Религия в глобальном информационном обществе

№111-1,

философские науки

На протяжении многих веков наука и религия существовали как враги, между ними было постоянное противоречие. Однако постепенно они стали уступать друг другу. В истории немало примеров как противостояния науки и религии, так и взаимодействия, когда одна одобряет деятельность другой.

Похожие материалы

Стремительный прогресс науки и техники, появление новых информационных технологий, компьютеров и средств связи привели к поистине эпохальным изменениям содержания и качества жизни людей, общественного сознания в целом. В конце XX века ученые и политики разных стран заговорили о становление глобального информационного общества, в котором определяющим фактором общественной жизни и производства становится научные знания и информация. В ходе повсеместного освоения информационно-коммуникационных технологий повсюду в мире может быть обеспечен устойчивый экономический рост, повышено общественное благосостояние, обеспечена международная стабильность.

Процессы развития информационного общества, безусловно, имеет не только техническую, но и духовную составляющую. Сегодня в виртуальный мир ежедневно погружается свыше 700 миллионов человек. Для многих из них Интернет как виртуальное пространство стал домом и местом работы, где они проводят большую часть своей жизни [1].

Нужно сказать, что для большинства из нас телевидение и Интернет являются и основным источником информации, и средством приобщения к культуре, и поставщиком развлечений. Следует признать, что человечество во все больше и большей степени зависит от информационных технологий.

Конечно, научно технический прогресс дал людям новые ошеломляющие возможности. Например, современные технологии облегчают получение доступа к передовым достижениям науки и культуры, создают условия для нахождения общего языка представителями разных народов, культур и конфессий. Жители малых городов и населенных пунктов получают уникальную возможность полной мере приобщиться к духовно-культурной жизни мира. Но есть и оборотная сторона, которая не может не тревожить — происходит отдаление человека от своей природы, дегуманизация. Это общее следствие вовлечения человека в обезличивающие процессы производства информации и товаров, активного потребления продукции массовой культуры, в том числе посредством электронных СМИ, развития социальных и политических технологий манипулирования людьми. Интернет зачастую становится средством для различного рода пропаганды и насилия; свободное информационное пространство Всемирной сети активно осваивается и используется в своих целях деструктивными организациями (разного рода экстремистами и маргинальным группами).

Государство самостоятельно справиться с этими острейшими проблемами не может. Порой появляются призывы ввести в Интернете какой-то вид цензуры, ограничить его свободу. Однако прямые государственные запреты в данном случае могут принести только вред, на наш взгляд. Но это не означает, что надо со стороны наблюдать за столь стихийным развитием Интернета. Необходимо позаботиться о душевном здоровье активных посетителей виртуального мира и, в первую очередь, о детях и подростках. Именно здесь положительную роль может сыграть сотрудничества государства и традиционных религиозных конфессий [2].

Необходимо отметить, что взаимоотношение науки и религии на протяжении веков следовали одному и тому же образцу. Сначала та и другая существовали как враги и противостояли друг другу; постепенно, однако, они начинали проявлять взаимную толерантность и порой даже принимали друг друга. Достаточно вспомнить, как менялось отношение католической церкви к учению Галилея. В наши дни мы видим, что исламские фундаменталисты охотно используют новейшие технологии, а медицина иногда признает целительное воздействие молитв на состоянии больных людей.

Тем не менее, можно с уверенностью предсказать, что дальнейшее развитие науки и техники поставить такие этические и моральные вопросы перед человечеством, которые только обостряют противостояние науки и религии [2].

Различные конфессии получают большие возможности пропаганды через Интернет, радио, телевидение. В современном российском обществе продолжается активный поиск ценностных ориентиров, обсуждаются пути духовного развития страны, в том числе на основе религиозного самосознания. Это естественным образом оказывает влияние на развитие конфессиональной и профилированной прессы, а также советских СМИ, которые в большинстве случаев становятся трибуной для дискуссий на религиозные темы.

Современная религиозная пресса страны представляет собой:

  • многопрофильную конфессиональную печать, ориентированную на все мировые религии, с более разветвленной сетью православных изданий;
  • СМИ универсального характера, в содержание которых широко представлена религиозная проблематика;
  • специализированные религиозные радиоканалы, рассчитанные на определённые аудиторные группы (наиболее известная радиостанция «Вера»);
  • поле религиозной коммуникации, за последнее время пополнившееся разветвленным и бурно развивающимся сектором интернет-вещания сетевых СМИ (Интернет) [3, с. 36].

На наш взгляд, виртуальное пространство не менее чем реальное, нуждается в утверждении в нём нравственных начал, в том положительном духовном влиянии, которое оказывает на человека и на общество религия. Необходимо духовное, религиозное строение и обустройство внутри сети Интернет, в процессе которого будет формироваться нравственная и духовная атмосфера, положительно влияющие на поведение обитателей Интернет.

Религиозные объединения, несомненно, могут сыграть важную роль и в распространении культуры, не только религиозной, но и светской культуры, которую называют высокой и которая противостоит массовой утопающий культуре.

Список литературы

  1. Круглый стол в рамках международной конференции «Ломоносов-2016» философского факультета МГУ им. Ломоносова // Религия в современном информационном обществе, 12 апреля 2016 г. [Режим доступа: http://peresedov.pro/religion-and-media/ ] (Дата обращения: 29.09.2019)
  2. Выступление Министра информационных технологий и связи РФ Л. Реймана на международной конференции «Религия и церковь в информационном обществе», 17 марта 2005 г. [Режим доступа: https://pravoslavie.ru/12995.html ] (Дата обращения: 17.10.2019)
  3. Л.В. Кашинская, М.М. Лукина. Религия в информационном поле российских СМИ / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Фак. журналистики; [Исполн.: С. А. Джевахишвили и др.]. — М.: МЕДИАСОЮЗ. Гильдия религиоз. журналистики, 2013. — 142 с. ISBN 5-901-683-66-8.