмоциональной сферы, они правильно соотнесли и определили 4 — 6 эмоциональных состояния;
  • 30% школьников показали низкий уровень развития эмоциональной сферы, они смогли соотнести и определить всего лишь до 3 эмоциональных проявлений.

В ходе исследования, в котором был задействован тест М. Люшера, были получены результаты с наличием агрессивности и тревожности высокой степени у 40% школьников, у учеников с задержкой психического развития основные цвета занимали в большей степени с 5 — 8 позиции, а дополнительные цвета были подняты с 1 — 5 позиции. У 60% учеников была выявлена тревожность средней степени, а основные цвета были опущены до 7 позиции.

По методике М. З. Дукаревич «Рисунок несуществующего животного» были получены следующие результаты: наличие страхов и тревожности наблюдалось у 70% учеников, также был обнаружен тревожный характер линий, что отражалось в сильном или слишком слабом нажиме на карандаш. А остальные 30% школьников вообще не смогли нарисовать несуществующее животное.

В результате экспериментального исследования чувств и эмоций по приведённым выше методикам, были отражены особенности эмоциональной сферы у учеников младшего школьного возраста.

Подводя итог всей проделанной работе можно сказать, что особенностью эмоциональной сферы школьника является его значительная эмоциональная возбудимость, которая способна наложить отпечаток на весь психический облик ребёнка. Вместе с этим эмоции ребенка подвижны и малоустойчивы. Свои эмоциональные впечатления и переживания, возникшие под воздействием окружающей среды, ребёнок отражает в творчестве. Именно поэтому столь важно, зная эти самые особенности его эмоциональной сферы, умело влиять на них, закладывая тем самым основу для развития нравственных и высших эстетических чувств личности.