Адаптивное управление процессом подготовки специалистов техносферной безопасности

№107-1,

педагогические науки

Рассматривается адаптивный подход управления образовательным процессом подготовки специалистов. Профессиональное образование подготовки специалистов имеет определенный уровень способности и резервных возможностей для осуществления процессов адаптационных перестроек и избирательного приспособления к меняющимся условиям жизни при сохранении своей сущностной основы.

Похожие материалы

Стремительное развитие науки и техники предъявляет к обществу новые требования. Не исключение и выпускники образовательных организаций высшего образования. Поскольку современный выпускник должен обладать требованиями, удовлетворяющими не только общество, но и работодателя, поэтому система подготовки кадров направлена на выпуск квалифицированных и профессионально подготовленных кадров, которые будут конкурентны и востребованы.

Рассмотрим процесс подготовки специалистов техносферной безопасности в Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России в комплексе. Для этого пронаблюдаем поэтапное становление профессионала техносферной безопасности, не только с точки зрения образовательного процесса, но и проведения служебной деятельности и организации воспитательного процесса подразделения:

  • профессиональное ориентирование в Кадетском пожарно-спасательном корпусе — основное образование;
  • среднее профессиональное обучение;
  • бакалавриат по направлению подготовки «Техносферная безопасность»;
  • магистратура по специальности «Техносферная безопасность»;
  • адъюнктура (аспирантура);
  • повышение профессионализма и мастерства возможно при обучении в институте заочного обучения, переподготовки и повышения квалификации.

Таким образом, мы имеем постоянный, непрерывный процесс обучения (самообучения), повышение профессиональных качеств. Поскольку процесс постоянный, мы можем включить на каждом этапе необходимые адаптеры — регуляторы, с помощью которых будет возможно определять и реализовывать траекторию обучения с имеющимися необходимыми новаторскими подходами, практическими факультативами, тестовым контролем процесса подготовки, новыми разработками и достижениями в науке и технике и т.д. Для достижения этого, необходимо дать характеристику процессу становления профессионала в области техносферной безопасности.

Для этого определим присущие характерные свойства:

  • устойчивость, т.к. способна эффективно функционировать в условиях внешних воздействий и внутренних возмущений;
  • гибкость — это свойство адаптивного образовательного процесса переходить в результате воздействия факторов внешней и внутренней среды из одного работоспособного состояния в другое с минимальными затратами ресурсов и времени, которая определяется вследствие действия теории жесткости, присущей любой сферической формы. Чем выше значения показателей всех критерий образовательного учреждения (больше «сфера» рис.), тем она более гибкая («мягкая»), чем ниже уровень показателей (меньше сфера), тем она белее «жесткая» — отсутствие гибкости;
  • скорость — это свойство отражающее быстроту изменения качественных характеристик, вследствие интеграции аспектов и унификации образовательных программ;
  • надежность может быть выражена стабильностью оптимального уровня работоспособности всех взаимосвязанных элементов образовательного процесса в экстремальных (форс-мажорных) условиях, по которым возникает способность образовательного процесса к оптимальной затрате ресурсов (материальных, информационных, др.) и распределения их по времени (без снижения качества);
  • эффективность — удовлетворение потребностям непосредственного заказчика в высококвалифицированных кадрах;
  • разносторонность — это общее количество вариантов стратегий направлений, приемов и средств осуществления действия, каждый из которых ведет к достижению основной поставленной цели;
  • качество управления, т.к. адаптивное управление рассматривается как способ, обеспечивающий выполнение стратегической цели, а именно — выживание организации в условиях сложной и неопределенной внешней среды.

Таким образом, система подготовки специалиста имеет «адаптивные свойства», а, следуя логике понимания, адаптивный процесс подготовки может быть эффективным только при условии соответствующего управления. Современная тенденция подготовки специалиста в содержательном аспекте регулируется актуализацией образования, то есть соответствие его научного содержания структуре современного знания. Содержание должно соответствовать актуальным знаниям и универсальным способам действия в различных областях, открытиях, с учетом новой информации и прогнозировать будущее состояние, что, безусловно, свидетельствует о ее способности быть адаптивной.

Список литературы

  1. Кропотова, Н.А., Легкова, И.А. Принципы адаптивности инженерно-технической подготовки кадров профессионального образования. // Надежность и долговечность машин и механизмов: сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции, Иваново, 12 апреля 2018 г. — Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2018. — С. 503-504.
  2. Горинова С. В., Кропотова, Н.А. Особенности подготовки специалистов РСЧС, работающих в сложных климатических условиях // Организация управления в РСЧС: сборник материалов научно-методического семинара. Иваново, 30 октября 2017 г. / сост. М. В. Чумаков, С. В. Найденова. — Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2017. — С. 7-11.
  3. Кропотова, Н.А., Горинова С. В. Анализ управляемого образовательного процесса на примере подготовки специалистов РСЧС для работы в сложных климатичсеких условиях (с применением логистической концепции) // Организация управления в РСЧС: сборник материалов научно-методического семинара. Иваново, 30 октября 2017 г. / сост. М. В. Чумаков, С. В. Найденова. — Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2017. — С.12-15.