Проблемы организации образовательного процесса молодых людей с ограниченными возможностями здоровья (на примере НИУ «БелГУ»)

№68-1,

Социологические науки

В статье описывается решение такой проблемы как организация образовательного процесса молодых лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе Белгородского государственного национального исследовательского университета и одним из путей решения данной для указанных выше лиц.

Похожие материалы

Проблемное исследование целевых групп проекта «Формирование и внедрение института тьюторства для молодых лиц с ограниченными возможностями здоровья в НИУ «БелГУ» проводилось в форме анкетирования. В исследовании принимали участие 420 человек в возрасте от 18 до 45 лет, в том числе:

  • студенты НИУ «БелГУ» N= 385,
  • студенты с ограниченными возможностями здоровья НИУ «БелГУ» N= 14
  • эксперты N= 21.

Анализ ответов массового опроса студентов показал:

1. Большинство опрошенных под инклюзивным образованием понимают такую организацию процесса обучения, при которой все студенты, независимо от их физических, психологических, культурных, этнических, языковых и иных особенностей, включены в систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками без ограничений в здоровье.

На втором месте стоит ответ — «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Можно сделать вывод о том, что мнение опрошенных респондентов совпадаетс общепринятым толкованием понятия «инклюзивное образование».

Можно наблюдать, что большая часть опрошенных студентов — 45% готовы принять в свою группу студента с ограниченными возможностями здоровья, это никаким образом не будет вызывать у них чувство дискомфорта. Но опросив студентов с ограниченными возможностями здоровья, на вопрос «Готовы ли Вы обучаться в одной группе среди своих здоровых сверстников?» − 56% ответили положительно, но в то же время 32% затрудняются в своем ответе, так как не желают, чтобы о них кто-либо знал.

3. При ответе на вопрос «Легко ли вы справляетесь с учебной нагрузкой?» большинство обучающихся с ограниченными возможностями здоровья отметили положительно, у 18% возникают трудности, обусловленные неравномерным распределение нагрузки по дням недели, 8% испытывают проблемы из-за ограничений возможностей здоровья, 5% опрошенных — связывают свои проблемы с недостатком знаний, полученных в школе.

4. Большинство, а именно 77% респондентов отметили, что не испытывали проблем в адаптации к студенческой жизни. Испытывали определенные сложности в начале обучения 23% студентов. Справиться с этими трудностями им помогали кураторы, сотрудники деканата и личная мотивация самих студентов.

5. По мнению 85% опрошенных, взаимоотношения в учебной группе строятся на принципах доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества.Тем не менее, несмотря на благоприятный социально-психологический микроклимат, 15% студентов с ограниченными возможностями здоровья хотели бы лично встретиться с психологом

7. На открытый вопрос «Какие виды помощи необходимы первокурснику?» были даны следующие ответы: понимание со стороны преподавателей, активное участие куратора, консультации психолога, личные консультации преподавателя, материальная помощь, взаимопомощь, мероприятия для сплочения коллектива, для общения в нем, проведение групповых мероприятий, а также создание условий для передвижения внутри вуза иинформационная поддержка со стороны студентов старших курсов

9. На вопрос «Готовы ли Вы принимать помощь со стороны своих сверстников?» больше половины опрошенных студентов с ограниченными возможностями здоровья ответили «Да», комментируя это тем, что хотят больше общаться, с кем-то дружить, получать моральную поддержку.

10. На вопрос «С какими трудностями столкнется студент с ограниченными возможностями здоровья в НИУ «БелГУ»?» большинство как здоровых студентов, так и студентов с ограниченными возможностями здоровья ответили, что трудность возникнет в процессе взаимодействия с преподавателем.

11. Практически все респонденты знают кто такой тьютор, и считают, что для выполнения роли тьютора нужны специальные знания, а также, что тьюторское сопровождение является важным фактором качества инклюзивного образования.

12. На вопрос «Считаете ли Вы необходимым внедрение института тьюторства в НИУ «БелГУ»?» большинство опрошенных ответили «Да». Создание такой системы будет способствовать повышению познавательной активности обучающего с ограниченными возможностями здоровья

В ходе проведенного экспертного опроса были получены следующие данные:

Во-первых, эксперты считают необходимым внедрение института тьюторства в образовательное учреждение, обосновывая это тем, что увеличится качество образовательных результатов обучающихся с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также повысится развитие индивидуальной социальной активности студента с ограниченными возможностями здоровья.

Во-вторых, респонденты считают, что тьюторское сопровождение будет способствовать наилучшему взаимодействию со студентами-инвалидами, а также вхождению этих студентов в процесс обучения. В связи с этим, следует уделять особое внимание развитию коммуникативных навыков у будущих тьюторов.

Все вышеизложенное приводит к необходимости изменения системы подготовки педагогических кадров, обеспечивающих образование людей с ограниченными возможностями здоровья, возникает проблема подготовки квалифицированных кадров, а именно тьюторов к взаимодействию со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья и развития. Тьютор или сопровождающий педагог, осуществляющий тьюторские функции, на первых этапах обучения студента с ограниченными возможностями здоровья, выступает в роли проводника для студента с ограниченными возможностями в образовательном пространстве высшего учебного заведения.

Таким образом, проведя социологическое исследование можно сделать вывод:

  1. В результате проведенного массового опроса студентов НИУ «БелГУ» было подтверждено, что обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходим тьютор — тот, кто поможет студенту-инвалиду в получении знаний и освоить мир здоровых людей, окажет содействие преподавателям высшего учебного заведения по включению такого студента в систему инклюзивного образования.
  2. Основываясь на данных экспертного опроса, было выяснено, что директора/деканы институтов и факультетов считают необходимым усовершенствовать условия для инклюзивного образования молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, а именно внедрить институт тьюторства. Для решения проблемы отсутствия такого сопровождения был разработан проект, направленный на формирование и внедрение института тьюторства для молодых лиц с ограниченными возможностями здоровья в НИУ «БелГУ.

Список литературы

  1. Алехина С.В. Готовность педагогов как фактор успешности инклюзивного процесса в образовании [Текст] / С.В. Алехина // Психологическая наука и образование. ‒ М., 2011. ‒ №1. ‒ С. 109-111.
  2. Ведерникова, Л.В. Подготовка педагогов к инклюзивному образованию в условиях малого города [Текст] /Л.В. Ведерникова/ ‒ 2014. ‒ №4. ‒ С. 121-122.
  3. Курбанова, А.Т. Инклюзивная практика в высшей школе – образовательный проект для студентов и магистрантов [Текст] / А.Т. Курбанова // Инклюзивное профессиональное образование. ‒ Челябинск, 2015. ‒ С.34-38.
  4. Худоренко, Е.А. Лица с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы образования и инклюзии / Е. А. Худоренко // Социология образования. – 2010. – № 12. – С. 104-105.
  5. Юматова, И.И. Особенности отношения преподавателей вуза к возможности обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / И.И. Юматова, А.И. Ковалева // Психология обучения. – 2014. – № 2. –С. 83-92.