Обоснование актуальности применения трибоактивных присадок к маслам и смазкам

№109-1,

технические науки

В работе приведены триботехнические зависимости одной из противоизносных присадок, растворенной в авиационном масле МС-20. Испытания смазочного материала проводилось при двух различных концентрациях присадки. Выявлены качественных характеристики применения присадки в масле.

Похожие материалы

Как известно, различные трибоактивные наполнители к маслам и смазкам призваны улучшить их качественные триботехнические характеристики. Наполнители или присадки могут выполнять в смазочном материале различные функции: повышать коррозионную стойкость, снижать износ, уменьшать риск возникновения задиров и так далее.

В данной работе приведены триботехнические зависимости противоизносной присадки, выполненной на основе солей мягких металлов. В качестве базового смазочного материала было выбрано авиационное масло МС-20. Испытания проводились по стандартной методике с использованием стандартного оборудования (машина трения). В качестве основной зависимости была выбрана зависимость коэффициента трения от нагрузки. Проводились испытания разработанной присадки с различной концентрацией растворения ее в базовом масле. На рисунках 1 и 2 показаны результаты испытаний.

Зависимость коэффициента трения от нагрузки при скорости скольжения 0,5 м/с: ● — базовое масло МС-20; ■ — масло МС-20 с 1,5 масс. % присадки
Рисунок 1. Зависимость коэффициента трения от нагрузки при скорости скольжения 0,5 м/с: ● — базовое масло МС-20; ■ — масло МС-20 с 1,5 масс. % присадки
Зависимость коэффициента трения от нагрузки при скорости скольжения 1 м/с: ● — базовое масло МС-20; ■ — масло МС-20 с 1,5 масс. % присадки
Рисунок 2. Зависимость коэффициента трения от нагрузки при скорости скольжения 1 м/с: ● — базовое масло МС-20; ■ — масло МС-20 с 1,5 масс. % присадки

Анализ представленных выше зависимостей позволяет сделать вывод о том, что испытанная трибоактивная добавка позволила существенно снизить коэффициент трения в независимости от используемой концентрации. Существует для каждого типа присадок оптимальная концентрация, определение которой не входило в рамки данного исследования. Это может свидетельствовать об эффективности использования такого рода добавок в плане продления ресурса разнообразных узлов и механизмов.

Список литературы

  1. Зарубин В.П., Пучков П.В., Киселев В.В., Топоров А.В., Мельников А.А. Перспективы применения нанопорошков силикатов в смазочных материалах, используемых в пожарной технике. Пожаровзрывобезопасность. Том 22, №5, 2013. — С.65 — 69.
  2. Киселев В.В., Мельников В.Г., Замятина Н.И., Бельцова Е.А. Реализация безызносного трения в индустриальных маслах с присадками.// Межвузовский сборник научных трудов «Физика, химия и механика трибосистем». — Иваново, ИвГУ, 2002. — С. 98 — 99.
  3. Киселев В.В., Шигорин С.А. О возможностях повышения надежности и износостойкости узлов трения пожарной и аварийно-спасательной техники. // Вестник Ивановского института ГПС МЧС России. — Иваново, 2008. — №1. — С. 22 — 24.