Роль кадрового менеджмента социальных служб в развитии системы детских домов семейного типа

№17-1,

социологические науки

В данной статье рассмотрены особенности устройства детей-сирот в детских домах семейного типа, приводится обоснование для всесторонней подготовки специалистов социальных служб к работе с детскими домами семейного типа. Результаты исследования кадрового и методического обеспечения функционирования детских домов семейного типа проанализированы. Даны рекомендации по повышению эффективности кадрового менеджмента социальных служб для развития системы детских домов семейного типа. Рассматривается методическая база социально-педагогической поддержки данных институтов и возможности ее усовершенствования.

Похожие материалы

Сегодня во всем мире ученые, политики, обычные люди обеспокоены проблемой реализации права на семью у детей, которые остались без родительской опеки и оказались в кризисной ситуации. Основными принципами государственной политики по социальной защите детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, предусмотрено создание условий для реализации права каждого ребенка на воспитание в семье, обеспечение приоритета семейных форм попечительства, создание надлежащих условий для физического, интеллектуального и духовного развития детей, их подготовки к дальнейшей самостоятельной жизни. Одним из направлений решения данных задач является создание институтов семейного устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки - детских домов семейного типа (далее ДДСТ) как альтернативных интернатним формам воспитания. Изучение проблем устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, доказало, что семейное воспитание, несомненно, выступает приоритетной формой воспитания в Украине.

Отдельные аспекты социального становления детей, лишенных родительской опеки, разрабатывались многими учеными. Так, особенности воспитания таких детей изучали Я. Гошовский, Л. Дробот, Б. Кобзар, В. Яковенко, на основании анализа психодиагностики и психологических исследований личностные качества детей опрелеляли М. Аралова, И. Дубровина, А. Прихожан, методы компенсирующего обучения разрабатывали Т. Кумарина, Е. Мастюков. Исследованием ДДСТ как особого социально-педагогического института также занимались такие ученые как Г. Бевз, Н. Доля, М. Комарова, В. Кузминський, Р. Левин, О. Нескучаева, К. Соколова, И. Трубавина, О. Яременко.

Основные функции по распространению и развитию ДДСТ в Украине выполняют Центры социальных служб для семьи, детей и молодежи (далее ЦСССДМ). Следует отметить, что, начиная с 2006 года, ЦСССДМ получили полномочия и функции, связанные с развитием семейных форм воспитания - обеспечение подготовки кандидатов в родители-воспитатели ДДСТ.

Кандидаты в родители-воспитатели проходят подготовку к созданию и обеспечению функционирования ДДСТ. Также проводятся занятия по повышению квалификации для родителей-воспитателей (например, летние школы), на которых обсуждают основные проблемы, возникающие в жизни детей и родителей после создания ДДСТ. Именно на этом этапе особую роль играет кадровый менеджмент ЦСССДМ, ведь от стиля сотрудничества социального работника и родителей-воспитателей зависит эффективность функционирования социально-воспитательной системы.

Учитывая актуальность проблемы воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, и роли кадрового менеджмента в ЦСССДМ мы определим тему нашего исследования - «Роль кадрового менеджмента социальных служб в развитии системы детских домов семейного типа».

Объектом исследования является деятельность ЦСССДМ по развитию системы ДДСТ для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

Предмет исследования - особенности кадрового менеджмента в деятельности ЦСССДМ по развитию системы ДДСТ.

Цель - выявить особенности деятельности ЦСССДМ по развитию системы ДДСТ и особенности подготовки специалистов к выполнению данной деятельности.

Задача - исследовать процесс развития системы ДДСТ в Украине, особенности и проблемы подготовки специалистов для работы с кандидатами в родители-воспитатели, разработать практические рекомендации для повышения эффективности кадрового менеджмента в ЦСССДМ при работе с ДДСТ.

Методы исследования:

Анализ научной литературы (социологической, психологической, социально-педагогической, юридической, исторической), методической литературы по работе социальных работников в ЦСССДМ и нормативно-правовых актов украинского законодательства, экспертный опрос социальных работников ЦСССДМ и родителей-воспитателей ДДСТ.

Сегодня ДДСТ как институт семейного воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, продолжает исследоваться, а методы социально-педагогической работы с ним совершенствоваться. Благодаря существованию данного института, многие страны ликвидировали крупные интернаты и разместили детей-сирот в лучшие условия для жизни, защиты, воспитания и развития. Это позволяет подготовить ребенка-сироту к самостоятельной жизни, осуществить его социализацию в благоприятных условиях, восстановить связи с биологической семьей, родственниками, решить эмоциональные, социальные, экономические и территориальные и другие проблемы, реализовать право на воспитание и развитие в семье, получить положительный опыт семейной жизни.

ДДСТ как и любой другой социально-педагогический институт имеет ряд преимуществ и недостатков: он реализует право ребенка на собственное семью, осуществляет индивидуальный подход к нему, формирует модель семейной жизни, способствует преодолению тревожности, заостренной одиночества, беззащитности, привлекает этого ребенка к определению целей и образа жизни семьи, принятия решений, ответственности за свои действия, что способствует его «взрослению», преодолению пассивности и потребительского подхода к взрослым, дает возможность поддерживать контакт с биологической семьей, формирует родственные связи, качества семьянина, экономические умения (зарабатывать, распределять, тратить средства, соотносить потребности с возможностями) [21, с. 106; 27, с. 55].

В условиях ДДСТ реальны максимально возможный уровень физического и психического здоровья ребенка, доступ к получению качественного образования, обеспечение безопасной жизни, положительные эмоциональные переживания, развитие навыков ухода за собой и решения повседневных проблем, формирование самоидентичности, развитие навыков межличностного общения, приобретение санитарно-гигиенической культуры, навыков и умения самосовершенствоваться.

Конечно, в период адаптации к ДДСТ у ребенка возникает ряд трудностей и неготовность делить любовь и заботу приемных родителей с родными детьми, неготовность к реализации прав, выполнения домашних обязанностей, а есть только стремление к заботе и любви. При этом поддержание контактов с биологическими родителями может способствовать неадекватной оценке родителей-воспитателей, формированию неуверенности, раздвоенности у ребенка. Но существует и другая проблема - государство поддерживает воспитанника через льготы и социальную помощь, а это ставит родных детей в неравные условия. Родители-воспитатели ДДСТ тоже переживают процесс адаптации к новому члену семьи с некоторыми трудностями, что связано с отсутствием опыта такого воспитания.

Все это подчеркивает необходимость поддержки, социальной и социально-педагогической работы с потенциальными воспитателями еще на этапе создания такой семьи для предоставления возможностей выполнения своих функций, создания условий для налаживания и развития внутрисемейных связей и связей семьи с микро- и макросредой, социализации детей в семье и обществе, подготовки их к самостоятельной жизни.

Следует отметить, что почти все мероприятия по созданию и социального сопровождения приемных семей внедряются ЦСССДМ - специализированными учреждениями, уполномоченными государством участвовать в реализации государственной политики путем осуществления социальной работы с семьями, детьми и молодежью [32, с. 494].

Статья 10 Закона Украины «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки» обязывает ЦСССДМ осуществлять координацию и методологическое обеспечение деятельности центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по социальной защите детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, а также обеспечивать соблюдение законодательства по установлению опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, лишенными родительской опеки, усыновления, применение других, предусмотренных законодательством, форм устройства детей.

ЦСССДМ привлекаются к созданию ДДСТ еще на начальном этапе. Они проводят информационную кампанию по распространению семейных форм устройства, а также предварительной работы с кандидатами на создание ДДСТ. Именно специалисты ЦСССДМ проводят курс подготовки потенциальных родителей-воспитателей, привлекая при этом других специалистов (психологов, педагогов, юристов и т.д.). Информационная кампания включает в себя проведение конференций, семинаров, «круглых столов», распространение информации в газетах, журналах, теле- и радиопрограммах, размещение объявлений в учреждениях, организациях, распространение тематических буклетов.

При проведении подготовки будущих родителей-воспитателей к созданию ДДСТ социальные работники ЦСССДМ проводят разъяснительную работу: подчеркивают необходимость будущего сотрудничества с ЦСССДМ; готовят всю семью, а не только потенциальных родителей, к приему ребенка; обсуждают имеющиеся в семье возможности и ресурсы для обеспечения нормального развития и социализации воспитанников; определяют отношение кандидатов к необходимости поддерживать связи ребенка с биологическими родителями и воспринимать ребенка таким, какой он есть.

Социальные работники ЦСССДМ проводят беседы с каждым членом семьи, собирая информацию о функционировании семьи: насколько благополучной является семья, какой стиль общения в семье, какие отношения между членами семьи, какой круг интересов, как проводится свободное время, удовлетворительное ли состояние здоровья членов семьи, каким является материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия семьи, какая мотивация решения взять на воспитание ребенка, есть ли опыт осуществления воспитания, все ли члены семьи согласны на создание ДДСТ, какие религиозные убеждения членов семьи, есть ли понимание со стороны взрослых относительно права свободы выбора у ребенка.

Полученная информация проверяется специалистами ЦСССДМ, в случае необходимости организовывается встреча кандидатов в родители-воспитатели с психологом, принимаются решения о соответствии или несоответствии кандидатов вышеупомянутым критериям. Но основную информационную нагрузку для кандидатов в родители-воспитатели несут тренинги. Лишь после проведения полного цикла работы с потенциальными воспитателями им разрешается создавать ДДСТ. Также ЦСССДМ привлекает специалистов по вопросам психологии, педагогики, медицины периодически, но не реже чем раз в два года для организации обучения родителей-воспитателей с целью повышения их воспитательного потенциала [3, с. 9].

Подбор детей на воспитание также проходит при поддержке социальных работников ЦСССДМ, но окончательное решение кандидаты в родители-воспитатели принимают самостоятельно. Сбор информации о детях и налаживание сотрудничества с работниками всех структур, причастных к этой работе, тоже проводят ЦСССДМ.

Юридическое оформление статуса семьи осуществляют при активном сотрудничестве всех структур, имеющих отношение к институту ДДСТ. Специалисты ЦСССДМ помогают родителям в подготовке документов, оформляют заключение о возможности предоставления семьи статуса ДДСТ, вместе со службой по делам несовершеннолетних оформляют акт обследования жилищно-бытовых условий семьи, готовят документы на рассмотрение попечительского совета, на оформление статуса семьи органами местной исполнительной власти.

Как известно, одной из специфических отличий ДДСТ от усыновления, опеки и попечительства является государственная социальная поддержка таких семей, что реализуется в форме социального сопровождения. Этот вид социально-педагогической поддержки осуществляется ЦСССДМ на следующих этапах формирования и развития ДДСТ и предоставляет комплекс правовых, психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-медицинских услуг, направленных на создание надлежащих условий функционирования ДДСТ [3, с. 9]. В ходе социального сопровождения ребенка могут быть решены основные вопросы его развития: здоровья, образования и обучения, формирование особенностей характера, социальные проблемы, физического развития, адаптация к условиям семейной жизни, организация контакта с биологическими родителями, юридические вопросы.

Развитие института ДДСТ в Украине сложный, постепенный процесс, который требует соответствующего научно-методического обеспечения. С одной стороны, необходимо дальнейшее совершенствование технологии создания ДДСТ от процесса поиска потенциальных родителей-воспитателей до принятия решения о передаче ребенка на воспитание. С другой стороны, воспитателям часто требуется помощь в их работе. Быть родителями - сложная задача, ведь часто возникает необходимость определить приоритеты, чтобы лучше удовлетворить потребности детей на всех стадиях их развития. Кроме того, дети имеют различные потребности, которые изменяются со временем. Это требует организации государственной помощи для ДДСТ на принципах межведомственного взаимодействия местных органов власти, местного самоуправления и ЦСССДМ. Спектр услуг ЦСССДМ является достаточно широким, и для того, чтобы предоставленная помощь была качественной, необходимо обеспечить данные учреждения квалифицированным персоналом. Функцию подготовки и переподготовки социальных работников, работающих с ДДСТ, тоже возложена на ЦСССДМ. Этот аспект в деятельности ЦСССДМ играет важнейшую роль, ведь именно от правильного подбора специалистов и их компетентности зависит становление, развитие и трансформация института ДДСТ в современном украинском обществе.

Следует отметить, что круг проблем, связанных с функционированием ДДСТ, является достаточно широким. Это связано с тем, что сейчас остается проблемой сохранение кадров социальных работников, прошедших соответствующую подготовку. Ведь, как показывает отечественный и зарубежный опыт, потеря подготовленных специалистов означает не только нецелевое использование бюджетных средств, но и создает риск для эффективного развития данного направления. По результатам отчетности ЦСССДМ, кадровое обеспечение является недостаточным по отношению к нормативам комплектования штата работников социальных служб. Это еще раз подтверждает важность подготовки и переподготовки кадров в ЦСССДМ и важность мотивации социальных работников, что позволит снизить текучесть кадров, увеличить потенциал кадрового резерва, а значит, и уровень профессиональной пригодности, компетентности данных работников.

Таким образом, организовать эффективно социальную работу в ЦСССДМ можно только при научно обоснованной разработке и реализации кадрового менеджмента. Последний является системой, которая рассчитана на длительный срок развития человеческих ресурсов, задействованных в социальной сфере, и нацелена на создание организационного фундамента для развития личности и формирования гражданского общества в Украине [33, с. 149].

Сегодня для становления и динамичного развития института ДДСТ необходимы достаточное количество квалифицированных работников ЦСССДМ, чего невозможно достичь без создания научно обоснованной кадровой политики этого учреждения и эффективной системы управления человеческими ресурсами в обществе, а в учреждениях социальной работы - управление персоналом. Таким образом, кадровая политика является неотъемлемой составляющей социальной работы, залогом ее эффективности и развития.

Менеджмент социальной работы рассматривается нами как наука и практика рационального и комплексного использования факторов системы социальной работы с целью оказания услуг населению страны по вопросам социального развития личности и предоставления украинскому государству черт социальной. Поэтому менеджмент в деятельности ЦСССДМ со специалистами, которые работают с кандидатами в родители-воспитатели, - это наука и практика рационального и комплексной использования факторов системы социальной работы с целью распространения в обществе института ДДСТ, улучшения качества услуг, предоставляемых этими специалистами и реализации социальных программ, которые внедряются в данном русле социальной политики.

Сущность термина «менеджмент социальной работы» заключается в управлении социальной работой как видом профессиональной деятельности [33, с. 153]. Целью кадрового менеджмента социальной работы является реализация социальной политики и ее возможностей в области подготовки управленческих кадров для сферы социальной работы.

Кадровый менеджмент в рамках социального заведения - это целостная стратегия работы с персоналом, которая объединяет различные элементы и формы кадровой работы, обосновывает необходимость исследования на практике конкретных методов набора, расстановки, использования и переподготовки кадров и имеет целью создание высокопроизводительного, высокопрофессионального, сплоченного и ответственного коллектива, способного оперативно реагировать на изменения внешней и внутренней среды. Таким образом, цель кадрового менеджмента - свести к минимуму резерв нереализованных возможностей, что обусловлено несовпадением способностей к труду и личных качеств с возможностями их использования при выполнении конкретного вида социальной работы.

В основу решения этих задач могут быть положены основные принципы использования персонала в социальном учреждении: соответствие численности социальных работников объему социальной работы, который необходимо выполнить, согласование возможностей социального работника со степенью сложности его трудовых функций; обусловленность структуры персонала социального учреждения объективным потребностям клиента, максимальная эффективность использования рабочего времени, создание условий для постоянного повышения квалификации и расширения рабочего профиля социальных работников. Именно такие проблемы сегодня требуют решения, ведь недостаток специалистов, которые на местном уровне должны реализовать государственные программы по развитию семейных форм воспитания детей-сирот, вызывает обеспокоенность. Сегодня на местном уровне в ЦСССДМ количество работающих социальных работников не является достаточным. Это, в свою очередь, вызывает перегрузки работающих и способствует их профессиональному выгоранию.

Недостаточное развитие кадрового менеджмента социальной работы является первопричиной указанных проблем. Развитие сети ДДСТ требует подготовки специалистов местного уровня к проведению такой работы. Именно профессиональный подход к работе с семьями, которые берут на воспитание детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, позволит обеспечить качественный отбор кандидатов, социальную поддержку и эффективную деятельность таких семей. Безусловно, личность является первоисточником развития отраслевого менеджмента, поскольку именно она органично интегрирует порождения новых идей и технологий социальной работы с механизмом их реализации в повседневной жизни людей. Компетентные работники, потребность в которых сейчас испытывает страна, должны прежде всего обладать таким качеством как профессионализм. На основе научного анализа доказано, что профессионализм социального работника правомерно рассматривать как сочетание его общего образования с умениями и навыками, приобретенными в процессе социальной работы в конкретном социальном учреждении, в специфических условиях его во многом уникальной системы разделения и организации труда.

Но базовое образование по специальности «социальная работа» и «социальная педагогика» можно получить в Украине лишь с 1990 - х годов, а учебных заведений, где готовят таких специалистов, довольно мало [15 , с. 29]. Поэтому на сегодня социальные работники, имеющие соответствующую базовое образование является дефицитом в Украине.

Несмотря на это, специалист, работающий с приемными семьями, должен основательно владеть существенным объемом знаний, в частности это: нормативно-законодательные документы по социальной защите детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, семейных форм устройства таких детей; специфика различных форм семейного устройства ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской опеки; требования и условия создания и деятельности ДДСТ; особенности развития и поведения детей, которые приходят на воспитание в ДДСТ; требования к кандидатам, которые выразили желание создать ДДСТ; этапы и условия осуществления предварительной работы с кандидатами; технология социального сопровождения ДДСТ; критерии определения эффективности пребывания ребенка в семье; технологии обязательной подготовки кандидатов к воспитанию ребенка-сироты; размеры государственных социальных выплат, направленных на материальное обеспечение ДДСТ; особенности сохранения ребенком статуса ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительской опеки; средства поддержания связей с биологическими родителями и родственниками, при условии , если такие контакты не противоречат интересам ребенка; нормативы проведения периодической оценки эффективности функционирования ДДСТ и развития ребенка и т.п. [20, с. 7; 17, с. 8].

Далеко не полный перечень знаний, которыми должен обладать специалист, работающий с ДДСТ, подтверждаяет необходимость подготовки к такой деятельности. Бесспорно, информацию о формах и методах работы, нормативно-законодательную базу можно получить в процессе самоподготовки: изучения методической литературы, общения с практиками, стажировки, участия в семинарах и круглых столах по данной проблеме. Однако международная практика и опыт деятельности ЦСССДМ определяют наиболее эффективной методикой обучения специалистов для проведения тематических социально-педагогических тренингов, позволяет постепенно увеличивать количество компетентных специалистов.

Поэтому сегодня в ходе проведения подготовки специалистов, работающих с кандидатами на создание ДДСТ, используются тренинговые формы обучения. Социально-педагогический тренинг - форма активного обучения, направленная на овладение участниками определенными знаниями, технологиями, навыками и информацией [20, с. 5].

Тренинг как форма обучения имеет ряд специфических черт:

  • направленность на психологическую помощь участникам в саморазвитии, поступающей не только от тренера, а и от самих участников;
  • наличие более или менее постоянной группы, которая периодически собирается на встречи или работает в течение двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны);
  • определеная пространственная организация (работа в удобном изолированном помещении, где участники большую часть времени сидят в кругу);
  • акцент на взаимоотношениях участников группы, которые развиваются и анализируются в ситуации «здесь и теперь»;
  • соблюдение ряда принципов групповой работы;
  • применение активных методов групповой работы;
  • объективация субъективных чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и происходящих в группе;
  • атмосфера раскованности и непринужденности общения между участниками.

Существенную роль в организации и реализации задач социально-педагогического тренинга, достижении его цели играет социальный работник - тренер, который структурирует учебный курс и отвечает за его проведение. Тренер обеспечивает благоприятную атмосферу для обмена опытом в группе, свободное определение проблем, раскованное обсуждение возможных путей их решения. Его задача - дать возможность каждому участнику максимально использовать собственный опыт. Кроме того, что во время тренингов повышения квалификации кадров осуществляется за счет предоставления им объемного массива необходимых знаний, необходимо акцентировать внимание на активизации необходимых им личностных качеств.

Несмотря на то, что сейчас подготовка специалистов, работающих с кандидатами в воспитатели ДДСТ, проводится в соответствии с утвержденными учебными программами, практика показывает, что на сегодня существует еще ряд проблем и белых пятен в функционировании кадрового менеджмента ЦСССДМ. Именно поэтому нами было проведено исследование по определению современного состояния кадрового менеджмента в деятельности ЦСССДМ относительно специалистов, работающих с кандидатами в родители-воспитатели и разработке на основе него практических рекомендаций для данной категории специалистов.

Проведение экспертного опроса социальных работников и родителей- воспитателей об особенностях кадрового менеджмента в ЦСССДМ при создании ДДСТ позволило выявить значимые факты относительно предмета исследования. Так, определена большая текучесть кадров в ЦСССДМ, что, в свою очередь, приводит к потере опытных специалистов. К тому же, среди специалистов был выявлен факт непрохождения специальной подготовки к работе с ДДСТ - это 14,3% от опрошенных, что также объясняется большой текучестью кадров.

Работа с ДДСТ в первую очередь предполагает адаптацию ребенка в новой семье и обеспечение оптимальных условий жизни и защиты его прав, создание возможностей для его развития через предоставление комплекса качественных социальных услуг, в частности правовых, психологических, социально-педагогических, социально-экономических, медицинских и информационных. Однако стоит отметить , что первостепенное значение имеет соответствие и качество предоставления услуг имеющимся потребностям семей в этой услуге. В процессе исследования реального состояния потребностей ДБСТ респондентам (и социальным работникам, и воспитателям ДБСТ) было предложено оценить, в каких именно услугах нуждались данные семьи и насколько удовлетворительным было их предоставление в рамках сотрудничества с ЦСССДМ. Интересным фактом является то, что в данном случае мнения социальных работников и родителей-воспитателей не имели существенного различия, что свидетельствует об объективности оценки потребностей семей со стороны социальных работников .

Среди правовых услуг родители-воспитатели требуют консультирования по правовым вопросам и помощи в оформлении юридических документов (28% постоянно, а 50% - часто), представления и защиты интересов родителей-воспитателей (соответственно 14% и 57%), а также помощи в оформлении документов (соответственно 46 % и 37 %).

Среди психологических услуг одинаково востребованы психологические консультации (в том числе в отношении здоровья детей с психофизиологическими отклонениями), меры по улучшению взаимоотношений с окружающей социальной средой и организация реабилитационных мероприятий (14 % постоянно и 43 % часто нуждались предоставления именно этих услуг). Интересно, что социальные услуги по предотвращению конфликтов в семье являются востребованными со стороны родителей-воспитателей (7 % респондентов постоянно, 23% - часто и 37 % - редко), но, сегодня они систематически не предоставляются в ЦСССДМ.

Востребованы среди опрошенных также и социально-педагогические услуги, а именно: помощь в социализации, адаптации и получении качественного образования ребенком, предоставление информации об эффективных методах воспитания детей и увеличение квалификационного уровня родителей-воспитателей.

Достаточно популярными являются социально-экономические услуги, а именно: помощь в своевременном получении государственных выплат и привлечению дополнительных ресурсов для обеспечения эффективного функционирования ДДСТ.

Относительно социально-медицинских услуг, на первые места выходят услуги качественного медобслуживания и оздоровления детей.

Интересно, что родители подчеркивают большое значение информационных услуг. При этом, в первую очередь, родители-воспитатели хотели бы узнать о ресурсах территориальной общины и возможности их использования. К тому же и социальные работники, и родители-воспитатели подчеркивают востребованность предоставления информации о перечне услуг, предоставляемых в ЦСССДМ и других предприятиях, учреждениях, организациях (50 % - требуют постоянно и 36 % - часто).

При этом качеством предоставляемых услуг удовлетворены полностью 56,7% опрошенных родителей-воспитателей, частично - 36,7%, а не удовлетворены - 6,7%.

Учитывая специфику перечисленных услуг социальные работники и родители-воспитатели выразили желание получить такие дополнительные знания: по нормативной базе (22,5% опрошенных); по психодиагностике и психологическому консультированию (25 % опрошенных); о поведении детей-сирот с психофизиологическими отклонениями (27,5% опрошенных); о инновационных методах, программах, формах работы (17,5% опрошенных); о возможностях повышении образовательного уровня (7,5 % опрошенных).

Кроме того, специалисты, работающие с кандидатами в родители-воспитатели, испытывают дефицит таких практических навыков и умений: навыки обмена опытом с коллегами (9,7 % опрошенных); навыки общения с детьми-сиротами (19,5 % опрошенных); владения методами решения конфликтных ситуаций разного рода (29% опрошенных); организации и проведения семинаров-тренингов, практических занятий, консультирования (14,6 % опрошенных); оказывать психологическую помощь (21,9% опрошенных); оказывать медико-социальную помощь (2,4% опрошенных).

А родители-воспитатели хотели бы дополнительно обладать умениями удовлетворения потребностей ребенка в развитии, укрепление отношений ребенка с его семьей, поддержки долговременных отношений в жизни ребенка, опыта сотрудничества с различными специалистами, другими воспитателями ДДСТ, навыками решения конфликтных ситуаций различного рода

При выполнении своих функций социальные работники сталкиваются с такими проблемами как несовершенная нормативно-правовой базы (12,5% опрошенных), недостаточный уровень привлечения потенциальных родителей-воспитателей к данному направлению работы (6,3 % опрошенных), недостаточный уровень образования потенциальных родителей-воспитателей (3,1% опрошенных), юридическая (12,5% опрошенных) и психолого-педагогическая неподготовленность потенциальных родителей-воспитателей (9,3 % опрошенны), недостаточная комплектация штата соответствующих специалистов (18,7 % опрошенных), большой объем документации для работы с потенциальными воспитателями (15,6 % опрошенных), отсутсвие возможности достаточно внимания уделить именно отбору кандидатов в родители-воспитатели (3,1 % опрошенных), низкая осведомленность об инновационных методах, программах, формах работы (3,1 % опрошенных), а также наличие других направлений работы в ЦСССДМ .

Необходимым условием эффективной деятельности ЦСССДМ является наличие специальных профессиональных и личностных качеств у социального работника. И родители-воспитатели, и социальные работники назвали необходимыми для соответствующих специалистов следующие качества: профессионализм, компетентность, психологическая устойчивость, эмоциональная стабильность, коммуникативность, умение сочувствовать, внимательность, смелость, самоконтроль, альтруизм, доброжелательность, душевная теплота, искренность, высокая добросовестность, тактичность, сдержанность, толерантность (почти 100 % опрошенных отметили, что владение перечисленными качествами является обязательным для социального работника).

Следовательно, для улучшения функционирования института ДДСТ необходимо разработать программу специальной подготовки социальных работников, которая бы позволила не только знакомить их с положением ДДСТ, но и получать конкретные знания и навыки в междисциплинарном аспекте (о психологии, медицине, праве, экономике, статистике, педагогике). Таким образом, также существует потребность и в разработке методики подбора кандидатов в родители-воспитатели с целью объективной оценки возможности родителей обеспечить функционирование ДДСТ и надлежащего воспитания детей, устраиваемых в учреждения семейных форм опеки. Поскольку рекомендацию после прохождения обучения выдает региональный тренер единолично, в процессе функционирования ДДСТ возникает ряд вопросов относительно качества обеспечения родителями надлежащего воспитания и ухода за ребенком. Поэтому необходимо разработать и утвердить такую форму аттестации родителей после прохождения обучения, которая позволила бы давать объективную оценку готовности родителей к воспитанию детей и обеспечению функционирования ДДСТ.

С целью обеспечения качественного создания ДДСТ на сегодня есть потребность в более четком распределении обязанностей между специалистами ЦСССДМ. Требует рассмотрения вопрос рациональности объединения направления работы с ДДСТ и другим направлениям работы. С учетом необходимости междисциплинарного подхода к предоставлению услуг при работе с ДДСТ, необходимо улучшение кадрового обеспечения ЦСССДМ в количественном и качественном планах. Тем более, что в ЦСССДМ с ДДСТ работают 43% педагогов и 43% психологов. А как же с предоставлением других (медицинских, юридических) услуг?

Исходя из задач и специфики работы с ДДСТ, необходимо обратить внимание на надлежащий уровень подготовки специалистов, работающих с ДБСТ: обеспечить подготовку специалистов ЦСССДМ по созданию ДДСТ, учитывая текучесть кадров; наладить систему предупреждения профессионального выгорания специалистов ЦСССДМ путем проведения специализированных семинаров, супервизий, психологических тренингов.

При организации обучения специалистов ЦСССДМ уместно обратить внимание на ознакомление с методами диагностики, планирования и организации социальной поддержки. Во время учений следует использовать обмен опытом с более коллегами и другими специалистами (юристами, врачами, экономистами, психологами).

Для улучшения надлежащего уровня подготовки родителей-воспитателей необходимо рекомендовать специалистам, которые осуществляют социальное сопровождение ДДСТ, проведение групповых мероприятий, организацию лекций, тренингов, групп взаимопомощи, круглых столов, клубов общения, тематических встреч.

Анализ социально-педагогической, социологической, психологической, юридической литературы, методических материалов ЦСССДМ и обработка результатов, полученных в ходе проведения экспертного опроса позволил выявить особенности деятельности ЦСССДМ по подготовке специалистов к работе с ДДСТ, исследовать современное состояние ДДСТ в Украине и разработать практические рекомендации по улучшению сотрудничества специалистов ЦССССДМ и ДДСТ путем совершенствования системы кадрового менеджмента в таких социальных службах.

Проведенный анализ потребностей ДДСТ в услугах и реального состояния предоставления социальных услуг в ЦССССДМ показал, что специалисты испытывают дефицит информации, знаний, умений и навыков, сталкиваются с рядом проблем в своей профессиональной деятельности. Учитывая это, сегодня необходимым условием развития института ДДСТ является совершенствование системы профессиональной подготовки социальных работников.

Кроме того, эффективная подготовка випускников ДДСТ к самостоятельной жизни в значительной степени зависит от уровня образования и собственного примера родителей-воспитателей в выборе образа жизни, построению индивидуальной, семейной и общественной жизнедеятельности. В этих условиях возрастает актуальность учебно-тренинговой подготовки членов ДДСТ по формированию у ребенка самостоятельности в принятии решений, активной жизненной позиции и профессиональных планов.

Именно поэтому следует обратить внимание на то, что при осуществлении процесса создания ДДСТ на успешность развития ребенка и эффективность ее подготовки к самостоятельной жизни существенно влияет использование системного подхода специалистов различной квалификации по предоставлению комплекса услуг. Опираясь на полученную в ходе исследования информацию, было определено, что деятельность ЦСССДМ достаточно эффективна, о чем свидетельствует динамичное развитие института ДДСТ в условиях социально-экономической и политической нестабильности. Несмотря на это, ряд нерешенных проблем необходимо нивелировать в ближайшее время.

Таким образом, следует отметить, что система ДДСТ развивается и получает распространение, но остается еще ряд нерешенных проблем, что характерно для трансформационных процессов в обществе и требует дальнейшего постепенного урегулирования.

Список литературы

  1. Конвенція ООН про права дитини/Нормативно-законодавча база створення та функціонування прийомних сімей та дитячих будинків сімейного типу. – Дніпропетровськ: Дніпропетр. обласний ЦСССДМ, 2006. – 102 с.
  2. Сімейний кодекс України (витяг)/Нормативно-законодавча база створення та функціонування прийомних сімей та дитячих будинків сімейного типу. – Дніпропетровськ: Дніпропетр. обласний ЦСССДМ, 2006. – 102 с.
  3. Постанова Кабінету Міністрів України від 26 квітня 2002 р. №564 «Про затвердження Положення про прийомну сім’ю»/Нормативно-законодавча база створення та функціонування прийомних сімей та дитячих будинків сімейного типу. – Дніпропетровськ : Дніпропетровський обласний ЦСССДМ, 2006. –102с.
  4. Наказ Міністерства у справах сім’ї, молоді та спорту від 12 травня 2006 р. №1507 «Про затвердження примірного порядку взаємодії Центрів соціальних служб для сім’ї, дітей та молоді і служб у справах неповнолітніх у процесі створення та забезпечення діяльності прийомних сімей та дитячих будинків сімейного типу»/Нормативно-законодавча база створення та функціонування прийомних сімей та дитячих будинків сімейного типу. – Дніпропетровськ : Дніпропетровський обласний ЦСССДМ, 2006. – 102 с.
  5. Наказ Міністерства у справах сім’ї, молоді та спорту від 26 грудня 2006 р. №4353 «Про впровадження рішення колегії Міністерства України у справах сім’ї, молоді та спорту»/Нормативно-законодавча база створення та функціонування прийомних сімей та дитячих будинків сімейного типу. – Дніпропетровськ : Дніпропетровський обласний ЦСССДМ, 2006. – 102 с.
  6. Актуальні проблеми соціально-педагогічної роботи (модульний курс дистанційного навчання)/Капська А.Й., Безпалько О.В., Вайнола Р.Х.; Заг. редакція Капської А.Й. – К., 2002. – 164 с.
  7. Безпалько О.В. Соціальна педагогіка в схемах і таблицях. Навч. посібник. – К.: Центр навчальної літератури, 2003. – 134 с.
  8. Бех В.П. Кадрова політика як технологія формулювання та розвитку кадрового потенціалу менеджменту соціальної роботи//Соціальна робота в Україні: теорія і практика. – 2006. – №1. – С.165-173.
  9. Борисова Ю.В. Методологія та методи соціальних досліджень. – Київ: Державний Центр соціальних служб для молоді, 2003. – 163с.
  10. Бушай І.М. Сучасні моделі соціальної роботи//Соціальна робота в Україні: теорія і практика. – 2003. – №1. – С. 146-149.
  11. Васильєв В.В. Освітньо-кваліфікаційна характеристика як основа підготовки соціальних працівників//Соціальна робота в Україні: теорія і практика – 2003. – №1 – С. 105-109.
  12. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 440 с.
  13. Горлова А.В. Тренинги для социальных работников//Психология зрелости и старения. – 2002. – №4. – С.109-114.
  14. Кадрове забезпечення соціальної роботи у сільській місцевості/Методичні рекомендації для соціальних працівників сільських та селищних центрів СССДМ/Комарова Н.М., Вакуленко О.В., Зінченко А.Г. та ін. – К.:ДСССДМ, 2005. – С.89-94.
  15. Карпенко О.Г. Деякі аспекти активізації процесу професійної підготовки соціальних працівників//Соціальна робота в Україні: теорія і практика – 2005. – №4 – С. 29-37.
  16. Карпенко О.Г. Професійне становлення соціального працівника: Навчально-методичний посібник. – К.: ДЦССМ, 2004. – 164с.
  17. Комарова Н.М., Пєша І.В. Методичні рекомендації для соціальних працівників, державних службовців щодо розвитку сімейних форм виховання/К.: Державний інститут проблем сім’ї та молоді, 2006. – 92с.
  18. Комарова Н.М., Пєша І.В. Методичні рекомендації щодо підготовки та соціального супроводу прийомних сімей та дитячих будинків сімейного типу – К.: Держсоцслужба, 2006. – 118с.
  19. Мальцев В.А., Якимаха Л.И. Групповая психотерапия как фактор профессиональной подготовки социальных работников//Психология зрелости и старения. – 2001. – №4. – С.141-152.
  20. Методичні рекомендації щодо навчання прийомних батьків, соціальних працівників, національних та регіональних тренерів/Комарова Н.М., Пєша І.В. – К.: Держсоцслужба, 2006. – 168с.
  21. Методичні рекомендації щодо сімейного влаштування дітей-сиріт та дітей, позбавлених батьківського піклування (у запитаннях і відповідях). – К.: Держсоцслужба, 2005 – 116 с.
  22. Мигович І.І., Жмир В.Ф., Соціальна робота як професійна діяльність//Соціальна робота в Україні: теорія і практика. – 2005. – №4. – С.113-180.
  23. Науковий супровід, моніторинг та оцінка ефективності соціальних проектів/Яременко О.О., Артюр О.Р., Балакірєва О.М. та ін. – К.: ДЦССМ;Державний інститут проблем сім’ї та молоді, 2002. – 123с.
  24. Педагогічний словник для молодих батьків. – К.: ДЦССМ, перевидання 2003. – 348 с.
  25. Питання формування ефективності родинних форм влаштування дітей, позбавлених батьківського піклування/Комарова Н.М., Мельничук Л.М., Пєша І.В. та ін. – К.: Держ. ін-т. проблем сім’ї та молоді, 2004. – Кн. 2 – 128 с.
  26. Полуектова Н.М., Яковлева И.В. Проблемы диагностики пригодности к социальной работе//Вестник СПбГУ. – 1994. – Вып.3. – С147-160.
  27. Прийомна сім’я: методика створення та соціального супроводу : Науково-методичний посібник/Бевз Г.М., Кузьмінський В.О., Нескучаєва О.І. та ін. – К.: Центр стратегічної підтримки, 2003. – 92 с.
  28. Сосновская Н.Б. Опыт повышения квалификации социальных работников и проблема сопротивления изменениям//Психология зрелости и старения. – 2002. – №4. – С.114-123.
  29. 29.Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред .Галагузовой М.А. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С.192-212.
  30. Соціальна педагогіка. Навч. посібник/За редакцією Капської А.Й. – К., 2000. – 264 с.
  31. Соціальна робота в Україні: Навч. посібник/Звєрєва І.Д., Безпалько О.В., Марченко С.Я. та ін.; Заг. редакція Звєрєвої І.Д., Лактіонової Г.М. – К.: ДЦССМ, 2002. – 256 с.
  32. Соціальна робота: короткий енциклопедичний словник. – К.: ДЦССМ, 2002. – 536 с.
  33. Соціальна робота: Менеджмент соціальної роботи: Навч. Посібник. – К.: ДЦССМ, 2003. – 275с.
  34. Соціальна робота: технологічний аспект/Заг. редакція Капської А.Й. – К.: ДЦССМ, 2004. – 364 с.
  35. Соціальні служби – родині : Розвиток нових підходів в Україні (перевидання)/Заг. редакція Григи І.М., Семигіної Т.В.– К., 2003. – 128 с.
  36. Соціологія: Підручник/Заг. редакція проф. Андрущенка В.Г., проф.. Горлача М.І. – Харків-Київ, 1998. – С. 578-597.
  37. Технологія роботи з різними категоріями клієнтів ЦСССДМ: методичний посібник/Толстоухова С.В., Яременко О.О., Вакуленко О.В. та ін. – К.: ДЦССМ, Держ. ін-т. проблем сім’ї та молоді, 2003. – 88 с.
  38. Трубавіна І.М. Консультування сім’ї. Науково-методичні матеріали. Частина 1. – К.: ДЦССМ, 2003. – 88 с.
  39. Трубавіна І.М. Підготовка соціальних працівників до супроводу дитячих будинків сімейного типу (методичні матеріали). – К.: ДЦССМ, 2002. – 91 с.
  40. Управлінські аспекти соціальної роботи: Курс лекцій. – К.: МАУП, 2002. – 376с.
  41. Шендеровський К.С. Управління соціальною роботою з дітьми та молоддю. Менеджмент соціальної служби. – К., 2002. – 158с.
  42. http.//fcp@holtintnl.org.ua