Опыт решения проблемы организации образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья в НИУ «БелГУ»

№67-2,

Социологические науки

В статье описывается решение такой проблемы как организация образовательного процесса молодых лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе Белгородского государственного национального исследовательского университета и одним из путей решения данной проблематики является тьюторское сопровождение указанных лиц.

Похожие материалы

Инклюзивное образование предполагает решение проблемы образования молодых людей с ограниченными возможностями здоровья за счет адаптации образовательного пространства, вузовской среды к нуждам каждого молодого человека, включая реформирование образовательного процесса: перепланировку учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всей без исключения молодежи, необходимые средства обучения согласно типу отклонения развития молодого человека, психологическую и методическую готовность учителей, и другое.[1]

Для решения проблем обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных учреждений создаются центры, разрабатываются и реализуются программы.

Одной из реализуемых программ является «Доступная среда в НИУ «БелГУ» на 2013-2017 годы.Она представляет собой комплекс мероприятий, направленных на формирование благоприятных условий для получения высшего образования и последующего трудоустройства студентов-выпускников с ограниченными возможностями здоровья. Программа призвана обеспечить комплексный подход к созданию инклюзивной модели образования в вузе.[2]

Целью данной программы является обеспечение прав обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на доступное, качественное образование и условий для их успешной социализации.

Программа будет способствовать эффективному развитию доступной среды в высшей школе и позволит осуществить:

  • подготовку высококлассных, конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке интеллектуального труда, экономически независимых профессионалов, с развитыми лидерскими качествами, которые смогут внести свой вклад в развитие России
  • трудоустройство выпускников-специалистов из числа инвалидов, их стабильная занятость и профессиональная мобильность на рынке труда;
  • доступность всех уровней высшего образования: бакалавриат, магистратура, специалитет;
  • интеграцию в среду университета — тотальная интеграция в общие группы бакалавриата, магистратуры, специалитета;
  • развитие системы современной социальной реабилитации:
    1. профессиональное образование и профессиональная реабилитация;
    2. профессиональная ориентация;
    3. социально-психологический инжиниринг (социальная и психологическая коррекция);
    4. медицинская реабилитация и профилактика;
    5. реабилитационный спорт и физкультура;
    6. социально-средовая адаптация и социально-бытовая ориентация и интеграция.

Теоретической основой программы «Доступная среда в вузе» является философия независимой жизни, из которой вытекает необходимость создания для студентов-инвалидов равных с остальными студентами возможностей для обучения в вузе и участия в его жизни.

Методология программы «Доступная среда в вузе» (как технологии высшего инклюзивного образования инвалидов) построена на идее, что равные возможности обеспечиваются путем создания специальных условий, компенсирующих ограничения жизнедеятельности инвалида. Для реализации программы требуется системный подход и системные разработки стратегии и тактики.

Уровень подготовки по многим предметам, несмотря на хорошие успехи в средней школе, не соответствует уровню требований к знаниям в НИУ «БелГУ». В результате, восприятие учебного материала на первых порах затруднено (значительно более сложный материал по сравнению со школой, большой объем новой информации, быстрый темп чтения лекций, ведения семинарских занятий, сложность записывания материала лекции, практическое отсутствие навыков работы с книгой и т.д.).

Работа со студентами с ограниченными возможностями здоровья должна строиться на принципе добровольности, в соответствии с которым студент не обязан сообщать сотрудникам вуза о наличии у него инвалидности. Студент также может в любое время как попросить о создании специальных условий, так и отказаться от них. Из этого вытекает следующее: не допускается создание специальных групп исключительно для студентов-инвалидов в тех случаях, когда студент не имеет возможности отказаться от участия в такой группе. Это связано с тем, что подобная группа рассматривается как специальное условие .[]

На современном этапе стоит отметить, что действие программы «Доступная среда» повлияло на обеспечение доступности и комфорта для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, способствовало привлечению студентов с нарушениями физического развития в учебные заведения и их обучению наравне со всеми.

Одним из наиболее важных компонентов комплексного сопровождения инклюзивного образования студентов с ограниченными возможностями , призванного оказывать в образовательном процессе постоянную текущую поддержку и помощь выступает тьюторское сопровождение.

В рамках этого сопровождения проводится специфическая работа, не схожая ни с работой педагога в традиционном понимании, ни с работой воспитателя, ни с работой психолога, тогда как в деятельности всех этих субъектов педагогического процесса можно наблюдать признаки тьюторства.

В широком смысле тьютор ‒ исторически сложившаяся особая педагогическая структура , которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования .

На сегодняшний день тьюторское сопровождение расценивается как одно из важный условий поддержки процесса построения и реализации индивидуальной образовательной программы учащихся.

Специальность «тьютор» внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования»).[]

Тьюторское сопровождение оказывает содействие получению качественного образования учащимся с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся по индивидуальной образовательной программе. Эта программа строится в соответствии с образовательными возможностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием нервно-психического и соматического здоровья, с учетом реальных возможностей образовательной среды.

За последние годы накоплен разнообразный опыт работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику. Практика складывается таким образом, что тьютором в инклюзивном образовании сегодня принято считать и помощника — сопровождающего (просто осуществляющего физическое сопровождение), и педагога сопровождения, и специалиста, проводящего дополнительные занятия. Далеко не каждый может выполнять функции сопровождающего для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога, понимания сущности инклюзивного образования, достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки.

К сожалению, на сегодняшний день инклюзивное образование далеко не обеспечено необходимым количеством тьюторов, их роль часто выполняют родители, волонтеры. Но в идеале и в скором будущем «тьютор» станет в ряд с воспитателем, учителем, педагогом.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Несмотря на развитие проблемы инклюзивного образования, следует отметить, что в нашей стране системе образования молодежи с ограниченными возможностями здоровья уделяется все еще недостаточно внимания.
  2. Тьюторство как вид педагогической деятельности становится в условиях инклюзивного образования необходимым ресурсом для создания эффективной, гибкой, ориентированной на лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Список литературы

  1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд.: https://rg.ru/2010/10/20/teacher-dok.html. ‒Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
  2. Алехина С.В. Готовность педагогов как фактор успешности инклюзивного процесса в образовании [Текст] / С.В. Алехина // Психологическая наука и образование. ‒ М., 2011. ‒ №1. ‒ С. 109-111.
  3. Ведерникова, Л.В. Подготовка педагогов к инклюзивному образованию в условиях малого города [Текст] /Л.В. Ведерникова/ ‒ 2014. ‒ №4. ‒ С. 121-122.
  4. Курбанова, А.Т. Инклюзивная практика в высшей школе – образовательный проект для студентов и магистрантов [Текст] / А.Т. Курбанова // Инклюзивное профессиональное образование. ‒ Челябинск, 2015. ‒ С.34-38.
  5. Худоренко, Е. А. Лица с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы образования и инклюзии / Е. А. Худоренко // Социология образования. – 2010. – № 12. – С. 104-105.