Проблемы подготовки бакалавров туризма к анимационной деятельности в условиях обучения в вузе

NovaInfo 16, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

Данная статья посвящена актуальным вопросам системы подготовки бакалавров туризма с практической точки зрения. Проблема формирования компетенций будущих специалистов туризма и анимации в туризме. Исследованы мотивационные особенности готовности студентов к анимационной деятельности.

Ключевые слова

МОТИВАЦИЯ, ТУРИЗМ, АНИМАЦИЯ, КОМПЕТЕНЦИИ, БАКАЛАВР, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Текст научной работы

Туризм — явление многогранное, отражающее социальные условия жизни современного человека. В связи с глобализацией туризма, мобильностью людей, повышением уровня доходов и склонностью путешествовать, современная модель подготовки конкурентоспособного специалиста для сферы туризма в значительной мере состоит из формирования профессиональных компетенций, базирующихся на профессиональных навыках и практическом опыте, полученном за время обучения в вузе и на местах учебных и производственных практик.

Понятие «анимация» имеет латинское происхождение (aniта — ветер, воздух, душа; animatus — одушевление) и означает воодушевление, одухотворение, стимулирование жизненных сил, вовлечение в активность.

В Туристском терминологическом словаре анимационное обслуживание определено как оживление программ развлечений, отдыха и досуга туристов. Анимация — это деятельность по разработке и осуществлению специальных программ проведения свободного времени, организация развлечений и спортивного проведения досуга.

Туристская анимация — это туристская услуга, при оказании которой турист вовлекается в активное действие. Основана на личных контактах аниматора с туристами, на совместном участии их в развлечениях, предлагаемых анимационной программой туркомплекса.

Подготовка профессиональных кадров, представляющих сферу профессиональной деятельности в условиях туристского продукта, а так же владеющих знаниями, умениями и навыками организации анимационных услуг, позволит выпустить компетентных специалистов, отвечающих современным требованиям и тенденциям. Туристская анимация призвана взаимодействовать с туристами, посредством развлекательных, культурно-досуговых, спортивно-оздоровительных, рекреационных и других программ.

Однако туристская анимация как отмечают исследователи Российской международной академии туризма И.И. Булыгина, Н.И. Гаранин, замедленными темпами проникает в деятельность туристских комплексов и в структуру туристского продукта вследствие отсутствия штата профессиональных специалистов, методик и алгоритмов их деятельности. А так же в виду отсутствия навыков и практических умений, не сформированных у будущих специалистов в сфере туризма за время обучения в вузе.

Особый интерес для нашего исследования представляли научные труды М.Б. Биржакова, А.Д. Чудновского, Т.И. Гальпериной, Н.И. Гаранина, И.И. Булыгиной, Л.В. Курило, Г.А. Аванесовой, Е.М. Приезжевой, внесшие значительный вклад в развитие и становление анимации как сегмента туристского рынка. Вклад прикладного характера в формировании туристской анимации региона внесли работы профессора ЮУрГУ, д.п.н. Т.Н. Третьяковой.

Научные труды представленных авторов в большей степени носят теоритический характер, а методическому сопровождению учебных программ «Технология организации анимационной деятельности», «Менеджмент туристской анимации» и т.д., содержанию и структуре педагогического процесса формирования готовности к анимационной деятельности бакалавров туризма в условиях вуза, соответствующего ФГОС ВПО третьего поколения направления подготовки «Туризм», не уделяется должного внимания.

Проблема повышения уровня профессиональной компетентности будущего бакалавра туризма, способного свободно и активно мыслить, моделировать производственно-технологический процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии в профессиональной деятельности является актуальной в современных социально-экономических условиях. Во-первых, профессионально компетентный бакалавр оказывает позитивное влияние на формирование своих творческих способностей и умений; во-вторых, сможет добиться лучших результатов в своей профессиональной деятельности; в-третьих, способствует реализации собственных профессиональных возможностей.

Мы можем полагать, что одной из основных целей подготовки кадров туристского профиля является разработка, теоретически обоснованного и реализованного на практике комплекса педагогических условий формирования готовности бакалавров туризма к анимационной деятельности в условия обучения в вузе.

Необходимо отметит, что согласно Федеральному государственному образовательному стандарту третьего поколения по направлению подготовки 100400 «Туризм», область профессиональной деятельности бакалавров включает разработку и реализацию туристского продукта, обладающего качествами, удовлетворяющими требования потребителей, организацию комплексного туристского обслуживания в основных секторах туристской индустрии. Объектами профессиональной деятельности бакалавров туризма являются так же индивидуальные и корпоративные клиенты и их потребности, туристский продукт, технологические процессы предоставления услуг туристской индустрии, средства размещения, предприятия питания, объекты экскурсионной деятельности, спортивно-оздоровительных услуг, средства транспорта, развлекательные объекты и т.д.

Бакалавры по направлению подготовки 100400 «Туризм» готовятся к таким видам профессиональной деятельности как проектная, производственно-технологическая, организационно-управленческая, сервисная. Данные виды профессиональной деятельности должны формировать у студентов в вузе, так как они непосредственно связанны с получением практических навыков и умений.

Поэтому, осмысление многообразия составляющих понятий «готовности»бакалавра туризма к анимационной деятельности позволило выделить категорию педагогических компетенций.

Компетенция (от лат.Competere –соответствовать, принадлежность по праву) — круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями и опытом.

Компетентный специалист — соответствующий, способный обладающий компетенцией; знающий, сведущий в определенной области.

Следовательно, компетентность есть по существу — обладание компетенцией; обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо. В нашем случае обладание компетенцией не только в сфере профессиональной деятельности бакалавра, но и обладание специфическими знаниями, позволяющими проектировать и реализовывать анимационную деятельность, как во время обучения в вузе, так и на предприятиях сферы сервиса и туризма. Знание профессиональных компетенций бакалавров туризма позволили нам наполнить содержание готовности к анимационной деятельности.

Таблица 1. Компетентностный подход формирования готовности бакалавров туризма к анимационной деятельности

Вид профессиональной деятельностии компетенции

Знания и умения необходимые для подготовки бакалавров туризма к анимационной деятельности

Проектная

  • владение теоретическими основами проектирования, готовностью к применению основных методов проектирования в туризме (ПК-1);
  • способность обрабатывать и интерпретировать с использованием базовых знаний математики и информатики данные, необходимые для осуществления проектной деятельности в туризме (ПК-2);
  • способность самостоятельно находить и использовать различные источники информации по проекту туристского продукта (ПК-3);
  • готовность к реализации проектов в туристской индустрии (ПК-4).
  • Умение разрабатывать анимационные проекты, концепции и сценарии с учетом востребованности и контингента туристов;
  • Умение анализировать отечественный и мировой опыт анимационной деятельности;
  • Умение применять элементы анимации при проектировании туристских программ;
  • Умение проектировать анимационные программы с учетом возрастных, этнических, психологических особенностей туристов;
  • Знание модели специалиста туристской анимации и т.д.

Производственно-технологическая

  • готовность к разработке туристского продукта на основе современных технологий (ПК-5);
  • способность к реализации туристского продукта с использованием информационных и коммуникативных технологий (ПК-6).
  • Знание технологий организации анимационной деятельности;
  • Умение разрабатывать анимационные программы и сценарии с учетом востребованности и контингента туристов;
  • Умение организовать материально-техническое обеспечение анимационных программ;
  • Знание технологий организации анимационной деятельности;
  • Знание классификаций и типологий туристов и т.д.

Организационно-управленческая

  • способность к работе в трудовых коллективах предприятий туристской индустрии (ПК-7);
  • способность организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения в организации туристской деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства (ПК-8);
  • умение рассчитать и оценить затраты по организации деятельности предприятия туристской индустрии (ПК-9).
  • Умение организовать работу в коллективе и группе туристов;
  • Умение взаимодействовать в игровой и театральной форме с аудиторией;
  • Умение грамотно формировать бюджет анимационных программ и оценивать затраты;
  • Умение оперативно и профессионально организовать анимационное мероприятие и т.д.

Сервисная

  • способность использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации в туристской индустрии (ПК-10);
  • способность к эффективному общению с потребителями туристского продукта (ПК-11);
  • умение организовать процесс обслуживания потребителя (ПК-12).
  • Знание основных индивидуальных потребностей и психофизиологических возможностей человека;
  • Знание структуры туристского обслуживания;
  • Знание основных нормативно-правовых документов в сфере анимационного сервиса;
  • Знание истории анимационного и сервисного дела в России и за рубежом и т.д.

С целью изучения мотивационных особенностей и отношения выпускников направления «Туризм» к анимационной деятельности и интеграции ее в образовательное пространство студентам была предложена анкета. В опросе приняли участие 25 человек. Анализ представленных ответов показал следующие результаты.

На вопрос, какую роль играют анимационные технологии и обучение им бакалавров туризма, студенты ответили следующим образом:

Мнение студентов о роли анимационных технологий в туризме и обучение им</em>
Рисунок 1. Мнение студентов о роли анимационных технологий в туризме и обучение им

Анализируя вопрос: Как вы оцениваете свою готовность к анимационной деятельности, были получены данные, которые представлены на рис. 2.

Мнение студентов о том, как они оценивают свою готовность к анимационной деятельности</em>
Рисунок 2. Мнение студентов о том, как они оценивают свою готовность к анимационной деятельности

Желание студентов заниматься анимационной деятельностью профессионально большинство респондентов дали положительные ответы, которые представлены на рис. 3.

Желание студентов заниматься анимационной деятельностью профессионально</em>
Рисунок 3. Желание студентов заниматься анимационной деятельностью профессионально

Мнение студентов о необходимости приобретения знаний и практических умений в области организации досуга и основ туристской анимации (Программы анимационных школ, стажировки, семинары, курсы, методические пособия и т.д.) отражен на рис. 4.

Мнение студентов о том необходимо ли формировать практические навыки анимационной деятельности в условиях вуза</em>
Рисунок 4. Мнение студентов о том необходимо ли формировать практические навыки анимационной деятельности в условиях вуза

Анализируя вопрос: Позволит ли анимационная деятельность повысить качество подготовки и компетентность будущих бакалавров туризма, ответы студентов дали положительный результат, представленный на рис. 5.

Мнение студентов о том, повысит ли анимационная деятельность качество подготовки и компетентности бакалавров туризма</em>
Рисунок 5. Мнение студентов о том, повысит ли анимационная деятельность качество подготовки и компетентности бакалавров туризма

Исходя из данных, представленных в диаграммах можно сделать вывод о том, что анимационная деятельность является неотъемлемой частью подготовки будущих бакалавров туризма. Способствует формированию осознанного отношения к досугу, пониманию его роли и практическому использованию в педагогической деятельности.

Как показало анкетирование, выпускники считают, что роль анимационной деятельности в подготовке бакалавров туризма высока. Студенты имеют желание и хотят заниматься анимационной деятельностью профессионально, но оценивают свой уровень знаний и практических умений в данном направлении на среднем и низком уровне. Так же анализ ответов показал, что на данный момент существует ряд проблем связанных с подготовкой студентов к профессиональной деятельности, в том числе не развитая система дополнительных мероприятий: стажировок за границей и на отечественных предприятиях сферы туризма, туристских программ и конкурсов, сервисных и анимационных школ и т.д., позволяющих применять теоретические знания на практике.

Полученные результаты позволили нам судить о том, что необходим комплексный подход педагогического процесса подготовки будущих бакалавров туризма, включающий ряд мероприятий, а именно создание модели готовности бакалавра туризма к анимационной деятельности, спецпрактикум и методическое сопровождение образовательных программ, создание системы анимационных мероприятий и сервисной школы.

В заключение отметим, что, как представляется, использование анимационной деятельности в образовательном процессе высшего учебного заведения позволяет создать условия для активизации сознательного отношения студентов к будущей профессиональной деятельности.

Читайте также

Список литературы

  1. Гаранин Н.И., Булыгина И.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации. – М.: Советский спорт, 2003.
  2. Голованова Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике // Педагогика. 2007.
  3. Курило Л.В. Теория и практика анимации: Ч.1. Теоретические основы туристской анимации: Учебное пособие. - М., Советский спорт, 2006.
  4. Мамбеков Е.Б. Организация досуга во Франции: Анимационная модель: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Мамбеков Е.Б.; Гос. ин-т культуры. - СПб., 1992.
  5. Приезжева Е.М. Социально - культурная анимация в туризме: Учеб.-метод. пособие: - М.: Турист, 2003.
  6. Шульга И.И. Педагогическая анимация в практике социального воспитания за рубежом // Школьные технологии. 2008.
  7. Ярошенко Н. Н. Социально - культурная анимация: Учебное пособие. - М., РЗИ МГУКИ, 2000.

Цитировать

Портных, А.В. Проблемы подготовки бакалавров туризма к анимационной деятельности в условиях обучения в вузе / А.В. Портных. — Текст : электронный // NovaInfo, 2013. — № 16. — URL: https://novainfo.ru/article/1786 (дата обращения: 29.03.2023).

Поделиться