Моделирование профессиональной деятельности в образовательном процессе

№112-1,

педагогические науки

В статье приводится анализ данных практической составляющей применяемой в образовательных организациях. Данные свидетельствуют о преобладании практической составляющей в ведомственных вузах.

Похожие материалы

Современная проблема образования в высшей образовательной профессиональной организации — выпуск конкурентоспособного молодых специалистов с высоким качеством профессиональной подготовки. Поскольку система образования постоянно модернизируется и совершенствуется, проводя поиск новых средств и методов обучения, подходов и технологий профессиональной деятельности. Постоянное противоречие между теоретическим курсом и практической составляющей образовательного процесса позволяет проводить педагогические исследования. На сегодняшний день существует неоспоримое различие между теоретическим курсом обучения и практическим. Анализ качества готовности выпускников гражданских образовательных организаций высшего образования свидетельствует о том, что специальная подготовка по приобретаемой профессии начинается к третьему году обучения и, углубляясь, завершается на четвертом. Другими словами, чтобы приобрести профессию нужно бакалавру освоить успешно два последних года обучения (см. рис. 1).

Процентное соотношение теоретической и практической составляющей подготовки кадров
Рисунок 1. Процентное соотношение теоретической и практической составляющей подготовки кадров

На рис. 1 приведено сравнение процента практической деятельности по отношению к теории в ведомственном вузе изменяется с большим наклоном, которая в свою очередь полагает о преобладании практико-ориентированного подхода в образовательном процессе. Наличие практик, стажировок в должности по профессии, выполняя трудовые функции, позволяет:

  • погрузить в профессиональную деятельность,
  • создать условия профессиональной деятельности,
  • обеспечить технической стороной профессиональной деятельности,
  • выполнять функции профессиональной деятельности,
  • решать профессиональные задачи,
  • обеспечить развитие профессионального знания,
  • создать основу для саморазвития и самосовершенствования,
  • обучить сотрудничеству, основам организации,
  • воспитать ответственность за принятые решения,
  • воспитать патриотизм и любовь к профессии,
  • воспитать терпение и мнение коллег,
  • обеспечить в комплексе полноту профессиональной деятельности (от начала получения задания, планирования, принятия решения, организации мероприятия, осуществление профессиональной деятельности, анализ результатов и отдельных ее этапов).

Поиск путей повышения качества подготовленности специалистов к профессиональной деятельности привел к созданию моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе — содержание образовательного процесса основанного на практической деятельности. Данный подход позволяет обучающимся:

  • добиться представления о целостной профессиональной деятельности (от целеполагания до анализа принятых решений),
  • познать основы профессиональной деятельности, сформировав основу знаний, которые будут стремиться к совершенствованию и развитию,
  • овладеть способами (действиями и операциями осуществления профессиональной деятельности, используя передовые технические средства),
  • адаптироваться к реальным условиям профессиональной деятельности — выполнению трудовых обязанностей.

Постигая новые педагогические методы и подходы, появляется основа для организации процесса моделирования профессиональной деятельности с ориентацией на практическую составляющую. Поскольку практика показывает, что для формирования устойчивых профессиональных знаний и умений необходимы неоднократные повторения, поэтому при реализации практико-ориентированного подхода в комплексе образовательных задач следует учитывать возможность повторения тех или иных профессиональных действий либо путем выполнения поручений (заданий, проектов), либо путем стажировок (практик, дополнительного профессионального образования). Таким образом, данная концепция подготовки высококвалифицированных кадров отчетливо подчеркивает личностную компоненту в образовании и механизм функционирования как основу для развития личности обучаемых.

Список литературы

  1. Кропотова Н.А. Инновационная педагогическая модель NTV // Актуальные вопросы совершенствования инженерных систем обеспечения пожарной безопасности объектов: сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции. — Иваново: ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2019. — С. 171 — 173. 
  2. Кропотова Н.А. Легкова И.А. Логистизация управление и адаптивная система автоматического контроля формируемых компетентностей // Общенаучные проблемы инженерной подготовки кадров МЧС РФ: сборник трудов секции № 16 ХХIХ Международной научно-практической конференции «Предотвращение. Спасение. Помощь». — Химки: ФГБВОУ ВО АГЗ МЧС России. — 2019. — С. 67 — 72.
  3. Кропотова Н.А., Иванов В.Е. Комплекс инновационных педагогических приемов, реализуемых на занятиях по дисциплине «Механика» // Надежность и долговечность машин и механизмов: сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции. — Иваново: Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2017. — С. 530 — 534.
  4. Кропотова Н.А., Иванов В.Е. Концептуальные основы формирования профессиональных компетенций обучающихся // Надежность и долговечность машин и механизмов: сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции. — Иваново: Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2017. — С. 500 — 503.