Определение педагогических условий для эффективной реализации профилактических мероприятий по преодолению опасных проявлений поведения подростков требует обращения к понятию «педагогические условия».
Понятие «педагогические условия» достаточно неоднозначно и многогранно. Рассмотрим понятие «условия». В словаре С.И. Ожегова это понятие трактуется следующим образом: «условие — 1. Обстоятельство, от которого что-нибудь зависит. 2. Требование, предъявляемое одной из договаривающихся сторон. 3. Устное или письменное соглашение о чем-нибудь, договоренность» [69, с. 839]. Таким образом, понятие «условие» должно взаимодействовать с каким-либо предметом или явлением, без которого его существование становится бессмысленным. Следовательно, сущность понятия «условие» в педагогической науке характеризуется взаимосвязью причин и обстоятельств. Педагогика использует понятие как «комплекс специально организованных обстоятельств и направлений педагогической деятельности, которые в совокупности определяют достижение эффективности результата процесса обучения на различных его этапах и в целом» [39, с. 14].
Одним из важнейших педагогических условий по организации работы с подростками, на наш взгляд, является учет возрастных особенностей школьников этого возраста. В нашем исследовании принимали участие школьники младшего и старшего подростковых возрастов. При этом ученики 7-х классов в большей мере являются младшими подростками, в то время как восьмиклассники — уже старшие подростки. Эти периоды имеют свои особенности. Перечислим основные возрастные характеристики подростков.
Возрастной период от 11 до 14 лет (младшие подростки) — период довольно сложный. Переход школьников из начальной школы в среднее звено является стрессом для многих детей, поскольку у них появляется необходимость выстраивания отношений с несколькими взрослыми — новыми учителями. Этот период, в психологическом плане, часто характеризуется падением самооценки, появлением проблем с дисциплиной и негативного отношения к школе, депрессивными состояниями. Ведущей деятельностью для младших подростков является общение со сверстниками. Для ребенка этого возраста личностно значимым становится его положение в коллективе, стремление занять «значимую» позицию в классе, выстраивание дружеских отношений с кем-то из ребят, проявление самостоятельности. Получение нового социального опыта, нового уровня общения со взрослыми напрямую связано со становлением самосознания школьника, уровень которого зависит от развития способности к рефлексии. При этом педагогу важно помнить, что в данный возрастной период учебная деятельность младших подростков, как-бы, уходит на второй план и является средством для самоутверждения, повышения самооценки за счет признания одноклассниками его значимости, как умного и начитанного товарища. В этой связи учителю важно создавать условия, при которых у каждого школьника появится возможность выделиться, получить достойную оценку у сверстников. С этой целью в образовательный процесс следует включать задачи творческого характера, в которых школьники могут проявить свою смекалку, находчивость. Работа в паре, в группе также является эффективной, поскольку ставит учеников в позицию принятия самостоятельных решений. Уроки, построенные по типу викторин, соревнований удовлетворят потребность младших школьников к группированию, находится в «в тусовке», а не быть самому по себе. Если же педагог не создает такие условия, то школьники самоутверждаются за счет нарушения дисциплины, что проявляется в проявлении драчливости, грубости, упрямстве, прямых конфликтах с учителями.
Возрастной период от 14 до 17 лет принято называть старшим школьным возрастом, или периодом ранней юности. К этому времени у школьников существенно расширяется диапазон социальных ролей и отношений, в связи с получением паспорта в 14 лет — меняется правовой статус. Многие школьники начинают задумываться о выборе будущей профессии, и соответственно, жизненного самоопределения, что становится центральной проблемой данного возраста. Школьники выпускных классов начинают испытывать переживания, страхи о будущем: «как я сдам ЕГЭ», «смогу ли я получить образование, о котором мечтаю», «даже не знаю, куда буду поступать», «вдруг мне не хватит баллов, чтобы поступить в намеченный вуз» и т.п.
На второй план уходят переживания, связанные со школой, многие школьники отмечают отношения со школой как формальные, безразличные. Появляется избирательное отношение к содержанию обучения на предмет его полезности в будущем, появляется внутренняя мотивация «на результат». Вместе с тем, в этом возрасте у школьников просыпается интерес к познавательной деятельности, к логике рассуждений, все больше проявляется потребность спорить, размышлять, анализировать, находить противоречия. Их интересуют нравственные проблемы, вопросы морали и смысла жизни. Подростки ставят себя на один уровень со взрослыми, повышается самостоятельность в принятии решений. Группировки старших подростков также актуальны, но уже носят более избирательный характер — по интересам, по единомыслию. Школьники способны противопоставить себя коллективу и учителю, отстаивая свое мнение и позицию. Для них уже не столь важно место, занимаемое в коллективе, гораздо важнее — автономия существования.
При организации работы с этой возрастной группой учителю важно учитывать потребность в самоопределении школьников, не реагировать на провокационный характер заявлений старшеклассников, контролировать свое поведении. Наиболее эффективным средством общения могут служить взаимодоговоренности, проявление внимания и уважения к достоинству учеников. В работе с ними использовать формы дискуссий, проблемных обсуждений, совершенно исключая назидательные интонации в общении.
Вторым педагогическим условием, на наш взгляд, является решение проблемы мотивации к реализации безопасного поведения. При этом, важным является перевод мотивов из внешних во внутренние.
Внешние мотивы связаны с воздействием на ребенка извне. Это могут быть похвала педагогов или родителей, различного рода соревнования, требования, угрозы, наказание, давление сверстников, родителей и т.д. Исходя из возрастных психологических особенностей подростков, внешние мотивы могут вызывать у ребенка напряжение, стремление к сопротивлению, конфликтность по отношению к окружающим. Поэтому педагогу очень важно иметь представление о возможной ответной реакции ребенка на внешнее воздействие, поскольку оно может спровоцировать подростка на опасное поведение.
Перевод мотивов из внешних во внутренние может состояться при задействовании личностно значимых смыслов, убеждений, позиций. Таким образом формируется самосознание подростков, подкрепленное способностью к глубокой рефлексии. Школьник, способный анализировать свои поступки и стремления к действиям, способный объяснить себе их мотивы, в большей степени станет реализовывать безопасное поведение в своей жизнедеятельности.
Необходимо таким образом строить воспитательно-образовательный процесс, чтобы сформировать у подростков интерес к здоровому образу жизни. Для этого вовлекать школьников в ситуации, обладающие эмоциональной привлекательностью для подростков, где будет востребована их самость, убеждения, будут удовлетворены потребности.
Обращение к ценностной сфере личности подростка является необходимым условием формирования безопасного поведения. Правильно расставленные смысловые акценты в ценностной сфере ребенка помогут ему сделать правильный выбор поведения, осмыслить свои отношения с окружающим его социумом, природой и культурой.
Выбор ценностей ставит перед подростком проблему оценивания личностно значимых отношений, объектов и субъектов окружающей действительности. Ценностная сфера формируется под влиянием всего спектра деятельности школьников — на уроках и во внеурочной деятельности, в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе занятий спортом и в досуговых мероприятиях.
Несомненно, что ценностные ориентиры ребенок изначально получает в семье, но не всегда он способен разделять их. Задача педагогов состоит в том, чтобы мягко, не задевая чувства собственного достоинства ребенка, направлять его выбор в сторону общепризнанных, гуманных ценностей.
Определение собственных ценностных ориентиров для ребенка является своего рода экзаменом самосознания — его зрелостью и ответственностью.
Формирование ценности жизни, здоровья — важный аспект в реализации безопасного поведения. Подростковый возраст — возраст бурного заявления о себе, идентификация своего «Я». Подросток любыми способами стремится самоутвердиться, нередко используя для этого рискованные игры, физический риск, склонность к суицидальным проявлениям: «вот умру — тогда узнаете» — мыслит ребенок. Нередко школьники в этом возрасте подвергают себя и социальному риску, действуя по принципу «слабо — не слабо», пытаясь доказать свою самость группе сверстников, а иногда и взрослых.
Целенаправленная работа по формированию ценностных ориентаций подростков — еще одно педагогическое условие профилактики опасного и нестабильного поведения.
Стремление подростков быть самостоятельными и независимыми часто толкает их не нарушение норм поведения, принятых в социуме, следовательно, педагогам и родителям необходимо организовать для подростков пространство, где подростки могут самостоятельно принимать решения нести ответственность за свои поступки. Здесь может пригодиться система взаимодоговоренностей, в которой заранее оговорена степень ответственности каждой из сторон и спрогнозированы последствия несоблюдения договора.
Педагогический процесс с подростками необходимо наполнять задачами, требующими использования школьниками информации об опасных и вредных факторах деструктивного поведения, востребующих осмысления и рефлексии, прогностических и творческих способностей. Например, при предъявлении ситуативной задачи необходимо научить подростков сначала действовать по алгоритму: «оценка ситуации — прогнозирование — решение». После освоения заданного алгоритма переходить к поиску нестандартных творческих решений. Такую работу лучше проводить в малых группах, в работе которых каждый подросток сможет проявить свои способности, получить одобрение сверстников, что является важным аспектом для самооценки школьника.
В работе по профилактике опасного и нестабильного поведения следует применять такие организационные формы, которые активизируют деятельности самих школьников, затрагивают их эмоциональную сферу. Через проявление эмпатийности, школьники глубже осознают драматические последствия опасного поведения. Это могут быть просмотры видеопродукции с последующим обсуждением, предъявление фото и видео с места происшествия, КТД, классные и общешкольные мероприятия, здоровьесберегающей направленности.
Формирующий этап опытно-экспериментальной работы включал в себя реализацию разработанной программы профилактики опасного и нестабильного поведения подростков.