Иследование влияния скорости скольжения на изменение коэффициента трения

№109-1,

технические науки

В статье приводятся результаты экспериментальных исследований, направленных на оценку влияния скорости скольжения пары трения на коэффициент трения при фиксированных нагрузках. Показана стабильность коэффициента трения при различных скоростях в масле, модифицированном металлоплакирущими присадками.

Похожие материалы

Ранее в работах [1, 2] выполнялись исследования, направленные на оценку влияния различных трибоактивных добавок к маслам и смазкам. Было доказано их положительное действие на снижение основных триботехнических характеристик: коэффициент трения, интенсивность изнашивания поверхностей. Кроме этого, при проведении экспериментов с различными трибодобавками проводилась оценка влияния их концентраций на те же триботехнические характеристики. Было выявлено, что в большинстве случаев, наилучшие показатели получились при концентрациях трибонаполнителей от 1 масс.% до 3 масс.%.

В данной работе была сделана попытка дать ответ на вопрос, касающийся влияния скорости скольжения на эффективность применения масел, наполненных металлосодержащими присадками.
Для решения этого вопроса проводился эксперимент по оценке коэффициента трения при различных нагрузках и различных скоростях скольжения пары трения. Скорость скольжения варьировалась от 0,5 до 2 м/с. Данный диапазон скоростей был выбран в соответствии с тем, что именно в таком диапазоне скоростей работают многие трущиеся сопряжения в машинах и механизмах. На рисунке 1 представлены результаты экспериментального исследования.

Зависимость коэффициента трения от нагрузки с использованием модифицированного масла МС-20 при различных скоростях скольжения: х — при скорости скольжения 0,5 м/с; — при скорости скольжения 1 м/с; — при скорости скольжения 1,5 м/с; — при скорости скольжения 2 м/с
Рисунок 1. Зависимость коэффициента трения от нагрузки с использованием модифицированного масла МС-20 при различных скоростях скольжения: х — при скорости скольжения 0,5 м/с; — при скорости скольжения 1 м/с; — при скорости скольжения 1,5 м/с; — при скорости скольжения 2 м/с

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что в широком диапазоне скоростей мы можем наблюдать устойчиво низкий коэффициент трения, причем его изменение практически не зависит от скоростей скольжения в паре трения. Можем предположить, что такой результат был достигнут за счет применения металлоплакирующих присадок в испытуемом масле.

Список литературы

  1. Зарубин В.П., Пучков П.В., Киселев В.В., Топоров А.В., Мельников А.А. Перспективы применения нанопорошков силикатов в смазочных материалах, используемых в пожарной технике. Пожаровзрывобезопасность. Том 22, №5, 2013. — С.65 — 69.
  2. Киселев В.В., Мельников В.Г., Замятина Н.И., Бельцова Е.А. Реализация безызносного трения в индустриальных маслах с присадками.// Межвузовский сборник научных трудов «Физика, химия и механика трибосистем». — Иваново, ИвГУ, 2002. — С. 98 — 99.
  3. Киселев В.В., Шигорин С.А. О возможностях повышения надежности и износостойкости узлов трения пожарной и аварийно-спасательной техники. // Вестник Ивановского института ГПС МЧС России. — Иваново, 2008. — №1. — С. 22 — 24.