Педагогические условия формирования семейно-нравственных ценностей у школьников во внеурочной деятельности

NovaInfo 120, с.123-125, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC, УДК 371

Аннотация

В статье раскрыто содержание педагогических условий формирования семейно-нравственных ценностей у школьников во внеурочной деятельности. Приведена характеристика понятия и содержания таких категорий, как: нравственность, ценность, внеурочная деятельность. Статья будет полезна руководителям общеобразовательных учреждений, педагогическим работникам, студентам педагогических вузов.

Ключевые слова

МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ, ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ, ЦЕННОСТЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Текст научной работы

Проблема формирования нравственной личности на современном этапе развития российского общества стоит особенно остро. Несмотря на значительные усилия государства по повышению экономического и социального уровня жизни, все еще наблюдается духовно-нравственный кризис в современной подростковой и молодежной среде. В формировании нравственной личности первостепенную роль играет семья и ее ценностные ориентиры, но и школьное образование имеет важное значение в формировании нравственного облика обучающегося.

На сегодняшний день в педагогической науке накоплен достаточный научный фонд знаний по проблемам нравственного воспитания детей и юношества, однако приходится признать, что в силу социальных модернизаций и преобразований, он несколько устарел и требует осмысления в свете общественных изменений. Не случайно, в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» внесены поправки, связанные с процессом воспитания, как неотъемлемой части образования, а в деятельность образовательных организаций общего образования с 1 сентября 2020 года введены программы воспитания, призванные помочь реализовать воспитательный потенциал образовательной организации. Для воспитательного процесса больше возможностей открывается во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность образовательных организаций, в рамках реализации ФГОС, осуществляется в формах, отличных от классно-урочной и направлена, главным образом, на формирование и реализацию индивидуальных способностей, склонностей и интересов обучающихся в разнообразной деятельности по пяти основным направлениям: духовно-нравственное; физкультурно-спортивное и оздоровительное; социальное; общеинтеллектуальное; общекультурное.

Формы организации внеурочной деятельности включают в себя факультативы, учебные курсы по выбору, кружки, секции, клубы, детские и юношеские организации, школьные научные общества, общественно-полезные практики, военно-патриотические объединения и т.д., и определяются каждой образовательной организацией самостоятельно [4].

Для организации внеурочной работы по формированию семейно-нравственных ценностей у школьников необходимо четкое понимание того, что представляют семейно-нравственные ценности. В словаре С.И. Ожегова понятие «ценность» рассматривается, в том числе, как «важность, значение», т.е. то, что имеет личностное значение для человека. В представлении К.М. Хорунженко ценность — это то, что «свято для человека, класса, группы, общества в целом, их убеждения и предпочтения, выраженные в поведении. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей» [5, с.533]. Следовательно, ценности — это реальные ориентиры поведения человека, вовлеченные в его жизнедеятельность, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. Различают духовные, материальные и общественно-политические ценности. Нравственные ценности относят к категории духовных ценностей.

Представителем зарубежной гуманистической психологии А. Маслоу выделены такие ценности как истина, добро, красота, справедливость, порядок. Эти ценности ученый относит к высшим. И ценности более низкого порядка — покой, сон, отдых, безопасность и др.

В современной науке понятие «ценность» выступает как междисциплинарная категория. Его используют философия, социология, культурология, психология, педагогика.

Педагогическая наука рассматривает понятие «нравственные ценности» как установки, ориентации человека, которые определяют его отношение к миру, к людям, к самому себе. Они усваиваются индивидом не только через интеллектуальную сферу, но и посредством эмоциональной сферы, поскольку тесно связаны с системой чувств, переживаний, стремлений и желаний. Вместе с тем, формирование нравственных ценностей не сводится только к освоению системы знаний о нравственности и эмоциональном отношении к поступкам, этот процесс должен непременно включать в себя практическую деятельность, связанную с решением практических задач нравственного содержания, выработки умений и навыков нравственного поведения. Здесь перед родителями и педагогами стоит достаточно сложная задача: трансляция ребенку этических норм и правил, требование и контроль за их соблюдением, но не только. Гораздо важнее сформировать у детей определенное отношение к этим нормам, потребность и желание следовать хорошему и противостоять плохому. Нравственные ценности отражают представление о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии, и другие категории, с помощью которых человек способен оценить житейские ситуации, поступки других, свое собственное поведение. Признаками нравственных ценностей личности являются ответственность, совесть, отношение к наказанию и др.

Доктор социологических наук, Бояк Т.Н. уточняет, что «восприятие личностью нравственных ценностей общества в первую очередь осуществляется на уровне ее сознания. В процессе познания ценностей человек осуществляет выбор необходимых для него ценностей, оценивает собственные действия, а также мысли и поступки других людей в соответствии с представлениями о должном, необходимом, ценном» [3, с.43]. Ученый видит основу формирования системы нравственных ценностей у индивида в становлении его морального сознания. Структурными элементами сознания личности являются: принципы и убеждения; система оценок (одобрение, осуждение); нравственное сопереживание, чувства; познание и осмысление общественных норм, требований, ценностей; взгляды, идеи, представления, идеалы.

Автор отмечает, что система нравственных ценностей личности раскрывается как в проявлениях морального сознания, так и в ее поведении.

В процессе нравственного воспитания у человека формируется такое качество как нравственность, которая основана на системе усвоенных нравственных ценностей и проявляется в устойчивых положительных привычках, нормах поведения в межличностных отношениях и общении.

Подход к категоризации ценностей определяет вектор воспитательных мероприятий, осуществляемых в образовательной организации — это аккуратная и постепенная пропедевтическая работа по подготовке подростков к будущей семейной жизни, актуализация положительного отношения к семье и отношениям в ней.

В педагогической деятельности, обращенной к формированию семейно-нравственных ценностей школьников, особое внимание следует обращать к возрасту воспитанников. Дети и подростки обладают высокой сензитивностью к формированию идеала, следуя этой особенности, можно благоприятно воздействовать на формирование у обучающихся образа благополучной семьи. Учитывая возрастные особенности подростков, у которых в этот возрастной период проявляется интерес к себе, к самопознанию, к саморазвитию, можно успешно удовлетворять их потребность в интимно-личностном общении посредством вовлечения во внеурочную работу. В этот период подросток активно ищет социальные ориентиры и может выступать как активный субъект воспитания, способный преодолевать негативные средовые влияния. Актуализация потенциала саморазвития подростка, его стремление осознавать значение собственных действий и их закономерностей позволяет успешно осуществлять педагогические действия по формированию семейно-нравственных ценностей школьников.

Организация такого процесса возможна в условиях взаимодействия семьи и школы. В этой связи встает вопрос о педагогических условиях формирования семейно-нравственных ценностей школьников.

Анализ педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что однозначной формулировки понятия «педагогические условия» на сегодняшний день не существует. У разных авторов мы находим разные трактовки. В работах А.Ф. Аменда, Н.Ю. Посталюк, Н.М. Яковлевой и др. условия определены как совокупность мер, способствующих повышению эффективности педагогического процесса. Н.М. Борытко под педагогическим условием понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [2].

В работах ряда авторов, посвященных проблемам нравственного воспитания школьников (М.В. Артемьева, Б.Л. Вульфсон, Н.А. Менчинская, Н.Э. Чернявская), педагогические условия нравственного воспитания во внеурочной деятельности представлены в виде следующей иерархической структуры:

  • принципы организации;
  • требования к образовательному процессу;
  • методы и формы воспитания.

О.А. Ус, исследуя проблему формирования нравственных качеств подростков во внеучебной работе, выделяет следующие педагогические условия:

  • принципы организации нравственного воспитания подростков;
  • содержание внеучебной воспитательной деятельности;
  • формы и методы воспитания, обеспечивающие соответствие внеурочной деятельности требованиям к ее организации и содержанию [6, с.68].

С.П. Акутина определяет пять групп педагогических условий эффективного формирования у школьников семейно-нравственных ценностей:

1 группа: усвоение школьниками эмоционально окрашенной совокупности знаний и представлений относительно себя как будущего семьянина;

2 группа: вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс по решению задач формирования готовности подростков к семейной жизни, просвещение родителей по формированию у них ценностей семьи, осознанного родительства;

3 группа: формирование фамилистической компетенции педагогов для успешной реализации профессиональной деятельности в данном аспекте;

4 группа: эффективное управление педагогическим управлением семьи и школы по формированию у школьников семейно-нравственных ценностей;

5 группа: включение школьников в волонтерскую и исследовательскую деятельность по изучению и освоению традиционных семейно-нравственных ценностей [1, с. 12].

Проведенный анализ исследований, позволил сконструировать педагогические условия формирования семейно-нравственных ценностей у школьников. Содержание педагогических условий составляют: учет возрастных особенностей школьников, в том числе опыт конструктивного взаимодействия с социумом; учет социокультурных условий с вовлечением во внеурочную деятельность родителей, законных представителей школьников; деятельностный характер воспитания и его нравственная направленность и, конечно же, набор педагогических технологий внеурочной деятельности.

Таким образом,педагогические условия формирования семейно-нравственных ценностей включают в себя принципы организации названного процесса, нравственную направленность содержания внеурочной деятельности школьников, формы организации работы, включающие взаимодействие образовательной организации и семьи.

Читайте также

Список литературы

  1. Акутина, С.П. Формирование у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы / С.П. Акутина: автореф. дис…докт. пед. наук: Нижний Новгород. — 50 с.
  2. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / науч. ред. Н.К. Сергеев. — Волгорад: Перемена, 2000. — 225 с.
  3. Бояк, Т.Н. Содержание понятия «духовно-нравственные ценности» / Т.Н. Бояк // Вестник бурятского государственного университета. — 2015. Вып. 14А. — С.42- 45
  4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» [Электронный ресурс] https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318/
  5. Хорунженко, К.М. Культурология. Энциклопедический словарь / К.М. Хорунженко. — Ростов н/Дону: Феникс. — 1997. — 639 с.
  6. Ус, О.А. Педагогические условия формирования нравственных качеств у подростков во внеурочной деятельности / О.А. Ус // Вестник АГУ. Выпуск 3 (203) 2017. — С. 64 — 69

Цитировать

Андреева, О.В. Педагогические условия формирования семейно-нравственных ценностей у школьников во внеурочной деятельности / О.В. Андреева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2020. — № 120. — С. 123-125. — URL: https://novainfo.ru/article/18159 (дата обращения: 20.08.2022).

Поделиться