Актуальность данной работы заключается в следующем:
Во-первых, в обществе сложился определённый набор стереотипов о поведении и эмоциональных составляющих мужского и женского характера. В настоящее время учёные предпринимают попытки выяснить, имеют ли данные стереотипы должную обоснованность.
Во-вторых, в последнее время в СМИ стала всё чаще обсуждаться тема агрессии и насилия, субъектами которого могут выступать как мужчины, так и женщины. Данная проблема затрагивается не только в средствах массовой информации, но и в различных исследовательских работах и научных статьях.
Для начала обратимся к определениям ключевых понятий, использованных в данной статье.
Эмоции (от лат. emovere — возбуждать, волновать) — особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций, явлений и событий в течение жизни [4].
Гендер (от лат. genus — род) — совокупность социальных и культурных норм, которые общество приписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола [5]. В английском языке слово "gender" обозначает грамматический род, который с полом не имеет ничего общего. Слово "гендер" ввёл в науки о поведении в 1955 г. выдающийся сексолог Джон Мани (Money, 1955). Он считается первым, кто использовал понятие гендера, гендерной идентичности, гендерной роли для описания внутреннего состояния личности с точки зрения ощущения себя мужчиной или женщиной. Объединив уже имеющиеся данные с результатами собственных клинических исследований, Мани и его коллеги начали разрабатывать модель процесса формирования принадлежности человека к мужскому или женскому полу или приобретения качеств, типичных для обоих полов. Таким образом, термин «гендер» был включен в научный контекст, прежде всего, для того, чтобы подчеркнуть не природную, а социокультурную причину межполовых различий [3]. Стоит отметить, что понятие «гендер» содержит также понятия «фемининность» (набор характерных для женщины черт личности) и «маскулинность» (набор характерных для мужчины черт личности).
Агрессия латинского «аgrеssio» — нападение, приступ) — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д.) [2]. Т. Н. Банщикова выделяет следующие виды агрессии:
- Адаптивная агрессия, направленная на снятие травмирующих переживаний, связанных с выполнением профессиональных обязанностей;
- Эгоистически-прагматическая агрессия, препятствующая личностному и профессиональному развитию, проявляемая в склонности к конфронтации, обесцениванию других людей, разрушению контактов и межличностных отношений, стремлении к силовому решению проблем, приверженности к деструктивными идеологиям для сохранения акцентуированного нарциссизма;
- Конструктивно-достиженческая агрессия, проявляемая в умении мобилизовать свои ресурсы в отстаивании профессиональных позиций, взглядов, обеспечивает возможность развития личности в динамично-развивающихся условиях профессиональной деятельности;
- Дефицитарная агрессия выражает недостаток агрессии как проявляемой активности в контакте с самим собой, другими людьми, избеганием соперничества и конструктивного спора [1, с. 5-6].
Нами было проведено исследование, участниками которого стали студенты различных ВУЗов России, в том числе и ПГУ. Целью исследования было выявить характер проявления эмоций и степень агрессивности испытуемых женского и мужского пола.
В качестве методик исследования были использованы «Тест на эмоциональный интеллект» Н. Холла и «Тест агрессивности Л. Г. Почебут».
Результаты исследования по первой методике:
Средний интегративный уровень эмоционального интеллекта составляет 32 балла у юношей и 37 баллов у девушек. Оба показателя свидетельствуют о низком эмоциональном интеллекте испытуемых.
По шкале эмоциональной осведомленности средний балл среди юношей составляет 9 баллов, а у девушек — 13 баллов. Оба показателя соответствуют среднему уровню эмоциональной осведомленности. У девушек этот показатель оказался выше, т.е. они способны лучше осознавать и понимать свои эмоции.
По шкале «Управление эмоциями» средний балл у юношей — 3, и минус 2 балла — средний показатель у девушек. Таким образом, навык управления эмоциями развит слабо у обеих групп и соответствует низкому уровню. Однако юноши в большей степени способны контролировать свои эмоции.
По шкале «Самомотивация» средний балл у юношей составляет 7 баллов, а у девушек- 6 баллов. Оба показателя относятся к низкому уровню, т.е. навык управления своим поведением, за счет управления эмоциями, у испытуемых развит слабо.
По шкале «Эмпатия» средний балл у испытуемых мужского пола составляет 6 баллов, что соответствует низкому уровню эмпатии. Среди девушек этот показатель составляет 12 баллов (средний уровень). Т.е., девушки лучше юношей понимают эмоции других людей, они более склонны к сопереживанию и оказанию поддержки.
По шкале «Распознавание эмоций других людей» средний балл у юношей составляет 7 баллов (низкий уровень) и 8 баллов у девушек (средний уровень). У девушек более развито умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей.
Результаты исследования по второй методике.
В обеих группах преобладает средний уровень агрессивности и адаптивности (80%). Однако у одного из десяти испытуемых из группы юношей был выявлен высокий уровень агрессивности и низкий уровень адаптивности (28 баллов). Также один из испытуемых набрал предельно возможный балл для среднего уровня агрессивности и адаптивности (24 балла). Кроме того, 15% всех опрошенных юношей и девушек показали низкий уровень агрессивности и высокий уровень адаптивности.
Оценивая полученные данные в контексте различных форм агрессии, нам удалось выяснить, что по шкале вербальной агрессии (ВА) 30% юношей набирают балл выше среднего, 20% набирают средний балл, а 50% юношей — балл ниже среднего. Среди девушек по данной шкале 20% набирают балл выше среднего, 80% — ниже среднего.
По шкале физической агрессии (ФА) 60% юношей набирают балл ниже среднего, 20% — средний балл и 20% — выше среднего. Девушки по этой шкале показывают следующие результаты: 80% набирают балл ниже среднего и 20% — средний балл.
По шкале предметной агрессии (ПА) 70% юношей так же набирают балл ниже среднего, 30% — средний балл, и 10% — выше среднего. Из опрошенных девушек 70% набирают низкий балл, 20% — средний, и 10% — низкий.
По шкале эмоциональной агрессии (ЭА) 60% юношей набирают низкий балл, а 30% — высокий. Девушки набирают 80% низкий балл, и 20% — высокий.
По шкале самоагрессии (СА) 70% юношей набирают балл ниже среднего, и 30% — выше среднего.
Таким образом, проведенные нами исследования позволяют обозначить основные отличия в эмоциональной сфере мужчин и женщин, а также провести корреляцию между агрессией и гендером. Из полученных результатов мы можем сделать вывод о том, что в обследуемой группе эмоциональныйинтеллект у женщин находится на чуть более высоком уровне развития, что прежде всего отражается в лучшем осознании ими собственных эмоций. Также девушки обладают большим уровнем эмпатии по сравнению с мужчинами. Мужчины проявляют большую способность к контролированию своих эмоций. Это, прежде всего, связано с особенностями гендерного воспитания в современном обществе. Многих людей, в особенности мальчиков, с детства учат подавлять свои эмоции. Это может являться причиной агрессии. У мужчин и женщин она проявляется примерно на одинаковом уровне, однако мужчинам больше свойственна эмоциональная агрессия, а женщинам — вербальная. Также у людей обоих гендерных принадлежностей довольно ярко выражена самоагрессия, что говорит об их низкой способности находиться в гармонии с собой.