Социальное служение Церкви в условиях изменяющихся государственно-конфессиональных отношений

№105-1,

философские науки

Социальному служению, основой которого являются милосердие и благотворительность, придавалось особое значение еще в древних религиях. На социальную работу и социальное служение оказывают влияние различные факторы, одним из которых является состояние религиозной ситуации. В данной статье рассматривается религиозная ситуация в России дореволюционного и послереволюционного периода, а также современная религиозная картина социального служения Церкви.

Похожие материалы

Социальное служение традиционно имело своей основой нравственные нормы, заложенные в Священных писаниях и других религиозных текстах. Большое значение уделялось социальному служению уже в древних религиях, не существующих ныне, а также в религиях, возникших в далеком прошлом. Главными составляющими этого служения были: милосердие — высшее проявление человеческого страдания и благотворительность — бескорыстное оказание помощи нуждающимся и неимущим. Например, в Ветхом Завете — священном писании иудаизма — благотворительность является одним из основных предписаний, а в Талмуде — комментарии к Торе — в мельчайших подробностях расписаны правила благотворительности.

В христианстве центральной идеей социального служения стала идея всеобъемлющего милосердия, которая наиболее широко раскрывается в благотворительной деятельности. Тем самым идеалом милосердия является основатель христианской религии Иисус Христос, который сам себя называл «служащим посреди всех нас» [1, с.11]. Осуществление социального служения и социальной работы всегда зависело от различных социальных факторов. Одним из таких факторов является состояние религиозной ситуации. Религиозная ситуация, в свою очередь, понимается как постоянно изменяющаяся совокупность религиозных структур и элементов, функционирующих в определенных пространственно-временных границах и во взаимодействии с другими социальными устройствами общества. На религиозную картину действует, как правило, множество факторов, которые влияют на ее состояние, особенности и характер.

В России на протяжении многовековой истории состояние религиозной ситуации характеризовалось стабильностью и спокойствием, однако были проблемы и затруднения в межрелигиозных и межконфессиональных отношениях. Но главным конфессионально-составляющим звеном было православие [2, с.53]. Нужно сказать, что Русская православная церковь была закреплена как господствующая на законодательном уровне. Государство при взаимодействии с религиями отдавало предпочтение Православной церкви. Именно государство осуществляло взаимосвязь с Церковью в сфере социального служения и всячески оказывало поддержку ей. Стоит отметить, многие структуры, созданные государством, в частности, Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны (ведомство по управлению благотворительной деятельностью в Российской Империи) включали в себя представителей от госучреждений, церковного служения и светских отдельных лиц [3, с.118]. Так, к 1917 году в Российском государстве действовала четкая система, механизм социального служения, основанный на религиозных духовных ценностях. Несомненно, этому способствовала существовавшая религиозная ситуация, которая характеризовалась своей устойчивостью.

После октября 1917 года ситуация резко меняется. Большевистская власть отделяет Церковь от государства, лишает ее права юридического лица и право иметь какую-либо собственность. В целях у нынешней власти — не взаимодействие с Церковью, а изолирование ее от общества. Так, начинается период длительной конфронтации между этими институтами. Механизм социального служения и социальной работы Церкви в таких условиях был быстро разрушен. Отбросив многовековые традиции взаимодействия светский и религиозных структур в сфере социального служения, светское государство начало создавать свою систему социального обеспечения. Так, в 1918 году образовывается Наркомат Социального обеспечения. Благотворительная же деятельность религиозных объединений подвергается критике, а впоследствии вообще запрещается. К примеру, в 1932 году принимается Закон о кассах взаимопомощи. Но на религиозные объединения он не распространяется.

Стоит отметить о сыгравшем роковую роль в социальном служении того времени Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» от 8 апреля 1929 года. Там, в статье 17 говорилось о том, что религиозным объединениям запрещалось: «1) создавать кассы взаимопомощи; 2) оказывать материальную поддержку своим членам; 3) организовывать как специальные детские, юношеские, женские молитвенные и другие собрания, так и общие библейские, литературные, трудовые, по обучению религии и т.п. собрания, группы, кружки, отделы, а также устраивать экскурсии и детские площадки, открывать библиотеки и читальни, организовывать санатории и лечебную помощь» [4, с.87].

По мнению составителей данного Постановления, советников юстиции, «благотворительность церковная — это есть использование материальных средств Церкви для привлечения к религии людей. Эти унизительные для человека в нашем обществе предположения несовместимые с его достоинством, правами и обязанностями» [4, с.301]. Также представителям конфессий напоминалось о том, что законодательством о культах церковная благотворительность запрещена, и религиозные объединения не могут заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме удовлетворения своих религиозных потребностей.

Конечно, религиозные объединения продолжали заниматься благотворительностью, так как эта социальная деятельность не может быть отделена от духовной. Нужно вспомнить христианский принцип «Вера без бел мертва», где к понятию «дела» относятся и дела благотворительности, и милосердия, и взаимопомощи. Однако благотворительная деятельность Церковью осуществлялась не в полном своем масштабе. И если информация об этом доходила до власти, то к виновным применялись различного вида санкции.

Только после 1985 года религиозная ситуация в стране стала постепенно меняться. Связано это было, прежде всего, со сменой социальной парадигмы, с пересмотром политики со стороны государства в отношении религии и Церкви. Предоставление свободы вероисповеданию означало не только возвращение религиозным объединениям ранее отобранных у них культовых зданий, но и свободу возрождения в полном объеме социального служения. Приблизительно на рубеже 80-90-х гг. в средствах массовой информации стали появляться рассуждения о долгожданной реабилитации благотворительности религиозных объединений. Немного позднее, в 1995 году был утвержден Закон РФ «О благотворительности и благотворительной деятельности», а еще через два года — в 1997 году Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях. В обоих нормативных актах государство поддерживает благотворительность на законодательном уровне [5, с.7].

Если говорить о современном этапе, то нужно отметить, что сегодня многие государственные учреждения тесно сотрудничают с Церковью в контексте благотворительности. К ним следует отнести и наш Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Относительно недавно, на территории университета был построен православный храм и освящен в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия. Также учреждена несколько лет назад в структуре Гуманитарного института кафедра философии и религиоведения.

Сегодня Русская православная церковь имеет специальный Отдел по церковной благотворительности и социальному служению, с которым взаимодействует наш университет. В Римско-католической церкви России действует благотворительная организация «Каритас», у Союза евангельских баптистов — Департамент по милосердию, у некоторых Духовных управлений мусульман — Ассоциации милосердия и т.д.

Также идет возрождение традиционных форм благотворительности, направленных на самые различные группы и слои населения, в том числе и на появляющиеся новые категории нуждающихся, например, например, мигранты, ВИЧ-инфицированные, наркоманы, попавшие в различные тоталитарные секты и т.д.

Список литературы

  1. Нещеретный П.И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. М. 1993. — 11с.
  2. Максимов Е.Д. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. — СПб., 1894. 243 с.
  3. Стог А.Д. Об общественном призрении в России: в 2 частях. — СПб, 1818. Ч. 1. 221 с.
  4. Законодательство о религиозных культах. Сб. материалов и документов. М., 1971.
  5. Добрускин М.Е. О социальных функциях Церкви (на материалах Русской Православной Церкви) // Социологические исследования, 2012. №4. 11 с. [Электронный ресурс]: http://ecsocman.hse.ru/data/035/788/1219/ 009.DOBRUSKIN.pdf (Дата обращения: 22.05.2019)