Социокультурная компетентность и осведомлённость личности в контексте парадигмы транзитивности и повседневности

№110-1,

Психологические науки

Статья посвящена проблеме социокультурных компетенций личности в условиях общества транзитивности и повседневности и обсуждает вопросы психологии социокультурного кода в индивидуальном и массовом сознании. Предметом рассмотрения является соотношение понятий культурной компетентности и культурной осведомленности личности в контексте ведущих парадигм современной культурной психологии.

Похожие материалы

С точки зрения психологии, транзитивность современного мира — это его изменчивость, вариативность, неопределённость. Это не просто множественность как одновременное существование нескольких вариантов социального мира в одном времени и пространстве, но и постоянное изменение этих вариантов в непредсказуемом направлении и с неопределённым содержанием. Для транзитивного общества характерны следующие феномены (Марцинковская Т.Д.):

  • кардинальные социальные трансформации;
  • усиление социальной неопределённости, связанной с постоянной трансформацией ценностей, норм, эталонов в изменяющемся мире;
  • увеличение временного периода процесса социализации,
  • активизации ресоциализации и текучей социализации;
  • расширение информационного пространства и его роли в замене межпоколенных связей;
  • глобализация личных и социальных траекторий расширения пространства.

Психология транзитивности современного общества неизбежно сказывается на трансформации его социокультурных норм и ценностей. Взаимодействие людей, имеющих разную ментальность и разные ценности, приводит если не к ценностному дриблингу, то к ценностному релятивизму, затрудняющему процессы социализации и идентификации личности в обществе.

Каждый аспект транзитивности связан с определенными человеческими трудностями: неопределенность и изменчивость связана с нарушением целостности идентичности. Множественность затрудняет индивидуальный и коллективный выбор идентификации и направления социализации.

Одним из факторов, определяющих успешность социализации индивида в условиях транзитивного общества, выступает его инкультурация — процесс принятия и присвоения культуры. В монографии «Психология культуры» Л.Анолли пишет о том, что концепт культуры — это то, без чего человечество не смогло бы существовать: «культура несёт огромную ответственность в жизни людей, представляя в их распоряжение системы убеждений и значений, созвездия ценностей и совокупность практик, которые придают их существованию форму и смысл». Культура это самый важный результат человеческой деятельности, она возникла в процессе эволюции человечества как вида и развивается в индивидуальной истории жизни каждого человека в процессе взросления. В ходе развития каждое общество приобрело свой уникальный, конкретный самостоятельный культурный мир, со своими традициями, ценностями, нормами. Любое общество транслирует свою культуру через содержание повседневной жизни. Повседневность представляет собой не только жизненный мир человека, его субъективное бытие, но и отражает текущую социокультурную реальность. Обустраивая свой повседневный жизненный мир, люди создают своеобразную стабильную среду, которая противостоит транзитивности. Именно культура, выступая как единое целое, как часть социальной, этнической и личностной ценности, является «точкой опоры», которая даёт устойчивость в изменяющейся действительности и восстанавливает целостность восприятия мира и себя.

В связи с этим, особую актуальность в обществе транзитивности и повседневности обретает проблема социокультурной компетенции личности.

Нет единой трактовки понятия «социокультурная компетентность». Так, М.В. Болина определяет социокультурную компетентность как способность мобилизовать ключевые компетенции, необходимые для поиска, обработки и применения социокультурной информации, в конкретной ситуации для решения конкретных проблем межкультурного общения.

Е.А. Жежера понимает под социокультурной компетентностью интегративно интеллектуально и личностно обусловленную характеристику, включающую совокупность приобретения знаний, умений, ценностных ориентаций, социально значимых и профессионально важных личностных качеств, достаточных для полноценного включения в социально-профессиональную среду.

Н.В. Хорошилова видит понимание социокультурной компетентности как интегративное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности к разнообразной деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретаются в процессе образования и социально ориентируют личность на самостоятельную и успешную жизнедеятельность.

В.А. Янчук связывает культурную компетентность с понятием фрейма.

В современно понимании фрейм является концептом, разработанным для схватывания интерпретативной и конструктивной природы того, что происходит в социальной жизни. Культурные фреймы выполняют три основные функции:

  1. Фокусируют внимание, акцентируя или выделяя в поле восприятий релевантное и иррелевантное — то, что находится во фрейме, а что за его рамками по отношению к объекту ориентации;
  2. Функционируют как механизмы артикуляции в объединении различных элементов воспринимаемого таким образом, чтобы принять определенное значение в разных языках описания;
  3. Выполняют трансформативную и репрезентативную функцию в понимании воспринимаемых объектов как относящихся к другим объектам.

Большинство фреймов культурно вотканы (Д. Таннен), они не конструируются или вырабатываются индивидом от ситуации к ситуации, а существуют как элементы окружающей индивида культуры и содержат соответствующие ситуации значения. Фрейм обусловлен принятыми в конкретной культуре языком, ценностями, нормами, схемами, значениями, понятиями, физическими артефактами, культурными активностями и психологическими феноменами.

Именно исходя из культурной фреймированности сознания, В.А.Янчук дает оригинальное определение культурной компетентности: «культурная компетентность» представляет собой овладение через процесс научения взаимодействующими между собой понятиями, категориями, образами, обобщениями, представлениями, ценностями, нормами и другими символическими элементами, наборами когнитивной и поведенческой активности, широко разделяемыми и применяемыми членами донного сообщества или социальной группы, функционирующей как ориентационная и нормативная структура поведения и как коммуникативная матрица ( посредством которой поведение интерпретируется, интегрируется, координируется и санкционируется), и как репертуар активностей, позволяющих эффективно реализовывать на практике актуальные поведенческие задачи. При этом автор акцентирует внимание на аспекте владения содержанием собственной культуры, тогда как само понятие преимущественно используется для описания владения содержанием другой культуры.

Социокультурная компетентность, как и любая компетентность, основывается на знаниях. Знаниевым компонентом социокультурной компетенции является культурная осведомлённость. Культурная осведомлённость предполагает восприятие и интерес к собственной культуре, а также позитивный интерес к схожим различным характеристикам других культур. Социокультурная осведомлённость включает в себя: межкультурные знания и умения интерпретации культур, анализ культурных отношений, ценностей, продуктов, культуру языка и язык культур. Кроме того, социокультурная осведомлённость включает в себя и ценностный концепт. Социо-культурные ценности лежат в основе культуры в целом. То, какие ценности составляют ценностную систему общества, и то, как само общество влияет на формирование и развитие базовых ценностных ориентаций своих сограждан, во многом определяет здоровье и развитие общества. Знание и понимание социокультурного кода задает культурную осведомлённость и формирует культурную компетентность в освоении родной и другой культуры.

Такой подход к изучению проблемы социокультурной компетенции оперирует понятием межкультурной компетенции и разрабатывается в парадигме культурного интеллекта. Исследователи определяют культурный интеллект как понимание индивидом влияния его культурной принадлежности на выбираемые модели поведения, что определяет степень эффективности его функционирования в новой культурной среде и позволяет измерить степень его адаптивности к тому или иному социальному окружению. Культурный интеллект рассматривается как продолжение социального интеллекта, и включает в себя более узкое понятие эмоционального интеллекта, определяемого регулятивно как «способность понимать чувства, мысли и поведение людей, в том числе и самого себя, в ситуациях межличностного общения и, основываясь на этом понимании, вести себя соответственно». При этом, эмоциональный интеллект не рассматривается вне конкретного культурного контекста.

Таким образом, для успешного функционирования и развития личности в современном обществе как культурной среде, индивиду необходимо знать, понимать и чувствовать эту среду, выстраивать свое поведение, исходя из социально-культурного контекста и когнитивных требований культурного фрейма. Культурная осведомленность и компетентность личности становятся ключевыми компетенциями воспитания и образования в транзитивном обществе, с ориентацией в культуре повседневности на историческую ценность культур, а не их потребление или истребление.

Список литературы

  1. Анолли Л. Психология культуры/ пер. с итал. — Х.: Изд-во Гуманитарный Центр/ Ю.С. Вовк, 2016. — 480 с.
  2. Гусельцева М.С. Текучая повседневность: маркеры изменений // Психологические исследования. 2017. Т.10, № 56. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n56/1496-guseltseva56.html
  3. Гусельцева М.С. Психология повседневности: методология, история, перспективы // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 51. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n51/1387
  4. Любанская А.С. Хронология развития понятия «культурная осведамлённость» // Лингводидактика и межкультурная коммуникация: актуальные вопросы и перспективы исследования. Чебоксары. 2018. С. 332-340.
  5. Марцинковская Т.Д. Новая эстетика транзитивности // Психологические Исследования. 2018. Т. 11, № 61. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n61/1630-martsinkovskaya61.html
  6. Марцинковская Т.Д., Киселева Е.А. Социализация и аккультурация в транзитивном пространстве // Психологические исследования. 2018. Т.11, №62. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n62/1652-kiseleva62.html
  7. Муравьева Н.Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. 2011. №9. С.136 — 143.
  8. Янчук В.А. Культурный фрейминг как детерминанта взаимопонимания в условиях культурного многообразия // Психологический журнал. 2010. № 2. С.41-48.
  9. В.А. Янчук Социокультурно-интердетерминистская диалогическая перспектива формирования межкультурной компетенции // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия акмеология образования. Психология развития. 2014. Т.3. № 3. С.241 — 253.