Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности

NovaInfo 133
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 15
CC BY-NC

Аннотация

В статье описаны методические рекомендации по организации внеурочной деятельности с учётом рекомендаций ФГОС. Внеурочная деятельность строиться на основных педагогических принцах и регламентируется Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, ФГОС и Федеральным законом об образовании.

Ключевые слова

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ФГОС, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Текст научной работы

Современное российское образование направлено на систематизацию всех процессов обучения. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) общего образования процесс обучения конкретным предметам осуществляется в том числе и через внеурочную деятельность. ФГОС дает четкое определение внеурочной деятельности, а также основные методические рекомендации по организации внеурочной деятельности.

ФГОС общего образования определяют общее количество часов внеурочной деятельности на каждом уровне общего образования, которое составляет:

  • до 1350 часов на уровне начального общего образования;
  • до 1750 часов на уровне основного общего образования;
  • до 700 часов на уровне среднего общего образования.

Образовательная организация в праве сама определять объём часов внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность является обязательной в образовательном процессе и реализуется по пяти направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Формы и виды внеурочной деятельности также определяются общеобразовательной организацией самостоятельно, в зависимости от потребностей обучающихся.

Внеурочная деятельность может осуществляться в каникулярное время в различных формах: лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т. д.

Внеурочная деятельность в образовательной организации должна строиться на основных педагогических принципах: принцип гуманистической направленности, принцип системности, принцип вариативности, принцип креативности, принцип успешности и социальной значимости.

Принцип гуманистической направленности заключается в поддержании интересов обучающихся, создании условий для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения.

Принцип системности заключается во взаимосвязи со всеми участниками внеурочной деятельности, урочной деятельностью, системами воспитания школьников.

Принцип вариативности заключается в разнообразии форм и способов организации внеурочной деятельности.

Принцип креативности заключается в развитии творческих способностей обучающихся.

Принцип успешности и социальной значимости заключается в развитии у обучающихся социально значимых компетенций, которые он сможет применить в жизни.

Существуют различные типы образовательных программ внеурочной деятельности: комплексные образовательные программы, тематические образовательные программы, образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (первого, первого и второго, второго и третьего и т. д.), образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности, возрастные образовательные программы, индивидуальные образовательные программы для учащихся.

Любой тип образовательной программы внеурочной деятельности имеет свою структуру:

  • титульный лист;
  • введение или пояснительная записка;
  • перечень основных разделов программы, с указанием отпущенных на их реализацию часов;
  • требования к результатам освоения курса внеурочной деятельности учащимися (основание — ФГОС);
  • учебно-тематический план;
  • содержание изучаемого курса;
  • методическое обеспечение;
  • список литературы.

Титульный лист программы, как правило, содержит следующую информацию: наименование образовательного учреждения, гриф согласования программы, гриф утверждения программы руководителем образовательного учреждения, название курса внеурочной деятельности, фамилия, имя, отчество, должность ее автора (авторов), название населенного пункта, в котором реализуется программа, год разработки программы.

В введении или пояснительной записки выделены основная цель и задачи образовательной программы внеурочной деятельности. Дается информация о продолжительности курса и форме занятий (кружок, секция, клуб, студия, лаборатория, научное общество, может быть, даже малая академия наук и т.д.).

Образовательная программа внеурочной деятельности отражает суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий.

Стоит отметить, что при составлении образовательной программы внеурочной деятельности учитываются санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, в редакции изменений № 1, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 № 72).

Читайте также

Список литературы

  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
  2. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 года No 986, зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2011 года, регистрационный No 19682)
  3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года No 189 (дата обращения 22.03.2022)
  4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Григорьев М.: Просвещение, 2016.
  5. Рубин А.А. Юрченко З.В. Внеурочная работа по общественным предметам. // Преподавание истории в школе. 1991. N5 — с. 104.
  6. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] /Г.И. Щукина. — М.: Просвещение, 2012

Цитировать

Сабитова, В.Л. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности / В.Л. Сабитова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 133. — URL: https://novainfo.ru/article/19342 (дата обращения: 15.08.2022).

Поделиться