Разработка информационной системы управления пассажирскими перевозками

№111-1,

экономические науки

В рамках данного исследования описывается реализация информационной системы для автоколонны №1417. Предприятие занимается осуществлением пассажирских перевозок по территории Российской Федерации, работает с большим количеством клиентов.

Похожие материалы

В условиях сложившейся экономической ситуации, ужесточения конкуренции и роста требований улучшения качества сервиса со стороны клиентов, чтобы сохранить конкурентные преимущества компаниям необходимо внедрять специализированные информационные системы управления бизнес процессами. Для автотранспортных предприятий, занимающихся пассажирскими перевозками, важно обеспечивать автоматизацию широкого круга деятельности, начиная от контроля состояния автотранспорта и водителей, и заканчивая процессами взаимодействия с клиентами.

В рамках данного исследования описывается реализация информационной системы для автоколонны №1417. Предприятие занимается осуществлением пассажирских перевозок по территории Российской Федерации, работает с большим количеством клиентов. Цели внедрения системы управления пассажирскими перевозками для автоколонны №1417 следующие:

  • осуществление автоматизированных операций по документообороту и обработке документации с целью снижения времени обслуживания клиентов;
  • увеличение уровня эффективности обработки документации при взаимодействии с клиентами;
  • снижение временных затрат, связанных с процессами обработки входящей и исходящей документации;
  • создание возможностей по эффективному контролю процессов выполнения поручений в плане обработки документации;
  • снижение времени согласования документации;
  • реализация единого хранилища для всей документации, а также журналов учета документа и архива документации.

Существующая классификация вариантов автоматизации различают четыре основных направления — наиболее простым является кусочная автоматизация, следующей по уровню сложности идет автоматизация по участкам, далее — автоматизация по направлениям, и наиболее сложной считается комплексная автоматизация. На основании рассмотрения существующих стратегий автоматизации задачи была выбрана стратегия по направлениям, так как речь идет об автоматизации процессов взаимодействия с клиентами.

На основании анализа существующих вариантов реализации информационной системы было выявлено, что наиболее подходящим вариантом является разработка программного продукта с нуля, с целью обеспечения максимально эффективного взаимодействия с клиентами при осуществлении пассажирских перевозок.

Основные функции программного комплекса показаны на рисунке 1.

Диаграмма вариантов использования
Рисунок 1. Диаграмма вариантов использования

Разрабатываемая информационная система в своем составе содержит базу данных, структура которой позволяет выполнить первоначальную настройку системы под требования предприятия. Благодаря гибким возможностям справочных таблиц существует возможность указать необходимый состав подразделений и сотрудников, ввести контрагентов и адресатов для рассылки документации, настроить схемы обработки документации.

Согласно структуры предметной области строится ER-модель в приложении ER-Win. При использовании ERWin в процессе моделирования основополагающей является методология реляционной базы данных IDEF1X. Данной методологией определяются все типы используемых графических и текстовых обозначений при построении ER-диаграмм. Перед реализацией ER-модели был составлен перечень основных сущностей, их атрибутов и типов данных.

Структура базы данных информационной системы
Рисунок 2. Структура базы данных информационной системы

Для разработки программного обеспечения в виде подсистемы применялся «1С:Конфигуратор», что позволяет использовать возможности визуального конфигурирования системы. Это позволяет разработчику сделать упор на разработку логики функционирования приложения без отвлечения на разработку графических элементов интерфейса пользователя.

Первым шагом при создании новой конфигурации создаются справочные таблицы. Следующим шагом осуществляется реализация документов. Далее для каждого справочника и документа создаются формы. После обновления конфигурации произойдет её запуск. При первоначальном запуске конфигурация была заполнена тестовыми данными.

Справочник «Маршруты»
Рисунок 3. Справочник «Маршруты»

Основной документ в системе — диспетчеризация. В нем ведётся учет выхода на маршрут транспорта и водителей.

Окно работы с перечнем документов «Диспетчеризация»
Рисунок 4. Окно работы с перечнем документов «Диспетчеризация»

Управленческий функционал системы заключается в выдаче оповещений диспетчеру относительно текущей организации работы. Предупреждения появляются в следующих случаях:

  • в случае если на маршруте находится недостаточное количество транспортных средств;
  • в случае если на маршруте будет находится водитель, время работы которого превышает допустимую норму;
  • в случае попытки вывести на маршрут транспортное средство, у которого не имеется отметки о проведение технического осмотра;
  • в случае попытки вывести на маршрут водителя, у которого не имеется отметки о проведение медицинского осмотра.

Тестирование работы автоматизированной системы «Управление пассажирскими перевозками» осуществлялось на основании тестовых сценариев. В результате выполненного тестирования было установлено, что система функционирует без сбоев, полностью выполняя весь функционал.

В заключение нужно сказать, что внедрение проектируемой информационной системы приведет к более эффективному управлению отношений с клиентами и росту экономических показателей работы компании в сфере реализации продукции. Кроме того, встроенная система составления отчетов приведет к ускорению получения отчетов, сокращению нагрузки на менеджера в части расчета показателей, повышению точности прогнозов и сокращению затрат на хранение большого объема информации на различных носителях.

Список литературы

  1. Гвоздева В.А. Основы построения автоматизированных информационных систем: Учебник — М.: ИНФРА-М, 2018 г. — 320 стр.
  2. Горбенко А. О. Информационные системы в экономике: Учебник. — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018 г. — 315 с.
  3. Гофман В. Работа с базами данных в Delphi: Учебник. — С-Пб: БХВ-Петербург, 2014 г. — 615 с.
  4. Информационные технологии управления: Учебное пособие. — М: Юрайт, 2016 г. — 462с.
  5. Карминский А.М.. Информатизация бизнеса. Концепции, технологии, системы: Учебник. — М.: Астрэль, 2015 г. — 624 стр.
  6. Киселев Д.В., Федотова Е.Л. Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем Гагарина: учеб. Пособие / Под ред. Проф. Л.Г.Гагариной. Москва: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2016 г. 384 стр.
  7. Фатрепп Р., Шафер Д., Шафер Л. — Управление программными проектами. Достижение. Достижение оптимального качества при минимуме затрат. Учебник. — М.: Вильямс, 2014 г. — 274 с.