Активизация самостоятельной работы обучающегося

№79-1,

педагогические науки

В статье рассмотрены необходимые теоретические предпосылки активизирующие самостоятельную работу обучающегося, как аудиторную так и внеаудиторную.

Похожие материалы

Сущность новых требований к подготовке кадров состоит в создании условий для осуществления последующей эффективной профессиональной деятельности в условиях быстрого изменения содержания труда и необходимости эффективного обновления прикладных знаний.

В настоящее время в высшем образовании появилось устойчивое мнение о значимости самостоятельной работы обучающегося. Причин для такого мнения достаточно много:

  1. необходимость перенесения акцентов в образовании с информационных форм и методов обучения на развивающие, превращающие обучающегося из пассивного слушателя в активно думающего участника образовательного процесса, в том числе профессионального образования;
  2. потребность общества в инициативных, грамотных специалистах;
  3. возросший поток информации, которую надо уметь анализировать, преобразовывать и использовать;
  4. быстрое развитие техники, которое требует постоянного послевузовского обучения.

Для разрешения этих причин необходимо изменить подходы к организации самостоятельной работы обучающихся с тем, чтобы повысить качество обучения, развить творческие способности, стремление обучающихся к непрерывному приобретению новых знаний. Основная стратегия должна состоять в создании психолого-дидактических условий, порождения интеллектуальной инициативы и активизации мышления обучающихся в процессе их самостоятельной работы.

Следствием этого изучение путей повышения эффективности самостоятельной работы, ее активизации как одно из средств совершенствования самостоятельности и активности личности в процессе обучения, как показывает практика, является приоритетной областью исследований вузовской дидактики. Для обучающихся профессионально-ориентированных образовательных организаций высшего образования является формирование самостоятельности и активности в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности актуально еще и по следующим причинам:

  1. современная техника совершенствуется очень быстро, для ее эффективной эксплуатации, необходимо постоянное повышение квалификации. В связи с этим, в процессе обучения в образовательных организациях высшего образования следует развивать и совершенствовать навыки самостоятельной деятельности, умение самостоятельно получать необходимые знания, стремление к повышению уровня знаний;
  2. условия жизни, специфика будущей профессиональной деятельности специалиста пожарной безопасности или бакалавра техносферной безопасности, необходимость получения и обработки большого потока информации, диктуют необходимость выработки умений и навыков самостоятельно, в короткий срок добывать и использовать знания — повышает роль самостоятельной работы в процессе обучения, развития, воспитания и становления личности;
  3. большая часть кадровых служащих в силу специфики профессиональной деятельности, как правило, получают дополнительное образование, либо проходят курсы переподготовки и повышения квалификации. Для того чтобы эта деятельность была успешной качества личности, которые формируются в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности наиболее эффективны и активны в юношеском возрасте (возраст совпадает с годами обучения в образовательных организаций высшего образования), на основании чего следует формировать самостоятельность мышления, познавательную активность, стремление к развитию творческого потенциала;
  4. наряду с базовым высшим образованием курсантам необходимо за тот же период времени получить профессиональное дополнительное образование (например, пожарный, водолаз, спасатель, водитель категории В, С, водитель водного судна, др.).
  5. обучающиеся образовательных организаций высшего образования, как правило, разносторонне развиты, помимо главной образовательной деятельности, обучающиеся активно развиваются, совершенствуются в других видах деятельности, а именно участвуют в спортивных мероприятиях, интеллектуально-познавательных играх, театральных постановках, организуя поставку концертов и многое другое — обучающийся вынужден самостоятельно организовывать восполнение необходимых знаний и умений, выполняя работы по написанию рефератов, курсовых и научных проектов.

Развитие познавательной деятельности при организации самостоятельной работы обучающихся зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для их восприятия является учебный материал, существует ли контроль проверки уровня усвоения самостоятельно изученного материала, и каково его качество?

Практика показала, что самостоятельную работу в образовательных организаций высшего образования нельзя чем-либо заменить, и она должна обязательно носить систематический и непрерывный характер в течение всего периода обучения. Поэтому разработка и внедрение в широкую практику профессионального образовательного процесса эффективных методик организации самостоятельной работы является для образовательных организаций высшего образования насущной необходимостью.

Актуальность данной тематики определяется исходя из:

  • достаточной разработанностью проблемы комплексного использования информационных технологий в образовательном процессе и при организации самостоятельной работы обучающихся;
  • компетентностный подход к образовательному процессу (ОК-8 совершенствование и развитие способностей к самостоятельной работе обучающегося);
  • практическая необходимость активизации и совершенствования самостоятельной работы курсантов.
  • Благодаря внедрению и аппробации электронных курсов (электронные учебные пособия, электронные тесты, электронные практикумы) происходит корректировка уровня знаний. Не возникает вопроса у обучающегося, по какой книге готовиться к зачету, экзамену, семинару или практическому занятию. Условия, при которых самостоятельная работа курсантов значительно активизируется:
  • теоретические знания и практические навыки по изучению дисциплины удается сконцентрировать в учебном курсе и закрепить в системе контроля электронного тестирования для самостоятельной работы курсанта;
  • выработка умений и навыков в ходе изучения различных учебных тем будет осуществляться на основе широкого применения различных видов и форм самостоятельной работы с учетом последовательного достижения соответствующих уровней деятельности.

Ссылаясь на практические данные из опыта работы в образовательной организации высшего профессионального образования следует отметить следующие изменения в образовательном процессе обучающихся:

  1. изменились формы, виды и методы обучения: используется интерактивное и проектное обучение (обучающийся выполняет задание преподавателя в соответствии с запланированным временем, отведенным в индивидуальном плане-графике);
  2. электронный тестовый контроль как форма контроля усвоения учебного материала: появилась возможность провести самооценку усвоения пройденной темы в виде электронного теста с моментальной объективной оценкой результата, по мнению обучающихся, это мотивирует на повышение уровня знаний, прежде чем преподаватель оценит знания и умения, полученные при самостоятельном изучении;
  3. внедрение новых средств контроля уровня знаний сопровождается развитием информационно-коммуникативным технологиям в образовательный процесс;
  4. свободное планирование графика (тренировки, соревнования, командировки, участие на выставках, др. возможно без отрыва от образовательного процесса, а это в свою очередь создает условия для развития навыка самообразования как одного из интегративных качеств личности человека.

В результате у обучающегося появилась возможность выстраивать индивидуальный маршрут освоения учебного материала — адаптивность образовательного процесса, формируется потребность в самообразовании, развивается готовность к непрерывному обучению и формированию профессиональных навыков и компетенций высококвалифицированного специалиста.

Список литературы

  1. Абдалина Л.В. Основные характеристики инновационного потенциала личности современного специалиста. // Л.В. Абдалина. Вестник Воронежского государственного техниче-ского университета. -2013. -Т. 9. -№ 3-2. -С. 131-133.
  2. Жигулин А.А. Самоопределение как результат личностного развития человека. // А.А. Жигулин. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. -2012. -№ 2. - С. 117-119.
  3. Иванов В.Е. Внедрение 3D технологий в учебный процесс. // В.Е. Иванов, И.А. Легкова, А.А. Покровский, В.П. Зарубин, Н.А. Кропотова. / Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Современное научное знание: теория, методология, практика» в 3-х частях. ООО «Новаленсо». – Смоленск, 2016. С. 37-39.
  4. Кропотова, Н.А. Технология модерации как основа проведения интегрированных практических занятий. / Н.А. Кропотова, И.А. Легкова, А.В. Топоров. // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Современные тенденции в науке, технике, образовании» в 3-х частях. ООО «Новаленсо». - Смоленск. 2016. С. 59-60.
  5. Кропотова Н.А. Интегрированные комплексные практические занятия на основе интерактивной технологии модерации. / Н.А. Кропотова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 3 (8). С. 154-160.
  6. Кропотова, Н.А. Комплекс инновационных педагогических приемов, реализуемых на занятиях по дисциплине «Механика». / Н.А. Кропотова, В.Е. Иванов // Надежность и долговечность машин и механизмов: сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции, Иваново, 13 апреля 2017 г. – Иваново: Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2017. – С. 530-534. – ISBN 978-5-7807-1206-0
  7. Кропотова, Н.А. Концептуальные основы формирования профессиональных компетенций обучающихся. / Н.А. Кропотова, В.Е. Иванов // Надежность и долговечность машин и механизмов: сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции, Иваново, 13 апреля 2017 г. – Иваново: Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2017. – С. 500-503. – ISBN 978-5-7807-1206-0