Аддиктивное поведение связано с различными видами зависимостей, которые вызывают асоциальное, агрессивное поведение. Так, чаще всего, аддиктивное поведение влечет совершение преступлений.
Зависимость нередко является непреодолимой силой, приводящей человека к тотальному повиновению. Стремительно растущее распространение различного рода зависимостей в России, а также увеличение количества преступлений, вызванных ими, представляют значительную угрозу безопасности населения и его здоровью. Психологическая и медицинская науки и практика достаточно эффективно сегодня борются с первичными компонентами физической зависимости от алкоголя, наркотиков, игроманией и других зависимостей. И все же, психологическая зависимость характеризуется устойчивым характером, ее трудно корректировать, и это объясняет возникновение рецидивов и скорое возвращение к зависимости. Кроме того, медицинские организации помощи зависимым полностью игнорируют духовные составляющие зависимостей, которые нельзя не принимать во внимание при осуществлении социально-психологических мероприятий по реабилитации зависимых людей.
На сегодняшний день в нашей России есть ряд эффективных программ реабилитации зависимых людей, которые демонстрируют положительные результаты. Однако, недостаточно подобных программ адаптировано для осужденных, склонных к аддиктивному поведению.
Зависимость означает стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации [5]. Условно принято говорить о нормальной и чрезмерной зависимости. Зависимое поведение связано со злоупотреблением.
Понятие "аддиктивность" рассматривается как химическая зависимость и как отклоняющееся от норм поведение. Аддикция — поведение, для которого характерно утрачивание индивидом контроля над употреблением алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.
Синдромы, характеризующиее аддиктивное поведение, называют компульсивным поведением [2].
Разработано большое количество методов психологического, воспитательного и социального воздействия на наркозависимых осужденных, которые обязательно должны осуществляться дополнительно к медицинским.
К ним относятся:
- определение группы высокого риска употребления алкоголя и наркотических веществ;
- диагностика личностных характерологических особенностей,;
- психологическое воздействие на лиц, склонных к аддиктивному поведению, и лиц, легко поддающихся влиянию зависимых осужденных;
- предоставление возможности достижения «вторичных выгод» лицами, склонными к аддиктивному поведению, другими способами;
- комплекс реабилитационных психологических мер с лицами, прошедшими курс лечения от зависимости и т.д.
При работе с осужденными, склонными к аддиктивному поведению следует учитывать искажающие установки: диссимуляцию, аггравацию и симуляцию.
Перед проведением психокоррекционных мероприятий необходимо принимать во внимание следующее:
- работа с осужденными, склонными к аддиктивному поведению проводится совместно с врачом психиатром;
- основные усилия стоит направлять на подавление желания, устранение зависимости;
- необходимо сочетать индивидуальную работу и метод групповой дискуссии;
- индивидуальную работу стоит начинать с беседы с осужденным.
Интересный метод арт-терапии — мандала, которая может рассматриваться как сосуд, вмещающий в себя все содержимое психики — как сознания, так и бессознательного [3].
Работа с мандалой способствует сознательному достижению целостного состояния психики в различные возрастные периоды и при таких серьезных проблемах, как неизлечимое заболевание. Такая психотерапия является гибкой. Цель заключается не в том, что психолог ищет, что с пациентом «не так», и позже говорит об этом, а в том, что клиент сам делится о своей жизни. Смысл в том, что психолог не стремится что-либо узнать о клиенте и затем его чему-либо научить, но демонстрирует клиенту, как, являясь живым организмом, он может функционировать, причем эта демонстрация, по сути, невербализуема.
Используя методику «Склонность к зависимому поведению» (В.Д. Менделевич) [4], была обследована выборка среднего объема (n=90): все осужденные к лишению свободы сроком свыше 1 года. Возраст респондентов 20-64 лет.
Обработав ответы респондентов на предложенный тест, мы отметили, что у трети опрашиваемых (31 респондентов из 90) склонность к зависимости высокая с подозрением присутствия химической зависимости. Еще треть осужденных имеют высокую вероятность зависимого поведения. Иными словами, по результатам, 2/3 осужденных имеют крайне отрицательные показатели (таблица 1).
Уровень склонности к зависимому поведению | Количество респондентов |
Не высокий (не выявлено) | 7 |
Вероятность склонности | 23 |
Высокая вероятность | 29 |
Высокая вероятность, подозрение на наличие химической зависимости | 31 |
Меньше чем у половины респондентов (ровно треть) мы диагностировали низкую и среднюю вероятность склонности к аддиктивному поведению (7 и 23 осужденных соответственно).
Таким образом, подавляющее большинство респондентов уже имеют какую-либо зависимость или находятся в зоне высокого риска. Эти осужденные с большой вероятностью могут начать злоупотреблять алкоголем или наркотиками.
Для подтверждения результатов, мы применили методику — «Склонность к зависимому поведению».
Итак, мы выявили следующее (склонность к алкогольной зависимости):
- у 7 осужденных не обнаружены признаки склонности к аддикциям. Этот результат означает минимальный риск начала употребления ПАВ. И все же, профилактика обязательна, хотя бы на уровне информирования и закрепления навыков противостояния зависимостям;
- у 23-х тенденции к аддиктивному поведению есть. Их ответы свидетельствуют о вероятности развития аддикций. То есть, существует вероятность периодического употреблении ПАВ, увеличивающая риск формирования зависимости;
- 29 осужденных имеют признаки повышенной склонности к аддиктивному поведению. Данная категория осужденных имеет более высокой вероятность развития зависимости, чем вышеназванная группа. Эта категория осужденных характеризуются как стремящихся попробовать, ввиду наличия недостоверных сведений и неправильных представлений о вреде ПАВ. Для данной группы рекомендуется не только информирование, но и более детальная работа над развитием навыка противостояния данному явлению, а также формирование мотивации к ЗОЖ;
- также отметим, что в рамках данного исследования (опроса «Склонность к зависимому поведению») самым высоким уровнем склонности к употреблению ПАВ были отмечены 31 респондент.
Уровень склонности к зависимому поведению Наркотическая | Количество респондентов |
Невысокие признаки (не выявленные) | 2 |
Признаки тенденции | 17 |
Признаки повышенной склонности | 22 |
Признаки высокой вероятности | 19 |
Алкогольная | |
Невысокие признаки (не выявленные) | 5 |
Признаки тенденции | 23 |
Признаки повышенной склонности | 29 |
Признаки высокой вероятности | 31 |
Характеризуя склонность к наркотической зависимости, выделим следующее (данная шкала характеризует также склонность к зависимому поведению — в общем):
- как и в случае с алкогольной, склонность к наркотической зависимости выявлена у большинства респондентов (19 респондентов — при выявлении наркотической зависимости).
С данной группой работа по профилактике должна строиться на основе закреплении информации, собственной позиции по отношению к ПАВ;
- 17 респондента имеют признаки тенденции, т.е. выраженные признаки склонности к зависимому поведению; здесь следует отметить, что еще двое опрашиваемых имеют очень близкие данным показателям баллы (которые ранее были отнесены к невысокому уровню вероятности зависимого поведения).
В данном случае мы можем говорить о вероятности периодического употреблении наркотических средств, увеличивающей риск возникновения зависимости;
- также отметим респондентов, имеющих признаки повышенной склонности к употреблению ПАВ — 22 опрашиваемых, признаки предрасположенности к зависимостям, требующих повышенного внимания. Т.е. в данном случае профилактика должна быть нацелена на выработку навыков противостояния, преодолевающего поведения при возникновении риска встреч с ПАВ;
- в отличие от алкогольной зависимости, при выявлении которой 5 респондентов были отмечены без признаков вероятности к зависимому поведению, при выявлении наркотической — всего 2 респондента.
Данные респонденты не находятся в группе риска, так как вероятность возникновения наркотической минимальна.
Так как этот раздел (вероятность возникновения наркотической зависимости) характеризует склонность к зависимости вообще, мы можем сделать вывод о наличии склонности к аддиктивному поведению, в частности употреблению ПАВ. Еще раз отметим выявленные у респондентов пограничные тенденции (2 респондента — между невысоким признаком склонности и признаками тенденции), относящиеся также к группам риска в связи с вероятностью развития зависимого поведения.
- в нашем случае у респондентов наблюдается несовпадение уровней склонности как к алкогольной, так и наркотической зависимостям — показатели по двум зависимостям разные, но колебания незначительны.
Таким образом, 60 из 90 (треть) респондентов имеет склонность к аддиктивному поведению, также выявлена группа респондентов, характеризующихся пограничным к склонности положении, учитывая к тому же возрастные особенности, и в связи с этим вероятность появления склонностей у тех, кого в данном исследовании они не были выявлены, мы можем заключить, что мы достигли цели нашего исследования: выявили склонность к аддиктивному поведению у осужденных.
Также мы можем сделать вывод о склонности осужденных к аддиктивному поведению, характеризующейся равной предрасположенностью как в отношении алкогольной, так и наркотической зависимостей.
Также, для изучения психологических факторов формирования аддиктивного поведения осужденных ФКУ ИК-2 УФСИН России по Псковской области, мы применили методику 16- факторный личностный опросник Кеттелла [1]. Выборка состояла из тех же осужденных, что и в предыдущей методике, однако мы взяли меньшее их количество, для равенства численности двух групп: 1 группа — осужденные с низкой вероятностью склонности к адиктивному поведению, 2 группа — осужденные со средней и высокой вероятностью склонности к адиктивному поведению. Каждая группа состоит из 30 осужденных.

Из анализа рисунка видно, что по фактору А (замкнутость-общительность), осужденные с низкой вероятностью общительны, открыты, готовы к сотрудничеству и общению с другими людьми, чем осужденные с высокой вероятностью. Респонденты 1 группы более скрытны и обособлены, недоверчивы и замкнуты.
Показатель фактора В (интеллект), у осужденных обеих групп невысокий, (менее 5 стен). Осужденные ИК-2 — лица с посредственным уровнем интеллектуального развития, не склонные к абстрактному и логическому мышлению.
Факторы С (эмоциональная нестабильность — эмоциональная стабильность) (4-7 стенов) и I (жесткость — чувствительность) (4-7 стенов) в совокупности имеют средние значения в обеих группах, что характеризует чувствительность личности к эмоциогенным воздействиям. Такие сочетания характерны для осужденных, которые сохраняют эмоциональное равновесие преимущественно в привычной для себя обстановке.
Рассмотрим значение фактора Е (подчиненность-доминантность), которое стремится к 7 в обеих группах. Это свидетельствует о высокомерии, склонности к самовозвышению.
Сочетание факторов H (робость — смелость) (4 стенов) и F (сдержанность — экспрессивность), (4 стенов) имеют низкие значения и отражают, как ни парадоксально, весьма незначительную склонность к рискованному поведению. Это говорит о том, что в среднем у осужденных не выражено стремление находить позитивное в жизни.
Показатели фактора L (доверчивость-подозрительность) находятся на высоком уровне, у осужденных 2 группы. Этот показатель характеризует осужденных как негативно мыслящих и конфликтных.
Фактор N (прямолинейность-дипломатичность), различается у осужденных незначительно и находится на низкой отметке. Это говорит о чрезмерной естественности в выражении своего мнения.
Значение фактора М (практичность — мечтательность) у второй группы превышает предела 5 стенов. Это говорит о том, что для осужденных характерна низкая скорость решения практических задач, ориентация на виртуальное, нереалистичность.
Тревожны показатели второй группы по фактору O (спокойствие — тревожность) (8 стенов) и Q4 (расслабленность — напряженность) (8 стенов). Осужденные испытывают тревогу, беспокойство в непривычных для себя ситуациях.
У обеих групп был выявлен низкий показатель фактора G (низкая нормативность поведения — высокая нормативность поведения). Это говорит о том, что для осужденных не характерны такие черты, как чувство ответственности и долга, стойкость моральных принципов.
Средние значения факторов Q3 (низкий самоконтроль — высокий самоконтроль) (4-7 стенов) и G (низкая нормативность поведения — высокая нормативность поведения) (4-7 стенов) говорят о способности осужденных быть организованными и настойчивыми прежде всего в ситуациях, в которых произошла адаптация. Избирательно относятся к общегрупповым нормам и требованиям.
В ходе эмпирического исследования по 16- факторному личностному опроснику Кеттелла были получены следующие результаты: — для осужденных, склонных к аддиктивному поведению в значительной степени свойственны такие качества, как скрытность, обособленность, конфликтность, тревожность, агрессивность.
Третья методика нашего исследования — Опросник волевого самоконтроля.
Данная методика ориентирована на диагностику волевых качеств индивида. Призвана для обобщённой оценки индивидуального развития волевой регуляции. Иными словами, понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях — способность сознательно управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями.
Процедура проведения: испытуемому предлагается ответить на вопросы, указав в качестве ответа вариант «да» или «нет».
Результаты опроса представлены на рис. 2.

На рисунке 2 представлены результаты методики двух групп респондентов. Они свидетельствуют о том, что у осужденных 2 группы (склонных к аддиктивному поведению) уровень волевого самоконтроля значительно ниже, чем в первой группе. Это означает, что данные испытуемые в большинстве своем не всегда способны себя контролировать, в случае если начатое дело не получается, могут его бросить. В зависимости от трудностей ответственность колеблется, так же как и устойчивость намерений.
В связи с этим актуальным является разработка и проведение профилактических работ среди осужденных.
По результатам исследования была составлена программа профилактики аддиктивного поведения (в частности, профилактика употребления ПАВ), включающая подробное описание занятий, использующая различные методы групповой работы, направленная на формирование и развитие навыков, предотвращающих употребление психоактивных веществ, на развитие мотивационной сферы осужденных в отношении ЗОЖ.