Формирование спроса и предложения на мировом рынке морских пассажирских перевозок

№51-1,

экономические науки

Правительством Российской Федерации поставлена задача развития пассажирских перевозок на Черном море начиная с 2017 года. Организация морских пассажирских перевозок является сложным технологическим процессом. При этом важно знать и учитывать факторы, влияющие на формирование спроса и предложения на этот вид морских транспортных услуг

Похожие материалы

Спрос на рынке пассажирского судоходства выступает в виде платежеспособной потребности определенных размеров, как объем продукции, который потребитель готов оплатить при сложившихся ценах [1]. Спрос предъявляется:

  • либо со стороны отдельных пассажиров,
  • либо туристических фирм в случае фрахтования судов.

Предложение на рынке пассажирского судоходства выступает в виде определенных объемов потенциального производства транспортных услуг, которые предоставляются судоходными предприятиями в разных видах плавания.

На мировом рынке пассажирских перевозок по признаку взаимной заменяемости другими видами транспорта можно выделить две формы спроса:

  1. устойчивый (или твердый) спрос является четким желанием пассажира совершить морскую поездку или туристской фирмы зафрахтовать полностью определенное судно:
    • для отдельных пассажиров, этот вид спроса характерен для услуг линейного судоходства, особенно в тех районах, где другие виды пассажирского транспорта с ним конкурировать не могут.
    • в части фрахтования пассажирских судов он выражается в четком желании туристической фирмы зафрахтовать конкретное судно определенного судовладельца. Стойкий спрос формируется, как правило, на основе предыдущего позитивного опыта работы фрахтователя с тем или другим судном.
  2. неустойчивый (или альтернативный) спрос. Он также имеет свои особенности:
    • для отдельных пассажиров, этот вид спроса характерен для услуг круизного судоходства, при котором услуги морского транспорта широко взаимозаменяемы другими видами отдыха.
    • в части фрахтования судов этот спрос появляется в том случае, когда туристическая фирма определяет лишь самые основные характеристики судна, которые интересуют ее больше всего.

Важным моментом на формирование спроса и предложения на мировом рынке пассажирских услуг является сезонность [2].

Под сезонностью понимается устойчивая закономерность внутригодовой динамики туристского спроса, которая проявляется во внутригодовых повышениях или понижениях уровней спроса на перевозки на протяжении ряда лет [3].

Морское пассажирское судоходство отличается подверженностью влияния факторов сезонности, которые, в общем случае, являются следствием периодического изменения климатических условий в течение года. В высоких широтах - это наступление холодных зимних периодов, а в экваториальных и тропических - наступление сезонов дождей или чрезмерной жары.

На основании проведенных исследований [4] можно выделить три формы сезонности:

  1. Однопиковая сезонность. Она характеризуется одним активным сезоном продолжительностью от трех до четырех месяцев, обычно летом (Черноморский, Средиземноморский регионы).
  2. Двухпиковая сезонность включает два туристских сезона в год, часто традиционно лето и возможно зима (горные части Европы и Северной Америки).
  3. Безпиковая сезонность, которая свойственна в основном урбанизированным центрам, где большая часть функционирования курортов не подразделяется на сезоны по природе. Но даже здесь судоходство зависит от сезонности спроса в регионах (Сингапур, Гонконг).

По степени интенсивности перевозок можно выделить четыре сезона [5]:

  • сезон пик - период, наиболее благоприятный для организации рекреационной деятельности людей, характеризующийся максимальной плотностью туристов и наиболее комфортными условиями для рекреации;
  • сезон высокий - период наибольшей деловой активности на туристском рынке, время действия наиболее высоких цен на туристский продукт и услуги;
  • сезон низкий - период снижения деловой активности на туристском рынке, для которого характерны самые низкие цены на туристский продукт и услуги;
  • сезон «мертвый» - максимально неблагоприятный период для организации рекреационной деятельности.

Следует учитывать, что сезонность имеет два основных источника:

  • естественная» сезонность, которая относится к обычным временным различиям климатических природных проявлений, таких как температура, количество осадков и т.д.
  • социализированная» сезонность связана со свободным временем: плановые и временные отпуска, праздничные дни. Временные модели работы и досуга, часто определяемые религиозными, культурными, этническими и социальными факторами, также законодательными актами страны (общественные праздники, школьные каникулы, производственные отпуска, летние школьные каникулы).

При организации международного пассажирского судоходства, с целью повышения эффективности работы пассажирского флота следует уметь учитывать весь комплекс приведенных факторов, активно влияющих на спрос и предложение морских туристских услуг.

Список литературы

  1. Михайлова Ю.В. Пассажирские перевозки (учебное пособие) / Ю.В. Михайлова. – Одесса: ОНМУ, 2013. – 325 с.
  2. Селиванов В.В. Международный морской туризм: основы организации и методология (учебное пособие) / В.В. Селиванов. – Симферополь: ИТ «Ариал», 2015.– 296 с.
  3. Селиванов В.В. Основы агентирования круизных судов: монография / В.В. Селиванов. – LAP LAMBERT Academic Publishing (Германия), 2016. – 113 с.
  4. Селиванов В.В. Современные тенденции развития логистических процессов в системе морских путешествий и их структура /В.В. Селиванов // Развитие методов управления и хозяйствования на транспорте (Сборник научных трудов), ОНМУ.– 2014.– Выпуск 4 (49). – с. 7–22.
  5. Селиванов В.В. К вопросу о развитии круизного судоходства на Черном море / В.В. Селиванов // НоваИнфо (электронный журнал): Экономические науки. – 2016.– №49-1. – [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://novainfo.ru/article/7451