Диагностика эмоциональных состояний сотрудников, заступающих на службу с оружием

NovaInfo 132
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 15
CC BY-NC, УДК 378.6:343.83

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы организации и методики изучения эмоциональных состояний сотрудников, заступающих на службу с оружием, описаны основные особенности проявления негативных эмоциональных состояний сотрудников, заступающих на службу с оружием и предложен комплекс коррекционных мероприятий, основанный на нервно-мышечной релаксации, аутогенной тренировки, рациональной психотерапии и нейролингвистического программирования. Выделен комплекс наиболее характерных эмоциональных состояний сотрудников, заступающих на службу с оружием.

Ключевые слова

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОТРУДНИКОВ, ВЫГОРАНИЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ, СЛУЖБА С ОРУЖИЕМ, КОРРЕКЦИЯ, ЛИЧНОСТЬ, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА, ЭМОЦИИ, НАСТРОЕНИЕ, ДИАГНОСТИКА

Текст научной работы

Зависимость поведения сотрудников от их эмоциональных состояний в различных условиях неодинакова. Она значительно усиливается в периоды интенсивной деятельности личного состава, при выполнении сложных и ответственных задач служебной деятельности, при возрастании физической и моральной нагрузки на сотрудников, выполняющих функции конвоировании осужденных. Но в любых условиях положительные эмоциональные состояния стимулируют деятельность личного состава, а отрицательные — тормозят ее. Состояния оптимизма, бодрости, высокой активности умножают силы человека, помогают ему успешно преодолевать препятствия и трудности.

Планируя стратегию и тактику психологического сопровождения сотрудников, заступающих на службу с оружием, необходимо учитывать тот факт, что они выполняют функционально-ролевые обязанности в условиях продолжительных стрессовых факторов, способствующих развитию невротических расстройств, личностных акцентуаций и дезадаптивных нарушений. Профессия сотрудников подразделений, заступающих на службу с оружием относится к экстремальным видам деятельности. Для неё характерны: отрыв от места постоянной дислокации; постоянный контакт со спецконтингентом; условия, приближенные к боевым (обращение с табельным оружием); неблагоприятные климатические условия.

Поэтому одной из профессиональных задач психолога УИС является формирование и развитие у сотрудников знаний и умений в области самостоятельной коррекции негативных эмоциональных состояний.

В этом, на наш взгляд, заключается актуальность и практическая значимость исследования.

В отечественной психологии теория психических состояний длительное время разрабатывалась в работах прикладной направленности, в основном в области спорта, космонавтики, летного дела и некоторых других видах деятельности. В них получила развитие концепция состояния готовности к определенному труду [1, 110 с.].

Ее сущностью является определение путей формирования такого предварительного психического состояния человека, которое оказывает положительное влияние на успешность его предстоящей деятельности. Именно в этом заключается ее значение, хотя в самом понимании психических состояний она не выходила за рамки ситуативных настроений, в известной мере обуславливающих отношения, поведение и действие человека на продолжительное время.

В целом в отечественной психологии под психическими состояниями понимается такое сложное динамическое психическое образование, во многом определяющее своеобразие всей психической' деятельности (протекание процессов, проявление свойств и качеств личности), которое проявляется в повышении или понижении активности человека, в его установках, взглядах; мнениях, взаимоотношениях. Наиболее лаконично и вместе с тем полно этот подход выражен в следующем определении, сформулированном К.К. Платоновым: «Психическое состояние — это самостоятельная форма психических явлений, отличающаяся от других своей относительной длительностью (дни и недели) при сохранении однородности. Сюда относятся такие состояния, как настроения, состояния повышенной активности или пассивности, бодрости или угнетения и т.д.» [2, 82 с.].

Подчеркивая научную обоснованность этого определения, необходимо, вместе с тем уточнить, какие психические явления относятся к психическим состояниям, правомерно ли отождествлять их с эмоциями, чувствами и настроениями. Такое уточнение будет способствовать решению задачи по сознательному управлению формированием и развитием психических состояний в различных условиях деятельности на основе учета физиологических закономерностей психического отражения человеком реального мира.

Опасность негативных психических состояний заключается в том, что, накапливаясь незаметно, они значительно разрушают адаптационные ресурсы и могут провоцировать сотрудника, как на деструктивные, так и суицидальные тенденции. Комплексные исследования доказывают, что данное явление не только широко распространено среди личного состава, но и является почвой для целого ряда негативных последствий. Было установлено, что такое состояние как стресс напрямую связано с «кумулятивным» накоплением психотравмирующих факторов в психике сотрудника, которые воспринимаются им как деструктивные [3, 242 с.].

Поэтому эмоции отличаются по многим параметрам: по модальности (качеству), по интенсивности, продолжительности, осознанности, глубине, генетическому источнику, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм. По последнему из названных параметров эмоции делят на стенические и астенические. Первые активизируют организм, поднимают настроение, а вторые — расслабляют, подавляют. Кроме того, эмоции делят на низшие и высшие, а также по объектам, с которыми они связаны (предметы, события, люди и т.д.).

Таким образом, основными выводами, которые мы можем сделать, исходя из сказанного ранее, являются следующие положения.

Типичными являются такие негативные психические состояния как: стресс, напряжение, сниженная активность, плохое самочувствие, плохое настроение, тревожность, и т.д.

Накапливаясь незаметно, негативные психические состояния значительно разрушают адаптационные ресурсы и могут провоцировать сотрудников на деструктивное поведение.

Возникшие эмоциональные состояния не бездействуют в психическом мире личности, а обязательно принимают участие в регуляции поведения и деятельности человека, оказывая свое влияние на их интенсивность.

Эмоциональные состояния — психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения.

Эмоции управляют человеком намного сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Даже отсутствие эмоции — это эмоция, точнее целое эмоциональное состояние, которое характеризуется большим количеством особенностей в поведении человека.

От эмоционального состояния человека зависит его жизнь, его здоровье, его семья, работа, все его окружение, а изменение эмоционального состояния человека приводит к коренным изменениям в его жизни.

Диагностическое обследование было проведено с сотрудниками, заступающими на службу с оружием, с остальными сотрудниками проводилось по сменно, перед заступлением на службу. Всего в исследовании принимали участие 87 сотрудников.

Для исследования причин эмоционального напряжения, истощения, сотрудникам была предложена анкета, с вариантами ответов.

В анкете предлагалось сотрудникам выбрать три наиболее важных причины возникновения эмоционального напряжения, усталости, истощения из десяти предложенных вариантов, одиннадцатый вариант ответа могли предложить самостоятельно. Были получены следующие результаты:

Таблица 1. Причины возникновения эмоционального напряжения, истощения

Причины возникновения эмоционального напряжения, истощения

Предлагаемые варианты ответов

Результаты анкеты в %

Большие нагрузки на работе, нехватка времени

47

Не комфортность рабочего места (условие гигиены, неуютные рабочие помещения, отсутствие элементарного оборудования)

40

Плохая организация труда (неразбериха, много работы не входящей в обязанности)

39

Ночные, суточные смены

20

Семейные проблемы

18

Высокие требования со стороны руководства

10

Специфика учреждения

8

Натянутые отношения, конфликтные отношения с коллегами

3

Другие причины — не соблюдение распорядка дня, низкая заработная плата, не соответствующая специфике учреждения

3

Плохой психологический климат в коллективе

1

На основе полученных данных можно прийти к выводу: основными причинами возникновения эмоционального напряжения, усталости, истощения сотрудники отмечают в большинстве случаев: большие нагрузки на работе, нехватка времени, не комфортность рабочего места, плохая организация труда.

Поэтому, чтобы избежать психоэмоциональных перегрузок, связанных с профессией необходимо:

  • Обращаться к психологу при необходимости получить психологическую помощь;
  • Для снижения эмоционального напряжения, усталости, использовать способы саморегуляции, методы оптимизации психического состояния;
  • Использовать выходные дни для активного семейного отдыха;
  • Избегать конфликтных ситуаций и помнить неразрешимых конфликтов не бывает.

Для изучения эмоциональных состояний сотрудников были выбраны основные показатели исследования: активность, напряжение, самочувствие, настроение, истощение, выгорание три методики для их выявления: САН и МВI, «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В.Бойко.

По результатам диагностики получены следующие данные:

По методике САН: На момент исследования шкала «Самочувствие», благоприятное состояние — 10% от числа испытуемых, неблагоприятное состояние — 51,7%, средний уровень — 37%.

Шкала «Активность», благоприятное состояние — 21%, от числа испытуемых, неблагоприятное состояние — 61%, средний уровень — 18%.

Шкала «Настроение», благоприятное — 45%, от числа испытуемых, неблагоприятное — 28%, средний уровень — 27%. Таким образом, общее благоприятное функциональное состояние (рассмотрели следующим образом, сложили средний балл каждой шкалы, и разделили на 3, т. е. вывели средний арифметический показатель, по которому определили общее функциональное состояние) — 11%, от числа принимавших участие в тестировании, неблагоприятное функциональное состояние — 62%, средний уровень — 27%.

Проанализировав полученные эмпирические данные исследования по методике, САН мы пришли к выводу:

среди сотрудников, заступающих на службу с оружием, преобладает неблагоприятное общее функциональное состояние — 62%, значительно меньше среднее состояние — 27%, и очень низкий показатель благоприятного состояния — 11%;

данные, полученные об общем неблагоприятном функциональном состоянии можно объяснить тем, что у сотрудников низкий уровень «самочувствия» и «активности» средний уровень «настроения».

В целом можно сделать вывод, что у сотрудников, заступающих на службу с оружием, имеется средний уровень эмоционального состояния, которое может негативно влиять на трудоспособность коллектива в целом.

По методике МВI: Рассматривали шкалу «Эмоциональное истощение», которая является основной составляющей «профессионального выгорания» и проявляется в сниженном эмоциональном фоне. По данной шкале низкий уровень эмоционального выгорания составил — 16%, от числа испытуемых, средний уровень — 57%, высокий уровень — 27%.

Проанализировав полученные эмпирические данные исследования и рассмотрев шкалу «Эмоциональное истощение», которая является основной составляющей «профессионального выгорания» по методике MBI мы пришли к выводу:

среди сотрудников, заступающих на службу с оружием, преобладает средний уровень профессионального выгорания — 57%, значительно меньше высокий уровень — 27%, и низкий уровень профессионального выгорания — 16%.

Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко. В данной методики мы рассматривали эмоциональное выгорание у профессионалов представляющее собой один из защитных механизмов, выражающийся в определенном эмоциональном состоянии сотрудника. Оно связано с психической усталостью человека, длительное время выполняющего одну и ту же работу, которая приводит к снижению силы мотива и меньшей эмоциональной реакции на различные рабочие ситуации (т.е. — к равнодушию). В данной методике мы использовали для своего исследования два фактора: напряжение, истощение.

«Напряжение» — 37,5% в нее входят такие факторы как: переживание психотравмирующих обстоятельств — 10%, удовлетворенность собой — 7%, «загнанность в клетку» — 3%, тревога и депрессия — 17,5%.

«Истощение» — 39% в нее входят такие факторы как: эмоциональный дефицит — 16%; эмоциональная отстраненность — 7%; личностная отстраненность (деперсонализация) — 9%; психосоматические и психовегетативные нарушения — 7%;

По количественным показателям правомерно судить о том, что фаза эмоционального выгорания находится на средней фазе — фазе формирования.

Проанализировав полученные эмпирические данные исследования «Уровня эмоционального состояния», мы пришли к следующему выводу:

среди сотрудников, заступающих на службу с оружием, преобладает средняя фаза — фаза формирования выгорания. Она складывается из следующих факторов: истощение — 39% и напряжение — 37,5%.

Анализируя результаты исследования, можно прийти к следующему выводу: с сотрудниками, заступающих на службу с оружием, необходимо проводить занятия по восстановлению и регуляции эмоциональных состояний.

По мнению исследователей, нарушения эмоционального состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса — профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение.

В связи с этим профилактика и обеспечение позитивных эмоциональных состояний является первостепенной задачей, решение которой входит в функцию психолога-практика.

Наша работа была направлена на диагностику эмоциональных состояний сотрудников, заступающих на службу с оружием, результаты, полученные в ходе проверки данного комплекса мероприятий, позволяют судить о хорошей результативности, и возможности его рекомендовать для дальнейшего использования.

Читайте также

Список литературы

  1. Архангельский С.Н. Очерки по психологии труда. М., Трудрезервиздат, 1958. Проблемы морально-политической и психологической подготовки советских воинов к современной войне. Под общей ред. А.С. Желтова. М., ВПА имени В.И. Ленина, 1967. 110с.
  2. Платонов К.К. О системе психологии. М., «Мысль», 1972, с. 82.
  3. Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология: Учеб. 2-е изд., перераб. И доп. — Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. 242 с.

Цитировать

Кашапова, Ч.Р. Диагностика эмоциональных состояний сотрудников, заступающих на службу с оружием / Ч.Р. Кашапова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2022. — № 132. — URL: https://novainfo.ru/article/19145 (дата обращения: 23.05.2022).

Поделиться