Современные технологии инклюзивного образования в Финляндии

№106-1,

педагогические науки

Растущее число детей, нуждающихся в специальном образовании в Финляндии, требует увеличение объема ресурсов от учителей и перестройки системы образования. Современные технологии могут быть частью решения этой проблемы. Но для того, чтобы эти технологии работали они должны быть внедрены в систему образования. В настоящее время в Финляндии применяется достаточно новое направление в образовании робототехника для детей с ограниченными возможностями здоровья. Существует проект «Дети с индивидуальными потребностями», в котором школьниками реализуются инновационные проекты. С этой точки зрения обучающиеся с индивидуальными образовательными потребностями, а также те, кто вовлечен в инклюзивное образование развивают свои коммуникативные способности, работая в группах, развивают память, работая с различными программами, развивают мелкую моторику, собирая конструктор. В этой статье мы рассмотрим насколько широко данное направление применяется в образовательном процессе.

Похожие материалы

В течение десятилетий образование детей было одним из национальных приоритетов Финляндии. Институционализированное образование является естественной частью жизни каждого ребенка. Специальная система образования призвана помочь решить проблемы, с которыми сталкиваются школы.

Специальное образование в Финляндии предоставляется как в отдельных, так и в интегрированных условиях. В детских садах и дошкольных учреждениях дети в основном воспитываются в обычных условиях. Во всех детских садах есть воспитатели со специальным образованием, которые работают с группой детей с особыми потребностями в интегрированной обстановке [3].

В общеобразовательных школах (т.е. в 1–9 классах) система специального образования работает с:

  • 1,8% обучающимися с тяжелыми формами инвалидности;
  • 4,4% обучающимися с менее серьезными нарушениями;
  • 17% обучающимися — это ученики с особыми потребностями, которые не имеют специального диагноза, но им нужна дополнительная помощь, чтобы не отставать.

Согласно Norton Grupp (2016) обучающиеся в третьей группе находятся в центре внимания учителей. Учитель, который работает с детьми с особыми потребностями в финской общеобразовательной школе должен иметь образование магистра по направлению специального образования, а также проходить сертификацию ежегодно [1].

Поддержка обучающихся с особыми потребностями также предоставляется в старших классах средней школы. Финское старшее среднее образование имеет два направления: общее образование и профессиональное образование.

Существуют специальные профессиональные образовательные учреждения, которые принимают учащихся с глубокими и тяжелыми формами инвалидности. Студенты с меньшими незначительные особыми потребности посещают обычные профессиональные образовательные учреждения.

Движение по интеграции учащихся с особыми потребностями в обычные школьные классы началось в Финляндии в 1960-х годах. Прогресс интеграции был постоянным, но медленным, потому что это потребовало изменений и корректировки в отношении учителей, методов обучения и практики, а также изменения в используемых материалах и оборудовании.

Цель данной статьи — дать краткий обзор роли и использования современных технологий для специального образования в Финляндии.

В этой статье особое внимание будет уделено внедрению робототехники в специальное образование. Как было показано, оно является перспективной технологией для удовлетворения этих потребностей.

В Финляндии существуют на четыре основные группы технологий, которые применяются в специальном образовании:

  1. Вспомогательные технологии;
  2. Коммуникационные технологии;
  3. Программное обеспечение для поддержки обучения;
  4. Технологии конкретизации, такие как образовательная робототехника.

Вспомогательные технологии

В специальном образовании вспомогательные технологии — это инструменты, которые улучшают способность, независимость и инициативы отдельных лиц. Они в первую очередь используется, когда болезнь или инвалидность снизили уровень активности человека или участие в жизни общества. Вспомогательные технологии, как правило, помогают людям слышать, видеть, общаться, двигаться, жить, работать, учиться или играть. Это может быть: трость, очки, аппараты для синтезаторов речи и высокоразвитые компьютерных систем.

В соответствии с Законом о базовом образовании Финляндии 628/1998, инвалиды и другие дети с особыми потребностями имеют право на бесплатные технические устройства, которые облегчают обучение. Это включает в себя технические средства, которые помогают действовать в повседневных ситуациях, а также материалы и инструменты, которые поддерживают общение и обучение.

Устройства связи

Коммуникация является решающим фактором в преподавании и обучении. Однако не все люди способны общаться через речь. Связь может быть обеспечена с помощью устройств, которые обеспечивают говорение, письмо и чтение. Традиционные устройства включают, например, простую связь доски и папки. Технические устройства включают, например, электронные речевые устройства и компьютерные программы связи. Технические устройства предоставляют различные способы поддержки связи. Например, с помощью компьютера человек с нарушениями речи может общаться с другими.

Программное обеспечение для обучения

Обучающее программное обеспечение такие как: компьютеризированные программы, тесты, учебные пособия и интеллектуальные системы обучения.

Образовательная робототехника

Образовательные наборы робототехники варьируются от готовых роботов до самодельных роботов из пластика, металла и электронных компонентов. Путем построения, программирования и документирования в проектах, школьники могут изучать дизайн, логическое мышление, решение проблем, приобретают навыки программирования и ИКТ, вербальные навыки и навыки общения. Обычно учебная робототехника, такая как программируемое LEGO, используется как часть учебной программы по технологическому образованию, но также применяется для инклюзивного образования.

Своевременная систематическая психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с нарушениями в развитии, социальной адаптации ребенка и формирование у него предпосылок к учебной деятельности также может успешно осуществляются с использованием конструктора LEGO. В системе образования психологическая помощь этим детям реализуется в разных методических формах коррекционно-развивающих занятий.

Заключение

Краткий анализ использования технологий в специальном образовании в Финляндии показывает необходимо разрабатывать и активно внедрять учебные курсы и образовательные программы, призванные повышать адаптационные качества обучающихся в (например, спецкурсы «Робототехника для людей с ограниченными возможностями»). Преподаватели, разрабатывая конкретную рабочую программу, все время должны учитывать потребности не только обычных обучающихся, но и с ограниченными возможностями.

В заключение отметим, что инклюзивное образование, выступая в том числе и элементом профессионального образования, идеологически подчиняется и является частью парадигмы открытого образования, ключевой целью которого становится развитие автономногуманистического сознания субъекта постиндустриальной культуры [2].

Список литературы

  1. Eronen, P.J., I. Jormanainen and M. Virnes (2003). Virtual reflecting tool — Virre. In Proceedings of the Third Finnish / Baltic Sea Conference on Computer Science Education. Koli, Finland, University of Helsinki, Department of Computer Science. Report B-2003-3, pp. 42–47.
  2. Miller, G., R. Chirch and M. Trexler (2000). Teaching diverse learners using robotics. In A. Druin and J.A. Hendler (Eds.), Robots for Kidsr Exploring New Technologies for Learning. Morgan Kaufmann Publishers, the United States, pp. 165–191.
  3. Sutinen, E., M. Virmajoki-Tyrväinen and M. Virnes (2005). Physical learning objects can improve social skills in special education. In A. Antikainen (Ed.), Transforming a Learning Society: The Case of Finland. Peter Lang, pp. 117–130.