Патриотическое воспитание, реализуемое ивановской пожарно-спасательной академией ГПС МЧС России

№79-1,

педагогические науки

В статье рассмотрены основы формирующие патриотическое воспитание в Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России.

Похожие материалы

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлась одной из важных задач современного образования, будь то учащийся Кадетского пожарно-спасательного корпуса или обучающийся Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России. Всех обучающихся объединяет чувство любви к Родине — патриотизм.

Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Является важнейшим духовным достоянием личности, народа, нации. Характеризует высший уровень развития духовности и проявляется в активно деятельной самореализации, уважения к великим свершениям и страницам прошлого.

Проблема данного исследования является выявление педагогических условий, которые способствуют патриотическому воспитанию учащихся и обучающихся Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России с целью выявления методов и приемов, используемых в воспитательной работе по формированию патриотического воспитания в образовательном процессе.

Сначала обратимся к определению патриотизма и его характеристике.

На личностном уровне патриотизм проявляется в поступках, зарождается из любви к «малой родине». Выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление — цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Патриотизм — это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества.

Патриотизм — это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан.

Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе.

Недооценка патриотизма, как важнейшей составляющей общественного сознания, приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность не только органов государственной власти и общественных организаций, но и образовательных учреждений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание, как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности, включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов.

Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно-значимых ориентации, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на созидание условий для национального возрождения России как великой державы.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы МЧС России, воинских формирований и органов. Патриотическое воспитание военнослужащих организуется и проводится в рамках единой системы воинского воспитания военнослужащих, с целью развития в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач:

  • утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;
  • создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;
  • воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;
  • привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства — Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
  • привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, се защиты как высшего духовного долга;
  • создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;
  • формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности обучающегося и ученика Кадетского пожарно-спасательного корпуса. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Таким образом, патриотическое воспитание является одной из основных задач образовательного учреждения.

Реализация задач патриотического воспитания граждан Российской Федерации в Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России осуществляется через комплексное взаимодействие:

  • семья;
  • образовательный процесс Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России и Кадетского пожарно-спасательного корпуса, реализуя на занятиях;
  • встречи (с ветеранами, творческими и знаменитыми людьми своего края), творческие вечера, экскурсии, посещение детских домов, интернатов;
  • участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, концертах; и др.

Реализуя в жизни обучающегося все взаимодействующие компоненты в комплексе способствует формированию высокой социальной активности, гражданской ответственности, высокой духовных ценностей, обладающих позитивными ценностями и качествами, способными проявить их в созидательном процессе, в службе в интересах Отечества.

Таким образом, патриотическое воспитание — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, играют огромную роль в становлении личности патриота. Следовательно, большое значение в воспитании патриотизма имеет и эмоциональное воздействие. Чувство — центральное звено между знаниями и действиями. Важен эмоциональный фактор, эмоции, оказывающие мотивирующее влияние на результативность. Они в воспитании чувства патриотизма, как, впрочем, и любого другого нравственного качества, — необходимое слагаемое эффективности. Чувство гордости за великие достижения российских ученых, путешественников, медиков, спортсменов, восторг перед красотой и неповторимостью природы страны, чувство благодарности ратным подвигам русского народа, спасшего Европу от нашествия наполеоновской армии и фашистской чумы, и тут же — горечь за огромные людские жертвы XX столетия, беспокойство и боль за экономические и социальные проблемы сегодняшней России, а главное-чувство ответственности за настоящее и будущее страны и народа, в формировании которого и заключается эффективность развития патриотизма у обучающихся академии и кадетов.

Огромное значение в воспитании подрастающего поколения имеют и традиции. В ряде наиболее важных традиций можно назвать такие: День знаний и приведение курсантов 1 года обучения к Присяге, торжественная клятва студентов 1 курса и кадетов 10-го класса, передача символического Ключа знаний, присвоение первого офицерского звания, преемственность поколений и между старшими и молодыми, связь времен и поколений, встречи с ветеранами, служебный долг, готовность к самопожертвованию, беспредельная преданность народу, непримиримость к врагам Отечества, высокий гуманизм поступков, исторические традиции академии, история развития и становления образовательного учреждения, др. Все эти традиции живут и развиваются в нашем обществе. Героические традиции не только становятся элементом нашего мировоззрения, нашей духовной культуры, но и материализуются в экспонатах музеев и комнат боевой славы, памятниках и мемориалах, празднованиях выдающихся дат истории нашего народа. Многие из традиций закреплены ритуалами. Они торжественны, строги, лаконичны и исполнены глубокого внутреннего смысла. Носителями традиций являются не только отдельные герои, воины, прославившие себя и Отечество подвигами, но и целые коллективы, соединения. Героические традиции, как живой сгусток прошлого опыта, который получен нами в наследство, используется в самых различных отношениях и формах. Традиция дает возможность бережного отношения к героической истории, сохранения наиболее рациональных форм поведения и действия, а также позволяет, с помощью определенных ритуалов, воздавать должное героям-огнеборцам за их смелость, отвагу и мужество. Героические традиции как бы зовут новые поколения продолжать и развивать благородные обычаи. Как правило, подростки гордятся свершенными подвигами пожарных в борьбе с огнем, знают наизусть имена огнеборцев награжденных посмертно и стремятся быть похожими на них.

Решая вопросы патриотического воспитания, каждый педагог строит свою работу в соответствии с особенностями занятий и создает необходимые педагогические условия, учитывая личностные особенности обучающихся и кадет по следующим принципам:

  • отбор знаний, наиболее актуальных для обучающихся данного возраста;
  • непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • дифференцированный подход к каждому обучающемуся, с учетом его психофизиологических особенностей и способностей, возможностей и интересов;
  • рациональное сочетание разных видов деятельности;
  • деятельностный поход;
  • развивающий характер обучения, формирующий творческую личность.

Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности независимо от цвета кожи и вероисповедание — патриотический долг каждого офицера.

Список литературы

  1. Кропотова, Н.А. Инновационный подход к процессу воспитания обучающихся при реализации когнитивного подхода образовательного процесса. / Н.А. Кропотова. // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016. – № 53, Т.1, С. 260-263.
  2. Кропотова, Н.А. Технология модерации как основа проведения интегрированных практических занятий. / Н.А. Кропотова, И.А. Легкова, А.В. Топоров. // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Современные тенденции в науке, технике, образовании» в 3-х частях. ООО «Новаленсо». - Смоленск. 2016. С. 59-60.
  3. Кропотова, Н.А. Внедрение интерактивных приемов организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Детали машин». / Н.А. Кропотова, А.А. Покровский. // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) - 2016. - № 51, Т. 1, С. 176-180.
  4. Кропотова, Н.А. Интегрированные комплексные практические занятия на основе интерактивной технологии модерации. / Н.А. Кропотова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 3 (8). С. 154-160.
  5. Кропотова, Н.А. Теоретические предпосылки адаптивной системы образования ВУЗов МЧС России. / Н.А. Кропотова // NovaInfo.Ru, 2017. - №58, - Т. 3. – С. 336-342.
  6. Кропотова, Н.А. Концептуальные основы моделирования адаптивных систем обучения. / Н.А. Кропотова. // NovaInfo.Ru, 2017. - №58, - Т. 3. – С. 342-347.
  7. Кропотова, Н.А. Становление модульной системы профессионального образования. / Н.А. Кропотова. // NovaInfo.Ru, 2017. - №61, - Т. 2. – С. 385-388.