Формирование орфографической грамотности и основные принципы письма

№124-1,

Педагогические науки

Статья посвящена проблеме формирования орфографической грамотности школьников. Отмечается, что орфографическая грамотность является одной из составных частей общей языковой культуры. В статье выделены принципы орфографии, с учётом которых формулируются правила написания слов.

Похожие материалы

Большое место в школьном курсе русского языка занимает орфография, основной целью которой является формирование орфографической грамотности.

Существуют различные подходы к понятию орфографическая грамотность. Так, А. Н. Гвоздев орфографическую грамотность квалифицирует как «способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением, умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т. е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой в слабой и, значит, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании» [1, с. 18]. Т. П. Сальникова уверена, что орфографическая грамотность является «компонентом орфографического навыка, обеспечивая обнаружение и опознавание орфограммы» [3, с. 7].

Выделяют два уровня орфографической грамотности — абсолютная и относительная. Абсолютная орфографическая грамотность — это умение пользоваться всеми действующими в определенный исторический период правилами, а также умение безошибочно писать все слова с непроверяемыми орфограммами. Относительная орфографическая грамотность — это умение писать слова в соответствии с изученными в школе правилами, включая слова с непроверяемыми орфограммами.

Школьное обучение не ставит целью обеспечение абсолютной орфографической грамотности своих выпускников. Объясняется это тем, что обучающиеся осваивают не все орфографические правила, а лишь часть из них. Кроме того, грамотность такого типа находится практически на недостижимом уровне, поскольку в языке существует огромное количество слов, правописание которых не координируется никакими правилами. Об этом писал еще Л. В. Щерба, отметивший, что абсолютно грамотными в орфографии и пунктуации являются очень немногие опытные корректоры, а также немногие учителя русского языка. Все остальные люди, — подчеркнул ученый, — «грамотны лишь относительно» [2, с. 23]. Нельзя не согласиться с ученым. Кроме того, мы уверены, что даже если бы на достижение абсолютной орфографической грамотности составители школьных программ отвели бы все учебные часы, то и в этом случае вряд ли бы выпускники школ в совершенности знали бы все орфографические правила, поэтому школьный курс языка ставит своей целью формирование относительной орфографической грамотности обучающихся. Кроме того, мы согласны с А. В. Текучевым, что для того, чтобы быть орфографически грамотным, недостаточно знать принципы и правила орфографии, уметь объяснить написание слов, «все эти знания и умения надо обратить в навык» [4, с. 34].

Правила написания базируются на теоретических положениях — принципах, лежащих в основе правописания. По определению Т. П. Сальниковой, «орфографические принципы — это регулирующие идеи выбора букв там, где звук (фонема) может быть обозначен вариативно» [3, с. 41]. М. В. Панов, обозначая принцип как «главное требование, которому подчинены орфографические правила», корреляцию правил и принципов орфографии формулирует следующим образом: «Всё многообразие действующих в разных языках орфографических правил подчинено немногим требованиям, или, как принято говорить в науке о языке, принципам» [2, с. 48].

До настоящего времени в языке нет единой точки зрения по вопросу о количестве принципов русской орфографии. На протяжении прошлого столетия в русской орфографии выделялось разное количество орфографических принципов — от двух до шести (Л. Р. Зиндер, В. Ф. Иванова, Л. В. Щерба, Л. Л. Касаткин). Русская орфография современного периода базируется на трёх основных принципах: морфологическом, фонетическом, традиционном. Каждый из них представляет собой совокупность правил, являющихся добавочным элементом конкретного принципа к определённым явлениям языка.

Как известно, преобладающим принципом письма является морфологический, регулирующий более 90% написаний. В его основе — поиск родственных слов, определение происхождения того или иного слова. По Н. Д. Богоявленскому, «правописание, строящееся на морфологическом принципе, внешне расходится с произношением, но не резко и лишь в определенных морфологических звеньях речи: на стыке морфем, в абсолютном конце слов для согласных и внутри морфем для гласных» [2, с. 65].

Фонетический принцип орфографии заключается в том, что в отдельных группах морфем на письме может отражаться произношение, вызванное позиционными изменениями звуков. Он предполагает такое написание слов, при котором их буквенный состав максимально приближается к звуковому, и реализуется в таких орфографических правилах, как, например, правописание приставок, заканчивающихся на з / с, гласной в приставке роз / раз / рос /рас, корней, начинающихся на гласную и, после приставок, заканчивающихся на согласный (искать — обыскать).

Традиционный принцип регулирует написание корней с чередованиями (лаг / лож, мак / мок, зар / зор), непроверяемых гласных (каравай, компот) и согласных (сверстник), разделительных знаков (съезд, вьюга), правописание гласных после шипящих (машина, жизнь) и ц (цыган), мягкого знака после непарных по твердости / мягкости согласных в грамматической функции. Смысл традиционного принципа заключается в том, что слова пишутся так, как исторически сложилось, следуя закрепленной традиции. Традиционные написания не подлежат обоснованию ни морфологически, ни фонетически, следовательно, написание таких слов обучающимся приходится запоминать, а для проверки пользоваться словарями. Их нельзя распознать по сильным позициям соответствующих гласных и согласных фонем, однако они имеют значимый атрибут морфологического написания: во всех вариантах сохраняется написание морфемы, поэтому можно говорить о том, что традиционный принцип по своей роли близок принципу морфологическому. Конечно, лежащие в основе традиционного принципа непроверяемые (беспроверочные) написания всегда трудны для обучающихся, поэтому только обращение к семантике и этимологии слова могут помочь при их освоении.

Кроме фонетического, морфологического и традиционного принципов, в процессе письма часто используются так называемые дифференцировочные (или чаще: дифференцирующие) написания. Они реализуются в случаях, когда посредством орфографии необходимо разграничить одинаково звучащие слова, совпадающие фонетически: балл (оценка) и бал (танцевальный вечер), плачь (глагол) и плач (имя существительное), кампания (работа или действие, проводимое в определенный период и нацеленное на решение какой-либо задачи) и компания (группа лиц, вместе проводящих время). Как видим, эти случаи построены на омонимии, а сами слова являются омофонами. Отметим, в языке были случаи, когда дифференцировочные написания пытались выделить в отдельный, самостоятельный принцип русской орфографии. Однако современной лингвистической наукой этот факт не принимается. Так, М. В. Панов считает их лишь частным случаем традиционного принципа [2], А. Н. Гвоздев, выделяя дифференцирующие написания, при этом подчеркивает, что «нет оснований говорить о принципе дифференциации» [1, с. 63].

Таким образом, орфография, занимающая большое место в школьном курсе русского языка, основное внимание уделяет формированию орфографической грамотности, причем речь может идти только о формировании относительной орфографической грамотности, так как обучающиеся в школе осваивают не все орфографические правила, а лишь часть из них. Кроме того, в языке существует огромное количество слов, правописание которых не координируется никакими правилами, а требует запоминания или обращения к словарям. В целом же, правила написания базируются на принципах, лежащих в основе орфографии. В современном русском языке на сегодняшний день преобладающими являются морфологический, фонетический и традиционный принципы письма.

Список литературы

  1. Гвоздев, А. Н. Основы русской орфографии / А. Н. Гвоздев. — 5-е изд., доп. — Москва : Ленанд, 2016. — 122 с. — ISBN: 5971023640.
  2. Панов, М. В. Теория письма. Орфография. Современный русский язык / М. В. Панов ; под ред. В. А. Белошпаковой. — 2-е изд. — М. : Высшая школа 2009. –256 с.
  3. Сальникова Т. П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи / Т. П. Сальникова. — Москва. : ТЦ Сфера, 2001. — 187 с. — ISBN: 5-89144-126-8. — Текст : непосредственный.
  4. Текучев А. В. Хрестоматия по методике русского языка: русский язык как предмет преподавания : пособие для учителей / А. В. Текучев. — Москва : Просвещение, 1982. –272 с.