Роль естественнонаучных дисциплин в формировании информационной компетентности у студентов вуза

№110-1,

педагогические науки

В статье рассматриваются проблемы формирования информационной компетентности у студентов при изучении естественнонаучных дисциплин. Современное общество нуждается в специалистах с высокой степенью компетентности и ответственности, что положительно сказывается на их профессиональной деятельности. С другой стороны, сами студенты заинтересованы в более качественной профессиональной подготовке в вузе в области информационных технологий, что является залогом успешной практической реализации выпускника.

Похожие материалы

Величайшему ученому ХХ века, физику-теоретику А.Эйнштейну принадлежат слова «никогда не запоминайте то, что вы можете найти в книге». Именно это высказывание, на наш взгляд, четко характеризует нарастающий информационный кризис в современном обществе, выражающийся в росте количества информации, необходимой человеку для успешной реализации себя, на фоне снижения её качества. Человеку нужно не просто ориентироваться в информационных источниках, но и быть способным адекватно и критически подходить к вопросу оценки, анализа и осмысления информации.

При этом основной задачей высшего образования является подготовка практико-ориентированного, конкурентоспособного и востребованного на современном рынке труда специалиста, владеющего определенным набором компетентностей и готового к постоянному профессиональному росту и самообразованию. Приоритетной задачей для вуза становится создание условий для овладения студентом таких значимых качеств личности, как умение свободно ориентироваться в смежных областях профессиональной деятельности, быстро адаптироваться к изменяющимся информационным потокам, готового к социальной и профессиональной мобильности.

В этих условиях именно информационная компетентность становиться основой будущей профессиональной деятельности специалиста, а умение находить, оценивать, перерабатывать и использовать необходимую информацию условием успешного развития профессионала.

На практике преподаватели высшей школы сталкиваются с падением качества естественнонаучного образования. Это связано, во-первых, с разрывом между уровнем знаний вчерашних школьников и требованиями, которые предъявляет подготовка в вузе; во-вторых, подготовка выпускников вузов не всегда соответствует потребностям общества в области современной науки и компьютерных технологий. С одной стороны, первокурсники демонстрируют неумение вести диалог, стереотипность восприятия информации, отсутствие умения устанавливать связи с законами науки; с другой стороны, выпускники вузов проявляют некомпетентность в использовании естественнонаучных понятий и методов в повседневной жизни, неспособность выдвигать гипотезы и проводить исследования, решать задачи творческого характера, применять имеющийся опыт к неизвестным ситуациям.

Современные исследователи в своих работах по определению роли и места естественнонаучных дисциплин в системе высшего образования отмечают значимость межпредметных связей данных дисциплин.

Так, Муева А.В. и Рубашанова Е.А. [1] отмечают, что осуществление межпредметных связей должно быть делом не только преподавателя отдельно взятого предмета, а также преподавателей абсолютного большинства дисциплин.

Анализ трудов исследователей, посвященных проблемам формирования компетентностей студентов вуза показал недостаточное освещение роли естественнонаучных дисциплин в формировании информационной компетентности.

При изучении блока естественнонаучных дисциплин в высшем учебном заведении, включающего математику, физику, информатику, химию, биологию и др., у студента формируется целостное представление о научной картине мира. Содержание данных дисциплин предполагает постоянное обращение к реальной жизни, к окружающей действительности, к явлениям, часто возникающим в жизни человека, что позволяет сформировать умения использовать естественнонаучные понятия и методы, а также личностные качества студентов. Эти знания являются неотъемлемой частью общей культуры современного человека и осуществляют подготовку к будущему освоению выбранной специальности.

Межпредметность естественнонаучных дисциплин в высшей школе достигается за счет интеграции с гуманитарными, общепрофессиональными и специальными дисциплинами, что обогащает знания о развитии окружающего мира и умения комплексно применять эти знания при решении прикладных задач. В процессе обучения и работы с информацией студенты учатся находить, систематизировать и выделять важное в информационном сообщении, что формирует способность человека решать различные учебные, повседневные и профессиональные задачи с использованием информационных технологий. Изучение естественнонаучных дисциплин формирует у студентов умения и навыки осуществления самодиагностики и самоанализа, что способствует осознанию значимости выбранного направления подготовки и формированию индивидуальной образовательной траектории.

Естественные науки относятся к фундаментальным и содержание этих дисциплин предполагает строгое, последовательное и сугубо научное изложение материала, что приводит к «монологичной» форме проведения занятий. Параллельно в высшей школе происходит процесс перехода от консервативного обучения к культуротворческой, гуманитарной парадигме образования, требующей от преподавателя установления субъект-субъектного взаимодействия со студентами и активацию их учебной мотивации, что представляется невозможным в монологичной форме преподавания естественнонаучных дисциплин.

За прошедшие десятилетия в образовательной практике высших учебных заведений широкое распространение и применение получили активные и интерактивные методы обучения. Использование этих методов обучения выступает одним из условий повышения качества подготовки выпускников к трудовой и профессиональной деятельности, а их применение в учебном процессе доступно любому преподавателю [2]. Одним из таких эффективных способов организации учебного процесса при изучении естественнонаучных дисциплин, является одна из форм кейс-технологий — решение ситуативных задач. Данная форма обучения активизирует образовательный процесс за счет погружения студентов в реальные или вымышленные ситуации, направленные на формирование у них новых качеств и умений. Рассмотрение большого количества ситуаций в определённой последовательности позволяет применять теоретические знания естественнонаучного характера и максимально активизировать учебно-познавательную деятельность каждого студента.

Основу ситуативной задачи составляют проблемные ситуации (совокупность условий и обстоятельств), направленные на суть познавательной проблемы и область поиска неизвестного и нового. В конце задачи обязательно осуществляется постановка вопроса. Наличие функциональных зависимостей и заранее озвученных требований к принятию решения является обязательным условием в ситуативной задаче, которое обеспечивает достижение поставленной цели. Организация использования ситуативных задач состоит из этапов и включает постановку задачи, выбор способов их решения и оценку полученных результатов. Особенностью таких задач является последовательность представления студентам, которая может быть выстроена от простого к сложному, от теоретического к практическому (или наоборот).

При проектировании ситуативных задач необходимо учитывать, что любая отраженная ситуация должна быть актуальной и максимально приближенной к реальным условиям жизни и современным проблемам общества или личности. Как показывает практика, именно такие задачи вызывают у обучающихся эмоциональный подъем и интерес, что позитивно сказывается на их мотивации и последующем решении задач.

Роль и задача преподавателя в процессе использования ситуативных задач в обучении состоит в том, чтобы оказать помощь студенту в актуализации его позиции и стимулировании учебной деятельности. Позиция преподавателя при этом может быть: 1) активной с демонстрацией метода решения; 2) пассивной с высказыванием предположений и обсуждением их со студентами; 3) наблюдательной с направлением студентов в правильное русло рассуждений во избежание нерациональной траты времени.

Таким образом, освободив время за счет изучения нового материала во внеурочное время, можно организовать деятельность студентов в урочное время, направленную на формирование информационной компетентности при изучении естественнонаучных дисциплин.

В заключении возвращаясь к словам А. Эйнштейна, хочется дополнить их — «никогда не запоминайте то, что вы можете найти в книге»… лучше запомните, как найти эту книгу.

Список литературы

  1. Рубашанова Е.А., Муева А.В. Межпредметные взаимосвязи в обучении будущих учителей технологии // Грани познания Издательство: Волгоградский государственный социально-педагогический университет. 2016. № 1 (44). С. 66-68.
  2. Муева А.В., Борликов Г.М., Велегурин В.А. Интерактивные методы обучения как адекватные средства развития профессиональной компетентности учителя ОБЖ // Проблемы безопасности жизнедеятельности (в сфере образования) материалы I научно-практической конференции. 2016. С. 482-488.
  3. Шумилина Н.Г. Проблемы преемственности преподавания информатики в школе и вузе // Сборник материалов VI Международной заочной научно-практической конференции "Образование в пространстве школы и вуза: опыт, проблемы, перспективы". 2017. С.304-306.