Производственная практика у студентов по направлению подготовки «Агрономия»

NovaInfo 58, с.357-361, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 56
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассматриваются основные организационно-методологические положения производственной практики у студентов, обучающихся по направлению «Агрономия».

Ключевые слова

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, БЕЗОПАСНОСТЬ, АГРОНОМИЯ, СТУДЕНТЫ, ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА, НАВЫКИ, КОМПЕТЕНЦИИ

Текст научной работы

Производственная практика является одним из важных элементов учебного процесса подготовки студентов по направлению «Агрономия» и способствует, наряду с другими видами практик, закреплению и углублению теоретических знаний студентов, полученных при обучении, умению ставить задачи, анализировать полученные результаты и делать выводы, приобретению и развитию навыков самостоятельной профессиональной работы [2,14].

Целью производственной практики является закрепление теоретических знаний, приобретение практических навыков и умений при выполнении профессиональных обязанностей агронома, приобщение студента к социальной среде организации с целью приобретения социально-личностных компетенций, необходимых для работы в профессиональной среде [1,2].

Основными задачами производственной практики являются:

  • приобретение навыков и опыта работы по специальности на агрономических должностях;
  • личное участие в весенних полевых работах в хозяйстве;
  • освоение современных зональных систем земледелия;
  • анализ состояния растениеводства, кормопроизводства, животноводства, системы семеноводства, мелиорации земель, защиты посевов от сорняков, вредителей и болезней, плодоводства и овощеводства;
  • освоение технологий возделывания сельскохозяйственных культур и системы контроля за технологическими процессами, качеством сырья и готовой продукции;
  • знакомство с организацией сбыта продукции, рынками сбыта;
  • изучение форм организации и оплаты труда;
  • участие в пропаганде и внедрении научных достижений;
  • постановка полевых и производственных опытов по теме выпускной квалификационной работы;
  • анализ состояния дел по безопасности жизнеобеспечения.

Производственная практика направлена на получение студентами первичных профессиональных умений и навыков. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально - практическую подготовку обучающихся. Производственная практика базируется на теоретическом освоении таких дисциплин, как: современные проблемы в агрономии, адаптивное растениеводство, технология производства высококачественной продукции растениеводства, технология производства овощей в закрытом грунте, воспроизводство плодородия почв [4,7,8].

Прохождение студентами производственной практики является составной частью учебного процесса и необходимо для последующего изучения ими большинства дисциплин профессионального цикла [10].

Местом прохождения производственной практики являются, как правило, сельскохозяйственные организации (КФХ, агрокомплексы, ФГБУ Госсорткомиссия, Россельхознадзор и др.). Практика проходит под контролем научного руководителя студента и руководителя научно-исследовательского подразделения. Проведение практики планируется в весенне-летний период (апрель-август) [2,5].

Студенты проходят производственную практику по направлению Агрономия в соответствии с договорами, заключенными университетом с базовыми хозяйствами агропромышленного комплекса в качестве агрономов хозяйств. Сроки проведения производственной практики определяются рабочим учебном планом. Студенты, проходящие производственную практику, обязаны подчиняться правилам внутреннего распорядка, принятым в хозяйстве. Труд студентов-практикантов оплачивается предприятием в соответствии с выполненной работой [2,12,13].

Во время прохождения производственной практики студенты по направлению «Агрономия» занимаются научно-исследовательской деятельностью. Научно-исследовательская деятельность проводится с целью сбора, анализа и обобщения актуальной научной проблемы, научного материала, разработки оригинальных научных идей для подготовки выпускной квалификационной работы [2,6].

Производственная практика состоит из 6 этапов:

  1. Подготовительный этап. Инструктажи по технике безопасности (вводные и на рабочем месте). Ознакомление с режимом работы предприятия и его подразделений (служб). Сбор необходимого материала для прохождения практики.
  2. Производственный этап. Краткая характеристика предприятия.
  3. Работа в должности агронома хозяйства.
  4. Обработка и анализ полученных результатов.
  5. Выполнение индивидуального задания для углубленного изучения материала по теме выпускной квалификационной работы.
  6. Написание и оформление отчета по практике согласно требованиям.

Поскольку производственная практика у студентов по направлению “Агрономия” проходит в производственных цехах, на территории сельскохозяйственных предприятий и на полях, где всегда присутствуют опасные и вредные факторы, то требуется соблюдение мер по обеспечению безопасности студента [1,5,9].

Студент на производственной практике должен соблюдать такие меры как,

  1. избежание несчастных случаев на транспорте;
  2. общие правила безопасной организации труда;
  3. соблюдение требований электробезопасности;
  4. требования безопасности при прохождении практики в полевых условиях;
  5. общие положения техники безопасности в технопарках, производственных цехах переработки продукции сельского хозяйства, на технологических машинах;
  6. правила противопожарной безопасности;
  7. Оказание доврачебной помощи пострадавшему;
  8. охрана окружающей среды [2,3,11].

Таким образом, производственная практика является обязательной частью учебного процесса, поскольку она закрепляет теоретические знания, помогает в изучении профессиональных дисциплин. В результате прохождения производственной практики студент - бакалавр должен приобрести практические навыки, умения и профессиональные компетенции с учетом охватываемых видов деятельности: способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности; способностью использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ [1,2].

Читайте также

Список литературы

  1. Еникиев, Р. И. Научно-исследовательская работа в магистратуре сельскохозяйственных направлений подготовки [Текст] / Р. И. Еникиев // NovaInfo.Ru – 2016 - №43 – С. 283-287.
  2. Еникиев, Р. И. Производственная и научно-исследовательская практики у магистров направления подготовки «Агрономия» [Текст] / Р. И. Еникиев // NovaInfo.Ru – 2016 - №43 – С. 293-296.
  3. Зиатдинова Ф.Н., Стратегия Инвидуально-ориентированного образования: опыт гуманизации образовательного процесса [Текст] / Ф. Н. Зиатдинова, И. Р. Батыршин, И. В. Климова и др. // Искусство и образование – 2009 - №7 – С. 22-30.
  4. Исламгулов, Д. Р., Компетенция – основа реализации цели ФГОС [Текст] / Д. Р. Исламгулов, Т. Н. Лубова // Актуальные проблемы преподавания социально-гуманитарных, естественно-научных и технических дисциплин в условиях модернизации высшей школы: материалы международной научно-методической конференции / Башкирский ГАУ. – Уфа, 2014. - С. 133-137.
  5. Исламгулов, Д. Р., Научно-исследовательская работа студентов – важнейший элемент подготовки специалистов в аграрном вузе [Текст] / Д. Р. Исламгулов // Проблемы практической подготовки студентов в вузе на современном этапе и пути их решения: сборник материалов научно-методической конференции / Башкирский ГАУ. – Уфа, 2007. - С. 20-22.
  6. Исламгулов, Д. Р. Применение профессиональных стандартов при разработке основных профессиональных образовательных программ [Текст] / Д.Р. Исламгулов, Т.Н. Лубова // Реализация образовательных программ высшего образования в рамках ФГОС ВО: материалы Всероссийской научно-методической конференции в рамках выездного совещания НМС по природообустройству и водопользованию Федерального УМО в системе ВО. / Башкирский ГАУ. - Уфа, 2016. - С. 161-170.
  7. Лубова, Т. Н., Использование тестирования в организации самостоятельной работы обучающихся [Текст] / Т. Н. Лубова, Д. Р. Исламгулов // Современный научный вестник – 2015 - №1 – С. 44-48.
  8. Лубова, Т.Н. Организация самостоятельной работы обучающихся [Текст] / Т.Н. Лубова, Д.Р. Исламгулов // Реализация образовательных программ высшего образования в рамках ФГОС ВО: материалы Всероссийской научно-методической конференции в рамках выездного совещания НМС по природообустройству и водопользованию Федерального УМО в системе ВО. / Башкирский ГАУ. - Уфа, 2016. - С. 214-219.
  9. Лубова, Т. Н., Оценка качества образования в рамках компетентностного подхода [Текст] / Т. Н. Лубова, Д. Р. Исламгулов // Актуальные проблемы преподавания социально-гуманитарных, естественно-научных и технических дисциплин в условиях модернизации высшей школы: материалы международной научно-методической конференции / Башкирский ГАУ. – Уфа, 2014. - С. 189-192.
  10. Лубова, Т. Н. Организация самостоятельной работы обучающихся [Текст] / Т. Н. Лубова, Д. Р. Исламгулов // Актуальные вопросы бухгалтерского учета, статистики и информационных технологий: сборник научных статей / Башкирский ГАУ. - Уфа, 2016. - С. 48-53.
  11. Мухамадеев, И. Г. Всесторонняя диагностика личности студента как необходимое условие управления качеством образования [Текст] / И. Г. Мухамадеев // Инновационные методы в преподавании социально-гуманитарных наук в вузах и ссузах: материалы Республиканской научной конференции / Башкирский ГАУ. – Уфа, 2012. - С. 69-72.
  12. Мухамадеев, И. Г. Использование психодиагностических методик студентами как реализация инновационных тенденций в профессиональном образовании [Текст] / И. Г. Мухамадеев // Инновационные методы преподавания в высшей школе: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Башкирский ГАУ. – Уфа, 2010. - С. 47-48.
  13. Мухамадеев, И. Г. Кадровое обеспечение как приоритетное направление экономического развития АПК [Текст] / И. Г. Мухамадеев // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика. Материалы научно-практической конференции – 2011.– С.170-172.
  14. Мухамадеев, И. Г. Современные учебно-методические пособия [Текст] / И. Г. Мухамадеев // Современный мир: экономика, история, образование, культура: сборник научных трудов / Башкирский ГАУ. – Уфа, 2009. - С. 140-142.

Цитировать

Еникиев, Р.И. Производственная практика у студентов по направлению подготовки «Агрономия» / Р.И. Еникиев, Р.Р. Камалов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 58. — С. 357-361. — URL: https://novainfo.ru/article/10902 (дата обращения: 05.10.2022).

Поделиться