"Дебаты" как средство формирования личностно- значимых качеств школьников

№110-1,

педагогические науки

Современный мир отвечает тенденцией интеграции множество профессий в одну. Таким образом, рынок труда требует полифункциональных специалистов. Во многом успешный карьерный рост завистей от личностных качеств будущего профессионала, поэтому необходимо с самого детства закладывать индивидуумам набор специальных навыков, в том числе успешной коммуникации. Игра "дебаты" способствует формированию таких навыков.

Похожие материалы

Современная жизнь в условиях глобализации выдвигает определенно новые требования к личности, устанавливая первостепенно задачу осознания важности консолидации общества. Существенным показателем, демонстрирующий профессионализм специалиста является умение коммуницировать. Общение между людьми, способность прийти к компромиссу или отстоять собственную точку зрения порой становится ключом к продвижению по карьерной лестнице. Сегодня любой профессионал должен обладать навыками публичного выступления. Одним из способов приобретения данных навыков является интеллектуальная игра «Дебаты».

Этимологически слово «дебаты» с греческого языка означает обсуждение, обмен мыслями. Исторически дебаты были критерием демократии в Древней Греции, в связи с тем, что на них обсуждались важнейшие общественные вопросы. Вопрос о применении или отмене смертной казни поднимался еще в 427 году в Афинах. Два оратора Клеон и Диодод высказывали свои точки зрения по этому поводу. Доводы Диодода сводились к тому, что столь жестокое наказание не приведет к снижению преступности. В конечном итоге смертную казнь в Афинах отменили.

В средневековой Европе были актуальны и распространены диспуты, преподавание ораторского искусства и дебатов считалось высокооплачиваемым ремеслом.

В начале XX века в США дебаты стали неотъемлемой частью предвыборных компаний кандидатов, выдвигаемых на пост главы государства. Феноменом в истории США стали теледебаты, в которых участвовали Джон Кеннеди и Ричард Никсон во время президентских выборов 1960-го года. Существует мнение, что именно благодаря телевизионным дебатам Джон Кеннеди стал 35-тым президентом США.

В конце XX века дебаты становятся предметом любопытства педагогики. В 1999 году была основана Международная образовательная ассоциация «Дебаты» (IDEA) для координации пилотных дебатных программ, созданных Институтом «Открытое общество» (OSI), IDEA сейчас функционирует как независимая организация с членством национальных дебатных клубов, ассоциаций, программ и индивидов, которые объединены общей целью: содействовать развитию взаимопонимания и демократии во всём мире путем поддержки дискуссионных видов деятельности и активной гражданской позиции на местном уровне. В Международную образовательную ассоциацию «Дебаты» (IDEA) на сегодняшний день входят 26 стран, в том числе Россия.

В России первый клуб дебатов был основан в 1998 году. Сейчас в стране клубы парламентских дебатов распространены во всех вузах и многих школах.

Дебаты, как интеллектуальная игра, проходит между учащимися или студентами по особым правилам. В общей сложности в игре от 2-х до 4-х команд, демонстрирующие аргументы с полюсными мнениями. Задачей ораторов, а на сегодняшний сленг — спикеров, заключается в отстаивании своей точки зрения и контраргументами спикера из противоположной команды. Игра имеет четкий тайминг, на выступления спикерам отводиться от 3 до 8 минут, в зависимости от выбранного формата. Существует более 10-ти форматов интеллектуальной игры «Дебаты». Наиболее актуальные на сегодняшний день для студенчества и школьников являются форматы Британских парламентских дебатов, программа дебатов Карла Поппера, Модель Организации Объединенных наций и управленческие поединки.

Британский формат парламентских дебатов на сегодняшний день является международным. Британские дебаты адаптированы под модель парламента. В игре участвуют одновременно 4 команды: открывающее и закрывающее правительство, и, открывающая и закрывающая оппозиция. Команды состоят из двух спикеров: пример министр и член правительства или член оппозиции. Обе команды правительства и обе команды оппозиции играют за один кейс, приводя разные аргументы. В итоге же побеждает только одна команда, которая наиболее четко раскрыла собственные аргументы, смогла устоять против контраргументов и была наиболее убедительнее. В любой игре в дебаты существует экспертное жюри, оценивающее ценность и важность аргументов, и таймкипер, следящий за регламентом. Британский формат парламентских дебатов используется преимущественно среди студенчества, так как считается наиболее сложным.

Программу дебатов Карла Поппера возможно применять в школьной среде. Формат предполагает наличие двух играющих команд: правительство и оппозиция, в которых выступают по 3 спикера. Задачи игры аналогична: необходимо убедить экспертное жюри в актуальности собственных аргументов. Данный формат считается облегченным и подходит для обучение культуре дебатов. Наиболее часто дебаты по Попперу становится базовым для желающих освоить интеллектуальную игру «Дебаты», многие известные дебатёры современности начинали именно с этого формата.

В рамках деятельности Студенческого научного общества БГПУ им. М. Акмуллы и содействия кафедры права и обществознания на базе Института исторического и правового образования появился клуб парламентских дебатов «Сократ». Основание клуба положило начало упорным тренировкам и интереснейшим турнирам, в которых студенты могли проявить себя в спикерстве как настоящие лидеры. Деятельность клуба распространилась не только на территории института и университета. Работа по обучению культуре дебатов началась со школьниками и учащимися колледжей. Учащиеся знакомились с искусством ораторского мастерства, вырабатывая у себя компетенции ведения диалога, правильной и четкой аргументации, применению уже полученных знаний, умению анализировать и синтезировать информацию, а также компетенцию успешной работе в группе, что способствует коммуникативным умениям.

Безусловно, игра «Дебаты» для мыслящих людей, осознающих важность коммуникации в современном мире. Дебаты учат способности не только отстаивать собственное мнение, но и ставить себя на место оппонента. Таким образом игра способствует формированию и развитию критического мышления у учащихся, демонстрируя плюрализм мнений, который в свою очередь развивает толерантное мировозрение индивида. Толерантность и способность прийти к компромиссу являются важнейшими качествами любого специалиста, который стремиться к достижению поставленных целей в профессиональной сфере.

Список литературы

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М., 1995.
  2. Толстых Н.Н. Возможность свободы // Культурно-историческая психология. — 2007. — No 1.
  3. Лубовский Д.В. Понятие внутренней позиции: культурно-историческая перспектива изучения личности школьника // Культурно-историческая психология. — 2008. — No 1. — C. 2–8.
  4. Хуторской А.В. Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — С. 15–21.